Документирование хозяйственных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Создание носителей первичной учетной информации (документов) – это трудоемкий процесс, на который затрачивается более половины рабочего времени. Поток документов, обрабатываемый бухгалтерами, настолько велик, что даже большой штат счетных работников зачастую не в состоянии справиться с ним вручную. Поэтому сокращение трудоемкости учетных работ путем автоматизации учета является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями многих предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Порядок создания первичных учетных документов, сроки передачи их в бухгалтерскую службу определяются утвержденным графиком документооборота.

Типовые формы  первичной учетной документации

Первичные учетные документы стандартизированы: организации должны использовать бланки типовых (унифицированных) форм, а также бланки специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами. В настоящее время применяются типовые формы первичной учетной документации:

– по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;

– по учету труда и  его оплаты;

– по учету основных средств  и нематериальных активов;

– по учету материалов;

– по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

– по учету работ в  капитальном строительстве;

– по учету работы строительных машин и механизмов;

– по учету работ в  автомобильном транспорте;

– по учету результатов  инвентаризации;

– по учету кассовых операций;

– по учету торговых операций.

Типовые формы первичной  учетной документации применяются  организациями всех форм собственности и отраслевой принадлежности. Типовые формы предусматривают возможность обработки информации как традиционными методами, так и с применением средств вычислительной техники.

Типовые формы имеют  рекомендуемый формат, содержат минимальное и не-

обходимое количество реквизитов. Допускается включать в  типовые  формы 

недостающие реквизиты, исходя из особенностей производства.

Бланки  типовых форм приобретаются организацией или  могут быть изготовлены ею самостоятельно с применением средств вычислительной техники. В условиях автоматизации бухгалтерского учета при заполнении форм могут использоваться цифровые коды. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.

 

Таблица 1.1  Типовые формы по учету труда и его оплаты 

Номер

Наименование 

Т-1

Т-2

Т-4

Т-5

Т-6

Т-8

 

Т-12

 

Т-13

Т-49

Т-51

Т-53

Т-54

Т-54а

Приказ (распоряжение) о  приеме на работу

Личная карточка

Учетная карточка научного работника

Приказ (распоряжение) о  переводе на другую работу

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска

Приказ (распоряжение) о  прекращении трудового договора (контракта)

Табель учета использования  рабочего времени и расчета заработной

платы

Табель учета использования  рабочего времени

Расчетно-платежная ведомость

Расчетная ведомость

Платежная ведомость

Лицевой счет

Лицевой счет


 

Таблица 1.2  Типовые формы по учету основных средств и нематериальных     активов

Номер

Наименование 

ОС-1

ОС-3

 

ОС-4а 

ОС-6

 

ОС-14

ОС-15

ОС-16

НМА-1

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных объектовОС-4 Акт  на списание основных средств

Акт на списание автотранспортных средств

Инвентарная карточка учета  основных средств (зданий и сооружений)

Акт о приемке оборудования

Акт приемки-передачи оборудования в монтаж

Акт о выявленных дефектах оборудования

Карточка учета нематериальных активов


 

 

Таблица 1.3  Типовые формы по учету кассовых операций 

 

Номер

Наименование 

КО-1

КО-2

КО-3

КО-4

КО-5

Приходный кассовый ордер

Расходный кассовый ордер

Журнал регистрации  приходных и расходных кассовых документов

Кассовая книга

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств70


 

Таблица 1.4  Типовые формы по учету материалов 

 

Номер

Наименование 

М-2

М-2а

М-4

М-7

М-8

М-11

М-15

М-17

М-35

Доверенность

Доверенность

Приходный ордер 

Акт о приемке материалов

Лимитно-заборная карта

Требование-накладная

Накладная на отпуск материалов на сторону

Карточка учета материалов

Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при 

разборке и демонтаже зданий и сооружений


 

Таблица 1.5  Типовые формы по учету работ в капитальном строительстве, по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов 

 

Номер

Наименование 

КС-3

КС-6

КС-11

КС-14

 

МБ-2

МБ-4

МБ-7

 

МБ-8

Справка о стоимости  выполненных работ и затрат

Общий журнал работ

Акт приемки законченного строительством объекта 

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной

комиссией

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных  приспособлений

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов


 

 

 

 

 

Таблица 1.6  Типовые формы по учету результатов инвентаризации 

 

Номер 

Наименование 

Инв-1

Инв-1а

Инв-2

Инв-3

Инв-4

 

Инв-5

 

Инв-6

 

Инв-8

Инв-8а

 

 

Инв-9

 

Инв-10

 

Инв-11

Инв-15

Инв-16

 

Инв-17

 

Прил. к ф.Инв-17

Инв-18

 

Инв-19

 

Инв-22

 

Инв-23

 

Инв-24

 

Инв-25

 

