Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:57, контрольная работа
Создание носителей первичной учетной информации (документов) – это трудоемкий процесс, на который затрачивается более половины рабочего времени. Поток документов, обрабатываемый бухгалтерами, настолько велик, что даже большой штат счетных работников зачастую не в состоянии справиться с ним вручную. Поэтому сокращение трудоемкости учетных работ путем автоматизации учета является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями многих предприятий.
Порядок создания первичных учетных документов, сроки передачи их в бухгалтерскую службу определяются утвержденным графиком документооборота.
Типовые формы первичной учетной документации
Первичные учетные документы стандартизированы: организации должны использовать бланки типовых (унифицированных) форм, а также бланки специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами. В настоящее время применяются типовые формы первичной учетной документации:
– по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
– по учету труда и его оплаты;
– по учету основных средств и нематериальных активов;
– по учету материалов;
– по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
– по учету работ в капитальном строительстве;
– по учету работы строительных машин и механизмов;
– по учету работ в автомобильном транспорте;
– по учету результатов инвентаризации;
– по учету кассовых операций;
– по учету торговых операций.
Типовые формы первичной учетной документации применяются организациями всех форм собственности и отраслевой принадлежности. Типовые формы предусматривают возможность обработки информации как традиционными методами, так и с применением средств вычислительной техники.
Типовые формы имеют рекомендуемый формат, содержат минимальное и не-
обходимое количество реквизитов. Допускается включать в типовые формы
недостающие реквизиты, исходя из особенностей производства.
Бланки типовых форм приобретаются организацией или могут быть изготовлены ею самостоятельно с применением средств вычислительной техники. В условиях автоматизации бухгалтерского учета при заполнении форм могут использоваться цифровые коды. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.
Таблица 1.1 Типовые формы по учету труда и его оплаты
Номер |
Наименование |
Т-1 Т-2 Т-4 Т-5 Т-6 Т-8
Т-12
Т-13 Т-49 Т-51 Т-53 Т-54 Т-54а |
Приказ (распоряжение) о приеме на работу Личная карточка Учетная карточка научного работника Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Табель учета использования рабочего времени Расчетно-платежная ведомость Расчетная ведомость Платежная ведомость Лицевой счет Лицевой счет |
Таблица 1.2 Типовые формы по учету основных средств и нематериальных активов
Номер |
Наименование |
ОС-1 ОС-3
ОС-4а ОС-6
ОС-14 ОС-15 ОС-16 НМА-1 |
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств Акт приемки-сдачи Акт на списание автотранспортных средств Инвентарная карточка учета основных средств (зданий и сооружений) Акт о приемке оборудования Акт приемки-передачи оборудования в монтаж Акт о выявленных дефектах оборудования Карточка учета нематериальных активов |
Таблица 1.3 Типовые формы по учету кассовых операций
Номер |
Наименование |
КО-1 КО-2 КО-3 КО-4 КО-5 |
Приходный кассовый ордер Расходный кассовый ордер Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов Кассовая книга Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств70 |
Таблица 1.4 Типовые формы по учету материалов
Номер |
Наименование |
М-2 М-2а М-4 М-7 М-8 М-11 М-15 М-17 М-35 |
Доверенность Доверенность Приходный ордер Акт о приемке материалов Лимитно-заборная карта Требование-накладная Накладная на отпуск материалов на сторону Карточка учета материалов Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений |
Таблица 1.5 Типовые формы по учету работ в капитальном строительстве, по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов
Номер |
Наименование |
КС-3 КС-6 КС-11 КС-14
МБ-2 МБ-4 МБ-7
МБ-8 |
Справка о стоимости выполненных работ и затрат Общий журнал работ Акт приемки законченного строительством объекта Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
Таблица 1.6 Типовые формы по учету результатов инвентаризации
Номер |
Наименование |
Инв-1 Инв-1а Инв-2 Инв-3 Инв-4
Инв-5
Инв-6
Инв-8 Инв-8а
Инв-9
Инв-10
Инв-11 Инв-15 Инв-16
Инв-17
Прил. к ф.Инв-17 Инв-18
Инв-19
Инв-22
Инв-23
Инв-24
Инв-25
Инв-26 |
Инвентаризационная опись основных средств Инвентаризационная опись нематериальных активов Инвентаризационный ярлык Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании и других изделиях Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств Акт инвентаризации расходов будущих периодов Акт инвентаризации наличных денежных средств Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией |
Подпись первичных документов
Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов. Должно быть ограничено количество лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материальных ценностей. Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа власти). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
В случае разногласий
между руководителем
Проверка первичных документов
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной
проверке. Сначала документы проверяются по форме, то есть на полноту и
правильность оформления, на наличие всех обязательных реквизитов. Далее
документы проверяются по содержанию: контролируется законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей, правильность арифметических подсчетов.
Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы
по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы
главному бухгалтеру организации для принятия решения. Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования.
Проверенные документы таксируются и контируются, то есть производится
денежная оценка произведенной операции и определяется соответствующая
корреспонденция счетов. На некоторые первичные документы ставится так
называемый контировочный штамп.
Регистры бухгалтерского учета
Данные о финансово-
учетных документах, должны систематизироваться, накапливаться и отражаться в виде бухгалтерских проводок. Для этой цели предназначены регистры бухгалтерского учета (учетные регистры).
Регистры бухгалтерского учета (учетные регистры) – это таблицы определенного формата и графления, на которых ведется систематическая и хронологическая запись хозяйственных операций. Учетные регистры являются основными носителями учетной информации. В зависимости от характера учетных записей учетные регистры делятся на регистры хронологической записи и регистры систематической записи.
В регистрах хронологической
записи регистрация финансово-
операций производится
в хронологической
В регистрах систематической
записи регистрация финансово-
операций производится в соответствии с системой счетов бухгалтерского учета. К регистрам систематической записи относятся Кассовая книга, Главная книга и др.
Регистры систематической записи подразделяются на регистры синтетического учета и регистры аналитического учета.
К регистрам синтетического учета относятся мемориальные ордера, оборотные ведомости по синтетическим счетам, Главные книги и пр.
К регистрам аналитического
учета относятся расчетные
аналитического учета. К таким регистрам относятся некоторые журналы-
ордера.
В зависимости от формы построения учетные регистры подразделяются на
регистры двусторонней,
односторонней и шахматной
В регистрах двусторонней формы учетные записи по приходу и расходу какого-либо имущества производятся раздельно: слева – по приходу, справа – по расходу.
При односторонней форме учетного регистра записи по приходу и расходу не разносятся.
В регистре шахматной формы по горизонтали указываются дебетуемые счета, а по вертикали – кредитуемые (или наоборот). Сумма по операции проставляется на пересечении горизонтали и вертикали, которые соответствуют дебетуемому и кредитуемому счету. Примером регистра шахматной формы является шахматная ведомость.
Внешний вид учетных регистров
В зависимости от внешнего вида учетные регистры подразделяются на:
– карточки,
– отдельные листы,
– специальные книги (журналы),
– машинограммы.
Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки учета основных средств) и материально-производственных запасов (карточки учета материалов, карточки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Карточки не скрепляются между собой, а хранятся в специальных ящиках – картотеках. Карточки открываются на один год и регистрируются в специальном реестре. Так создается картотека малоценных и быстроизнашивающихся предметов, основных средств, материалов.
Отдельные листы – учетные регистры большего формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и заводятся, как правило, на один месяц или квартал. К ним относятся журналы-ордера, ведомости. Это самый распространенный вид учетных регистров. Преимуществом отдельных листов и карточек является возможность их заполнения с использованием технических средств.