Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;
Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени [21, c. 54].
Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия:
- сокращение количества
малозначащих для бюджета
- инвентаризация и уменьшение
необоснованных налоговых
- снижение ставок штрафа
и пени за нарушение
- более существенное
- расширение механизмов
налоговых каникул, кредитов и
реструктуризации налоговых
- повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.
Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [22, c. 137].
Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде.
Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств. Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [23].
В 2013 году с целью совершенствования налоговой системы Республики Беларусь произошел ряд изменений в налоговом кодексе. Корректировки произошли по следующим направлениям:
Таким образом, данные изменения в Налоговый кодекс направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальную поддержку граждан и согласуются с работой либерализации предпринимательской деятельности.
Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.
Налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям.
Необходимо отметить, что принятие Особенной части Налогового кодекса значительно уменьшило количество нормативных актов, регулирующих налогообложение, однако содержание правовых норм требует дальнейшей оптимизации[25].
Прежде всего следует исключить практику введения норм «задним числом», что традиционно вызывает большой объём дополнительной работы у бухгалтеров[25].
В качестве мероприятий по совершенствованию налоговой системы в целях укрепления доходной части бюджета Беларуси могут быть предложены следующие:
- уменьшение ставки НДС,
что приведет к изменению в
структуре налоговых
- упрощение налоговой отчетности, например, группировка двух деклараций в одну;
- расширение электронного
декларирования, предоставление различных
услуг информационного
Проведение налоговой политики, направленной на повышение конкурентоспособности, приведет к укреплению доходной части государственного бюджета, что благоприятно отразится на возможностях
по реализации государством бюджетных программ согласно приоритетным направления социально-экономического развития, а в конечном итоге будет способствовать ускорению темпов экономического развития Республики Беларусь и повышению уровня благосостояния населения.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур.
Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В историческом развитии налогов обычно выделяют три этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах также развивалось, а соответственно с развитием общества менялись и подходы к осуществлению налоговой политики.
Сущность налогов вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства практически нет иных методов мобилизации средств. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 –90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.
Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная функция, которая долгое время была достаточной для выражения сути и назначения налога. Однако по мере становления товарно-денежных отношений налогам стали присущи и другие функции.
В широком смысле слова эффективность налоговой системы обнаруживается через её способность выполнять возложенные на неё функции. В узком смысле слова эффективность налоговой системы определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий.
Для рассмотрения эффективности налоговой системы Республики Беларусь в данной работе исследовалась в первую очередь налоговая нагрузка на экономику. В последние годы наблюдается тенденция снижения налоговой нагрузки, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятий, возможности привлечения иностранных инвестиций в страну, повышении конкурентоспособность национальной экономики, снижении объема теневой экономики.
Основными обязательными платежами в Республике Беларусь являются налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в ФСЗН, а также удерживается подоходный налог с физических лиц. Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на игорный бизнес) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы).
За последние пять лет налоговая система существенно поменялась, как по структуре, так и её динамика. Республика Беларусь улучшила свое положение в международных рейтингах Всемирного банка «Doing Business-2013» и вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась прогресса по индикатору «Налогообложение». За 2011-2012 год количество налоговых платежей в Беларуси снизилось на 8. Существенно сократилось время, которое сегодня затрачивается на исчисление и уплату налогов.
Однако Налоговая система РБ не идеальна и нам есть к чему стремиться. Совершенствовать налоговую систему надо, прежде всего за счет улучшения налогового администрирования. Нужно избавиться от некоторых шероховатостей в законодательстве, нормы налогового кодекса должны быть прописаны настолько четко, чтобы не вызвать никакого двоякого толкования и вопросов у плательщиков, также сокращать затраты времени на исчисление и уплату налогов.
Поэтому решение имеющихся
проблем, позволит не только снизить налоговую
нагрузку на экономику страны, но и повысит
долю налоговых поступлений в консолидированный
бюджет Республики Беларусь, что в свою
очередь повлечет повышение благосостояния
населения.