Конспекты лекций по бухгалтерскому учету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по бухгалтерскому учету.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект лекций по БУиА.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ расходы на ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в периоде их осуществления в размере фактических затрат (также учитываются соответствующие расходы арендатора амортизируемых средств, если договором их возмещение не предусмотрено арендодателем).

4. Прием законченного ремонта оформляется Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3). В акте отражаются:

  • наименование объекта с указанием балансовой стоимости и суммы начисленной амортизации;
  • инвентарный номер объекта;
  • код заказа, которым является данный ремонт для ремонтного цеха;
  • корреспонденция счетов;
  • объем выполненных работ;
  • сроки начала и окончания ремонта;
  • сметная стоимость ремонта;
  • фактическая стоимость ремонта.

Акт подписывается представителями ремонтного цеха и цеха или службы, где эксплуатируется данный объект.

Аренда основных средств

1. Аренда - предоставление имущества в соответствии с договором во временное пользование за определенную плату (арендную плату). Сторона, предоставляющая имущество во временное пользование, называется арендодателем, а сторона, получающая его, - арендатором. Выделяются следующие виды аренды основных средств:

  • в зависимости от продолжительности (времени):
    • краткосрочная аренда - сроком не более одного года;
    • среднесрочная аренда - сроком от одного года до трех лет;
    • долгосрочная аренда - сроком более трех лет;
  • в зависимости от условий передачи собственности аренда может быть:
    • финансируемой (лизинг) - аренда, договор которой предусматривает переход арендуемых основных средств в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при внесении арендатором всей оговоренной договором выкупной цены;
    • текущей, которая сводится к удовлетворению временной потребности арендатора в отдельных, предметах основных средств или в жилых и производственных помещениях. Право собственности на имущество остается за арендодателем.

При этом риск потери и порчи основного средства определяется условиями договора; капитальный ремонт имущества арендодатель производит за свой счет, а текущий ремонт осуществляет арендатор, который также несет расходы по содержанию имущества (если иное не оговорено договором).

2. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом.

Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств.

Установленная арендная плата включает сумму амортизационных отчислений и арендный процент. Арендная плата не может быть меньше суммы амортизационных отчислений, иначе арендодатель окажется в убытке. Получаемый арендодателем .арендный процент - это его доход от заключенной сделки.

Арендатор при текущей аренде включает арендную плату в затраты производства (отражая по дебету счетов 20, 25, 26, 44 и др. или 97 - при оплате за следующие отчетные периоды), а арендодатель - в состав операционных доходов (кредитуют счет 91 или 98 - за следующие периоды); при этом начисляемая арендодателем амортизация основных средств относится к операционным расходам.

Арендодатель отражает переданные в текущую аренду основные средства на отдельном субсчете счета 01, а арендатор - на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".

В учете для отражения взаимоотношений арендатора с арендодателем используется активно-пассивный счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Расчеты предприятия как арендодателя со своими арендаторами являются расчетами с дебиторами (счет 76 используется как активный), а расчеты предприятия как арендатора со своими арендодателями -это расчеты с кредиторами (счет 76 используется как пассивный).

3. Лизинг - особый вид финансовой аренды. Ее особенностью является то, что арендодатель приобретает основные средства для арендатора и предоставляет их во временное владение и пользование для предпринимательских целей на длительное время; при этом срок аренды близок к сроку службы арендованных объектов. Сумма платежа включает стоимость объекта основных средств, проценты за кредит, комиссионные платежи. Лизинг можно представить как кредит, выдаваемый арендатору. При этом объект основных средств является собственностью арендодателя, после окончания срока аренды и выкупа в соответствии с договором аренды переходит в собственность арендатора; вместе с тем риск, связанный с порчей и гибелью объекта, принимает на себя арендатор.

Предоставляемые в аренду объекты должны быть приобретены арендодателем специально для сдачи в аренду данному арендатору с обязательным уведомлением продавца. Сделка будет трехсторонней, объединяющей арендатора, арендодателя и поставщика арендуемого оборудования. При этом арендодателем чаще всего выступает банк или специальная лизинговая компания, а поставщиком является, как правило, производитель объектов основных средств. Между всеми участниками сделки при этом заключается договор о лизинге

Инвентаризация основных средств

1. Инвентаризация основных средств позволяет получить полные и достоверные данные о наличии и структуре средств предприятия, его подразделения, определить их восстановительную стоимость и степень износа. Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и уточнить их.

Перед началом инвентаризации следует проверить:

  • наличие и правильное оформление документов по учету основных средств (инвентарных карточек и других регистров аналитического учета), кроме того, и технической документации;
  • документы на арендованные основные средства, полученные и переданные в аренду, а также на ответственное хранение (в случае их отсутствия следует их оформить либо получить).