Инв-26

Инвентаризационная опись  основных средств

Инвентаризационная опись  нематериальных активов

Инвентаризационный ярлык

Инвентаризационная опись  товарно-материальных ценностей

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

Инвентаризационная опись  товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

Акт инвентаризации драгоценных  металлов и изделий из них

Инвентаризационная опись  драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных  единицах (узлах), оборудовании и других изделиях

Акт инвентаризации драгоценных  камней, природных алмазов и изделий  из них

Акт инвентаризации незаконченных  ремонтов основных средств

Акт инвентаризации расходов будущих периодов

Акт инвентаризации наличных денежных средств

Инвентаризационная опись  ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими  дебиторами и кредиторами

Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

Сличительная ведомость  результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации

Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации

Акт о контрольной  проверке правильности проведения инвентаризации ценностей

Журнал учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией


 

Подпись первичных документов

 

Руководитель организации  по согласованию с главным бухгалтером  утверждает перечень лиц, имеющих право  подписи первичных документов. Должно быть ограничено количество лиц, имеющих  право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материальных ценностей. Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа власти). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

 

Проверка первичных документов

 

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной

проверке. Сначала документы  проверяются  по форме, то есть на полноту и

правильность оформления, на наличие всех обязательных реквизитов. Далее 

документы проверяются  по содержанию: контролируется законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей, правильность арифметических подсчетов.

Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы

по операциям, которые  противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы

главному бухгалтеру организации для принятия решения.  Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования.

Проверенные документы таксируются и контируются, то есть производится

денежная оценка произведенной  операции и определяется соответствующая 

корреспонденция счетов. На некоторые первичные документы  ставится так 

называемый контировочный  штамп.

 

 

Регистры бухгалтерского учета 

Данные о финансово-хозяйственных  операциях, содержащиеся в первичных

учетных документах, должны систематизироваться, накапливаться  и отражаться в виде бухгалтерских  проводок. Для  этой цели предназначены регистры бухгалтерского учета (учетные регистры).

Регистры бухгалтерского учета (учетные регистры) – это таблицы определенного формата и графления, на которых ведется систематическая и хронологическая запись хозяйственных операций. Учетные регистры являются основными носителями учетной информации. В зависимости от характера учетных записей учетные регистры делятся на регистры хронологической записи и регистры систематической записи.

В регистрах  хронологической  записи регистрация финансово-хозяйственных 

операций производится в хронологической последовательности, т.е. в порядке их  совершения.  К  данным  регистрам  относится  Регистрационный журнал.

В регистрах  систематической  записи регистрация финансово-хозяйственных 

операций производится в соответствии с системой счетов бухгалтерского учета. К регистрам  систематической записи относятся  Кассовая книга, Главная книга и др.

Регистры систематической  записи подразделяются на регистры синтетического учета и регистры аналитического учета.

К регистрам синтетического учета относятся мемориальные ордера, оборотные ведомости по синтетическим  счетам, Главные книги и пр.

К регистрам  аналитического учета относятся расчетные ведомости  по начислению заработной платы рабочим  и служащим, лицевые счета, карточки учета материалов, инвентарные карточки учета основных средств. Некоторые  регистры могут использоваться как для синтетического, так и для

аналитического учета. К таким регистрам относятся  некоторые журналы-

ордера.

В зависимости от формы  построения учетные регистры подразделяются на

регистры двусторонней, односторонней и шахматной формы.

В регистрах двусторонней формы учетные записи по приходу и расходу какого-либо имущества производятся раздельно: слева – по приходу, справа – по расходу.

При односторонней форме учетного регистра записи по приходу и расходу не разносятся.

В регистре шахматной  формы по горизонтали указываются дебетуемые счета, а по вертикали – кредитуемые (или наоборот). Сумма по операции проставляется на пересечении горизонтали и вертикали, которые соответствуют дебетуемому и кредитуемому счету. Примером регистра шахматной формы является шахматная ведомость.

Внешний вид учетных регистров 

В зависимости от внешнего вида учетные  регистры подразделяются на:

– карточки,

– отдельные листы,

– специальные книги (журналы),

– машинограммы.

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки учета основных средств) и материально-производственных запасов (карточки учета материалов, карточки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Карточки не скрепляются между собой, а хранятся в специальных ящиках  – картотеках.  Карточки открываются на один год и регистрируются в специальном реестре. Так создается картотека малоценных и быстроизнашивающихся предметов, основных средств, материалов.

Отдельные листы – учетные регистры большего формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и заводятся, как правило, на один месяц или квартал. К ним относятся журналы-ордера, ведомости. Это самый распространенный вид учетных регистров. Преимуществом отдельных листов и карточек является возможность их заполнения с использованием технических средств.

Информация о работе Документирование хозяйственных операций