Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:17, реферат
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ АУДИТА ПЕРСОНАЛА
Таблица 1
№ п/п |
Степень существенности события |
Влияние события на процессы труда и управления, социально-трудовые отношения |
Тип аудиторского заключения |
1 |
Несущественная |
Не влияет. |
Без оговорки |
Скорее всего не будет иметь никакого влияния. |
|||
Вероятно, не может влиять |
|||
2 |
Существенная |
Влияние имеет место, но, затрагивая отдельные показатели, аспекты управления, не изменяет ситуацию в целом и не является системным отражением изменений |
С оговорками |
3 |
Высокая степень существенности |
Событие может (вероятнее всего будет) оказывать влияние на процесс труда (систему управления, условия труда, его результативность), но оно не воздействует на системные изменения в настоящем и, вероятно, не сможет вызвать адекватные изменения в будущем. |
С оговорками |
Событие не изменяет в целом доказательную базу аудитора |
|||
4 |
Наивысшая степень существенности |
Системное воздействие
события (нарушаются системные условия
труда, имеется угроза нанесению
вреда жизнедеятельности |
Отказ от выражения мнения. |
Доказательная база аудитора не может быть получена в полном объеме. Мнение аудитора не может быть достоверно выражено |
2) нарушение порядка
определения и учета трудовых
показателей; несоответствие
3) нарушения процедурного
порядка технологии работы с документами,
внутреннего контроля. Речь может
идти, например, об исполнении
инструкции при работе с документами,
о технологии работы при проведении
аттестации рабочих мест или при аудиторской
экспертизе уровней производственных
факторов. Характер объяснительного абзаца
в этом случае соответствует вышеуказанному;
4) ограничение сферы
аудиторской проверки. Ограничение
сферы аудиторской проверки ограничивает
возможности аудитора собрать необходимые
доказательства. Если такое ограничение
исходит от клиента в связи со стремлением
скрыть в ходе проверки информацию, сузить
ее рамки, исказить в выгодном для
работодателя мнении, то аудитору целесообразно
отказаться от выражения своего мнения.
В таком случае, в заключении в
соответствии с конкретными событиями
изменяется часть, затрагивающая описание
объема аудиторской проверки, а в отдельном
объяснительном абзаце аргументируются
все существенные причины, которые привели
к отказу, с приложением возможных расчетов-аргументов.
Аудитор может выразить отрицательное
мнение, если разногласия носят с профессиональных
позиций существенный характер, имеют
место сомнения относительно доверия
к руководству по существу рассматриваемых
вопросов. При этом все существенные причины
должны быть рассмотрены и аргументированы
в отдельном объяснительном абзаце.
Также ограничение может возникнуть
по обстоятельствам, находящимся вне зоны
влияния аудитора и его клиента. В таком
случае аудитор, скорее всего, представит
заключение без оговорки или заключение
с оговорками, вводя для последнего объяснительный
абзац.
Аудитор (аудиторская организация) не
несет ответственности за события, возникшие
после даты подписания аудиторского заключения.
Ответственность за информацию аудитора
о таких событиях возлагается на клиента
(руководство экономического субъекта).
Если клиент не исправляет указанные
в заключении недостатки и не вносит поправки,
носящие существенный характер
после даты написания аудиторского соглашения,
но таковых изменений требовал аудитор,
то последний должен в письменной форме
уведомить клиента, указав на его ответственность
за последствия неисполнительности в
отношении требований аудитора.
Аспект второй: специфика аудита персонала
Работа аудитора всегда носит определенный
характер исследования. Это обусловлено,
прежде всего, тем, что аудитор имеет
дело с непрерывно протекающими в
пространстве и времени процессами в потенциальной
и актуальной формах проявления, множествами
переменных: материальные потоки трудовой
сферы, информационные потоки, деятельность
человека и ее результаты. Вместе с тем,
специалисты в целях логического объяснения
фактов, классификации и структурного
анализа пытаются выделить общие признаки
реальностей процесса труда, отдельные
сопоставимые их формы. Так, в деятельности,
связанной с управлением персоналом,
обозначено пять общих подходов к ее
прикладному исследованию: сравнительный
подход, экспертная оценка, статистический
подход, подход соответствия, МВО-подход.<*>
<*> Одегов Ю.Г., Никонова Т.В.
Аудит и контроллинг персонала:
В рамках сравнительного подхода аудитор
проводит сравнение изучаемого объекта с аналогом,
сопоставимой моделью. При таком подходе
необходимо учитывать сопоставимые элементы
(признаки). Подход эффективен при сопоставлении
результатов действия отдельных процедур,
конкретных программ. Наиболее часто сравнительный
подход используется для сравнения текучести
персонала, уровней и систем оплаты груда.
Экспертная оценка заключается в использовании
в качестве базы сравнения заключения
эксперта (консультанта), группы экспертов
или в использовании опубликованных результатов
аналогичного исследования.
Аудиторский эксперимент может также
являться исследованием на стадии его
подготовки. Он применяется для получения
информации о последствиях того
или иного управляющего воздействия и
коммуникаций, приводящих к изменениям
ситуационных условий в системе
управления. Прежде чем ставить вопрос
об осуществлении эксперимента, следует
ответить на два вопроса:
1) |
будут ли оправданы предстоящие затраты времени и средств с точки зрения необходимости и существенности предполагаемых аудиторских свидетельств; |
2) |
может ли быть обеспечено корректное проведение эксперимента, не нарушающее «естественность» среды управления. |
Хотя аудиторский
Основой статистического подхода
является разработка статистических стандартов
операций и показателей, использование
статистических методов оценки
в области управления персоналом. Аналитическая
часть исследовательской работы аудитора
тесно связана с методами статистики.
Это выражается, во-первых, в том, что часть
аудиторских свидетельств составляют
сведения, полученные из статистических
отчетов и источников, и, во-вторых, в том,
что статистические методы: группировок,
корреляции, регрессии, индексов и другие
широко используются в процессе аудиторской
деятельности.
При проведении проверки задача
аудитора — выявить степень отклонения
полученных аудиторских свидетельств
(например, документированных
трудовых показателей, параметров проведенной
экспертизы) от законодательно установленных
положений, правил, норм и стандартов.
Такой подход называется подходом соответствия
(согласия). Он эффективен при организации
контроля условий труда и безопасности,
оценке деятельности функциональных структур
и линейных руководителей.
В компаниях, практикующих управление
по типу «management by objectives» (управление по
целям — МВО), возможно целесообразное
использование МВО-подхода, суть которого
заключается в установлении измеримых
целей, и последующее сравнение достигнутых
результатов с эталонными (базовыми)
показателями (параметрами).
Названный перечень не исчерпывает возможную
типологию исследовательских подходов.
Практический арсенал аудитора — это
сочетание самых различных подходов, приемов
работы, инструментов исследования применительно
к процессному контролю деятельности
«по ситуации» на всех его этапах.
Рассмотрим элементы исследовательского
подхода на примере практической ситуации:
исследование мотивации и стимулирования
труда на предприятии.
Общий подход аудитора к проблеме
складывается из:
а) |
понимания того,
как трудовая мотивация ориентирована
на процесс, и какое имеет отношение
к поведению, направлению усилий,
целям и ожиданиям |
б) |
представления о пяти основных процессных составляющих сферы управления мотивацией и стимулированием труда: о нормировании труда, планировании труда, руководстве, исполнительских действиях и оценках результата исполнения. |
На более высоких уровнях
управления значение действий персонала
(для всей системы управления) возрастает;
вместе с тем усиливается доминанта ответственности
и контроля исполнения. Чаще самым важным
элементом становится стимулирование
действий и результатов. Это не только
материальное стимулирование. Не меньшее
значение для персонала имеет также престижное
и содержательное вознаграждение труда
и, что крайне важно, подлинный дух сотрудничества,
основа которого воспроизводится руководством
по вертикали и горизонтали системы
управления.