2. Число инвентаризаций в году, даты их проведения устанавливаются предприятием. Инвентаризации проводятся инвентаризационной комиссией (в которую руководитель включает представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии, специалистов) в обязательном порядке:

  • перед составлением годового бухгалтерского отчета (в срок не ранее 1 ноября);
  • при смене материально ответственного, в подотчете у которого находятся средства;
  • при установлении фактов злоупотреблений или хищений, порчи ценностей, после стихийных бедствий.

3. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись. Инвентаризационная опись основных средств (форма ИНВ-1) составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию.

Инвентаризационная опись предназначена для отражения данных инвентаризации по состоянию на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.

После оформления инвентаризационных описей определяется результат инвентаризации (излишки или недостача) путем сопоставления фактических и учетных данных.

4. Выявленные излишки основных средств считаются доходом предприятия, их приходуют по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы".

Когда имеется недостача или порча объектов основных средств, то следует списать их первоначальную стоимость с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет субсчета 01 "Выбытие основных средств", а сумму начисленной амортизации - с кредита субсчета "Выбытие основных средств" в дебет счета 02 "Амортизация основных средств".

Выявленная таким образом остаточная стоимость основных средств списывается с кредита субсчета "Выбытие основных средств" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", после чего недостачи должны быть отнесены на виновника по рыночной стоимости через счет 73 (Д-т сч. 73; К-т сч. 94). Сумму превышения рыночной цены над остаточной стоимостью фиксируют по дебету счета 94 в корреспонденции с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов".

При погашении задолженности виновником недостачи соответствующую часть поступившей суммы (например, в денежном выражении) списывают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При отсутствии виновников или при отказе во взыскании судом соответствующие суммы относятся на дебет счета 91 в корреспонденции со счетом 94.

Следует отметить, что в результате инвентаризации основных средств могут быть обнаружены испорченные средства труда. В этом случае дополнительно полученные, например, материалы учитываются по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы".

Учет труда и заработной платы

1. Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Заработная плата является основным источником доходов работников фирмы.

Трудовые доходы работника определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных итогов деятельности предприятия. Они регулируются налогами и не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законодательством для всех предприятий на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Учет труда, заработной платы и расчетов с работниками предприятий ведется на основе федеральных, региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятия, включая отношения по оплате труда.

2. Основными задачами учета труда и заработной платы являются:

  • правильное и своевременное начисление заработной платы и выдача ее в установленные сроки;
  • правильное распределение сумм начисленной заработной платы и единого социального налога по направлениям затрат;
  • правильное и своевременное удержание и перечисление налога на доходы физических лиц;
  • правильное начисление и своевременное перечисление единого социального налога (обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды), удержаний за причиненный предприятию материальный ущерб, по исполнительным листам в пользу отдельных юридических и физических лиц;
  • учет расчетов с работниками-предприятия, бюджетом, органами социального страхования и обеспечения;
  • сбор и группировка показателей по труду и заработной плате (точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ) для целей оперативного руководства и составления отчетности;
  • контроль за использованием трудовых ресурсов, фонда заработной платы.

3. Юридической формой взаимоотношений администрации с членами трудового коллектива являются коллективный трудовой договор и трудовые договоры с работниками, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия. Отдельные лица могут работать на предприятии по совместительству, соглашениям и договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, перевозки и др.).

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам, определенным ст. 41 Трудового кодекса РФ (как то: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха; экологическая безопасность и охрана здоровья и др. вопросы).

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Также в коллективный договор включаются нормативные положения, если в нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Первичными документами по учету кадров (рабвчих и служащих и их движения) являются:

  • приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма Т-1) - применяется для оформления и учета принимаемых по трудовому контракту сотрудников; на основании его в отделе кадров оформляется учетная (личная) карточка работника, делается запись в его трудовой книжке, открывается личный лицевой счет в бухгалтерии. Работнику присваивается табельный номер, который проставляется во всех документах по учету труда и заработной платы;
  • приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма Т-5). на основании которого делаются соответствующие записи в личной карточке, лицевом счете и вносился запись в трудовую книжку, изменяется табельный номер;
  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма Т-6). на основании которого отдел кадров делает отметку в личной карточке, а бухгалтерия производит расчет отпускных по форме Т-60;
  • приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма Т-8). в соответствии с которым отдел кадров оформляет соответствующие записи в трудовой книжке работника и его личной карточке, бухгалтерия производит полный расчет с работником по форме Т-61.

Кроме того, в организациях также применяются: Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма Т-9), Командировочное удостоверение (форма Т-10), Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма Т-11) и др

Информация о работе Конспекты лекций по бухгалтерскому учету