Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:34, курсовая работа
Важнейшая задача государственной экономической политики Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшее составляющее её конкурентоспособности имеет при этом решающее значение.
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [13, c. 384]
Стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение наибольшей пользы для общества. Все нормативные документы по стандартизации подразделяются на:
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты:
В зависимости от масштабности распространения стандарты подразделяются на:
Одно из основных требований к деятельности по стандартизации – её системность, т.е. обеспечения взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключения дублирования требований по стандартизации.
Международный опыт свидетельствует о том, что кроме стандартизации необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции, является сертификация.
Системы сертификации продукции можно классифицировать по классификационным признакам (Приложение 4).
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определённым требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определённым стандартам или требованиям. [5, c. 197]
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.
Основными видами сертификации по субъекту проведения являются: самосертификация, осуществляемая изготовителем; сертификация, осуществляемая потребителем; сертификация, проводимая специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя.
Основными целями сертификации являются:
Сертификация основывается на следующих принципах:
Национальным органом по сертификации является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт Республики Беларусь), который выполняет следующие функции:
В рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь Госстандарт Республики Беларусь обеспечивает создание организационно-методической базы сертификации, разрабатывает правила сертификации однородных видов продукции, работ и услуг, готовит экспертов по сертификации, а также ведёт Реестр Национальной системы сертификации, включающий следующие разделы:
Информационное обеспечение по вопросам сертификации осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС). Законодательная база сертификации включает Законы Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «О защите прав потребителей». Национальная система сертификации применяет знаки соответствия стандартам Республики Беларусь (Приложение 5).
В области сертификации систем качеств в Национальной системе сертификации Республики Беларусь осуществляется сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 (Приложение 6).
1.3. Сущность и назначение конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счёт производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноимённого товара и предпочтения потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.[1, c. 67]
Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, то есть возможность успешной продажи на конкретном рынке в определённый момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение продукции на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольшей эффект по отношению к цене потребления. [3, c. 17]
Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности продукции. Низкокачественная продукция обладает низкой конкурентоспособностью.
Качество и конкурентоспособность
представляют собой различные характеристики
продукции. В отличие от качества конкурентоспособность
продукции определяется только теми свойствами,
которые представляют интерес для покупателя
и удовлетворяют конкретную потребность.
Прочие свойства товара, формирующие его
качество, потребителем могут игнорироваться
и при оценке конкурентоспособности не
учитываются.
[4, c.97]
Различия в определении конкурентоспособности и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества за эталон берётся аналогичный товар. При этом изделия классифицируются по показателям, характеризующим не только область применения, но и конкретные конструктивные и технологические особенности, что ещё более ограничивает возможности выбора базы для сравнения.
При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берётся конкретная потребность, и в качестве эталона могут использоваться неоднородные товары, например товары-заменители.
Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество – это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность – отношение потребителей к этим свойствам товара.
Также между качеством и конкурентоспособностью существует тесная связь. Во-первых, они определяются совокупностью свойств товара, а во-вторых, представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса.
Второй составляющей конкурентоспособности является цена продукции.
Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждая продукция характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).
Цена потребления (Цп) складывается из цены приобретения товара (Цпр), расходов на транспортировку (Рт), стоимости установки или монтажа (Су), затрат на хранение (Зх), расходов по обслуживанию (Ро), затрат на ремонт (Зр), затрат на ликвидацию (Зл), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара (Зн), и прочих затрат (Зпр):
Цп = Цпр + Рт + Су + Зх + Ро + Зр + Зл + Зн + Зпр. (3)
Таким образом, всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате её сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику продукции, отражающую её отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию. [13, c. 421]
С конкурентоспособностью продукции связан и другой показатель – конкурентоспособность предприятия.
В отличие от конкурентоспособности продукции, которая отражает сложившееся в данный момент положение на рынке, конкурентоспособность предприятия характеризует его потенциал по изменению этого положения, его способность изменить конкурентоспособность продукции. Кроме того, конкурентоспособность продукции оценивается только применительно к конкретному рынку. Один и тот же товар может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособным.
Основными условиями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности, являются следующие:
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции