Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Объект моего исследования является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь ………….4
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование ……………………………………….13
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь ………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы ……………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВ.Налоговая система.docx

— 64.02 Кб (Скачать файл)

 В теории и практике  налогов большое значение имеют  методы построения налоговых  ставок, среди которых выделяются:

* твердые ставки - определяются  в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);

* пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу, обороту  либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество  предприятия, налогу на прибыль);

* прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта  облагаемого дохода по действующей  шкале. Прогрессия бывает двух  видов - простая и сложная. При  простой прогрессии ставка налога  растет и распространяется на  всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения  делится на части, каждая из  которых облагается своей ставкой,  то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;

 

* регрессивные ставки - понижаются  по мере роста объекта налога  и устанавливаются обычно не  в процентах, а в абсолютных суммах.

Начисление налогов может производиться двумя методами:

· некумулятивным, когда  налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;

· кумулятивным, при котором  исчисление налога производится нарастающим  итогом с начала года (НДС, налог на прибыль).

Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

Согласно Налоговому кодексу  «налоговыми льготами признаются предоставляемые  отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством  преимущества по сравнению с другими  плательщиками, включая возможность  не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

* освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

* дополнительных по отношению  к учитываемым налогам при  определении (исчислении) скидок, уменьшающих  налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины);

* пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

* в ином виде, установленном  Президентом Республики Беларусь.

 Льготы по налогам,  сборам (пошлинам) устанавливаются  Президентом Республики Беларусь  и Кодексом. Льготы по налогам,  сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально  предоставляются в виде, порядке  и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные

 По налогам могут  устанавливаться в законодательном  порядке определенные льготы  в различных формах, к числу которых относятся:

введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части его объекта;

· установление налогового иммунитета - освобождение от налогов  отдельных лиц или категорий плательщиков;

· понижение ставок налога, уменьшение его оклада;

· предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);

· изъятие из налогообложения части объекта налога;

· вычет из налогового платежа за расчетный период;

· освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

В зависимости от сферы  применения различают следующие  налоговые льготы:

 

· общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;

· специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.

Производственно-экономические  льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с  которыми связано вхождение предприятий в рынок;

Социальные льготы, которые  имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;

Экологические льготы, которые  создают условия для обеспечения  охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;

Специальные льготы, которые  имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.

Налоговый период - календарный  год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному  налогу, сбору (пошлине), по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого  налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Уплата налогов может  осуществляться тремя способами:

1. по декларации (расчетам  по налогам), когда налогоплательщик  обязан в установленный срок  представить в налоговый орган  отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог  на прибыль и др.). В данном  случае плательщик уплачивает  налог самостоятельно, а если  в ходе проведения документальной  проверки налоговым органом будут  установлены расхождения деклараций  с данными бухгалтерского учета,  то к плательщику будут применены финансовые и штрафные санкции;

2. по источникам дохода, когда налог удерживается лицом,  выплачивающим доход его собственнику (дивиденды);

3. при помощи кадастрового  способа, который предусматривает  уплату налога в соответствии  с установленной классификацией  объектов налогообложения по  определенным признакам (земельный  налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).

В составе элементов налогового регулирования экономики немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым  кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке  в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными законодательными актами.

Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства

· административные санкции  применяются к ответственным  лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных  налоговых инспекциях; занятия запрещенной  деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного  ведения бухгалтерского учета; несвоевременной  сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;

· финансовые санкции применяются  непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным  предприятиям) за сокрытие или занижение  фактически полученных доходов или  других объектов обложения; занятие  запрещенной деятельностью; несвоевременное  представление расчетов по авансовым  платежам, деклараций по доходам и  другие нарушения налогового законодательства.

Налоговое законодательство государства представляет собой  совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными  на то органами и применяемых при  регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

· Налоговый кодекс РБ и  принятые в соответствии с ним  законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс - основной документ, регламентирующий в комплексе всю  совокупность налоговых отношений  в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый  кодекс упорядочивает все законодательные  акты, действующие в налоговой  сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.

· Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения

· Постановления Правительства  РБ, регулирующие вопросы налогообложения  и принимаемые на основании и  во исполнение Налогового кодекса, налоговых  законов и актов Президента Республики Беларусь

· Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

 

Налоговая служба Республики Беларусь - совокупность специальных  государственных органов, которые  в пределах своей компетенции  проводят государственную политику и осуществляют регулирование и  управление в налоговой сфере. Организационная  система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти - парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все  законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом  налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в  пределах своей компетенции в  соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также  в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью  органов оперативного управления государство  руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом  государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в  сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции  Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.

Таким образом, налоговая  система государства - совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых  на территории государства. Основу налоговой  системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня.

Элементы налогообложения:

· Субъект налога - плательщик, выплачивающий налог или сбор;

· Объект налога - то, что  непосредственно облагается налогом;

· Налоговая ставка - величина налога, которую должен уплатить плательщик;

· Налоговые льготы - некоторые  более лёгкие условия уплаты налога;

 

· Налоговая база - сумма, от которой исчисляется налог;

· Налоговые санкции - наказания  за нарушения в налоговой сфере и др.

Однако налоговую систему  составляют не только налоги. Для успешного  и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой  системы является также налоговое  законодательство, которой устанавливает  механизм уплаты налогов, сроки и  суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным  актом в области налогообложения  в Республике Беларусь является Налоговый  Кодекс. Разработка и утверждение  законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ НАЛОГОВ  И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

Информация о работе Налоговая система