Добиться эффекта стимулирования можно:
1) |
подбором и
отбором персонала с |
2) |
рационально организованной системой стимулирования разумных потребностей персонала. |
В самом начале исследования аудитор концентрирует внимание на изучении факторов, которые побуждают к действиям или усиливают их. Предметом его интереса должны стать:
а) |
организация управления стимулированием труда; |
б) |
реакция персонала (мера удовлетворенности стимулированием, мотивация на труд); |
в) |
оценка действенности (получаемая сопоставлением организованного процесса стимулирования и его результатов); |
г) |
возможность установления более эффективного соотношения между первым (а), вторым (б) и индивидуально-коллективной результативностью (в). Такое суждение позволяет аудитору представить себе идеальную модель: «действие как процесс — результат», а затем адаптировать ее применительно к конкретно изучаемому объекту, имея при этом постоянно в виду, что основные задачи исследования (масштабы которого зависят от конкретики аудита) должны группироваться вокруг проблемы результативности труда, а конечная цель — подготовка на этой основе обобщающей оценки эффективности деятельности. |
Следовательно, используя преимущественно системный и сравнительный подходы и частично подход соответствия (согласия), аудитор попытается понять определенную философию поведения администрации и персонала организации. Он, во-первых, даст предварительную оценку политике администрации, особенностям стиля руководства, существующим формам оценки труда, во-вторых, обратит внимание на готовность к труду (склонности и потребности к выполнению работы), составит общее мнение о влиянии, которое (в нашем случае) оказывают на трудовое поведение возможности, условия и готовность трудиться, и в этой связи определит необходимые рамки дальнейшего анализа трудовых мотивов, характера и условий работы, показателей удовлетворенности оплатой, в частности — ожидания от вознаграждения за труд, трудовых установок, интересов и потребностей работников. На этапе предварительного аудита это позволит:
1) |
оценить исследуемую среду управления; |
2) |
провести первичный системный анализ взаимосвязей; |
3) |
понять отношения
в управляющей системе к |
4) |
уточнить необходимость и предметный порядок следующих «точечных» (углубленных) исследований; |
5) |
спланировать контрольно ориентированные мероприятия и процедуры. |
Аспект третий: этапы аудита персонала
Существуют различные
|
подготовительный; |
|
сбора данных; |
|
оценки и анализа информации; |
|
обобщения, оценки, выводов и рекомендаций. |
<*> Экономика и социология
труда: Учебник / под ред. д.э.н.,
проф. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М,
2003. — С. 559 — 564.
Основу подготовительного этапа, по мнению
авторов, составляет формирование общих
представлений о субъекте экономики: сбор
информации «на основе специальной предварительной
анкеты» об основных направлениях деятельности,
«изучение технических, коммерческих
и финансовых характеристик», предполагается
также «при необходимости предварительная
диагностика», итоговая задача которой
сгруппировать наиболее проблемные
вопросы, «сильные и слабые стороны социально-трудовой
сферы». К этому этапу относят также разработку
методов, плана и программы аудиторского
исследования. На этапе сбора информации
проводится контроль документов и отчетности,
организуются мониторинговое диагностирование
персонала, наблюдение, опросы.
На третьем этапе информация анализируется
и соответствующим образом систематизируется.
На четвертом этапе готовится итоговый
материал (аудиторское заключение).
Специалисты в области труда и
трудовых отношений структурируют также
шесть ступеней аудита трудовых ресурсов:
от постановки целей и задач проверки
до «внедрения корректирующих мер в процесс
жизнедеятельности предприятия»<*>.
<*> Экономика труда и социально-
Таким образом, следует иметь в виду следующие
обязательные этапы аудита:
I этап подготовительных
работ (предварительный аудит): главная
задача данного этапа — осуществить предварительную
диагностику субъекта экономики в целях
разработки эффективного плана действий
— программы аудита, для чего
необходимо:
1) |
получить соответствующую
внешнюю и внутреннюю информацию
о деятельности аудируемого объекта,
в том числе о правовых обязательствах
клиента, иными словами — провести
сбор, обобщение и систематизацию
первичных аудиторских |
2) |
оценить существенность, аудиторский риск, риск для бизнеса, внутрихозяйственный риск; |
3) |
осуществить выборочное тестирование контрольных моментов (например, провести выборочные опросы и интервью, наблюдения за конкретными действиями персонала организации) для определения эффективности как внутрихозяйственной системы, так и системы управления и отдельных значимых функций; |
4) |
ознакомиться с организацией внутреннего контроля и оценкой риска контроля; |
5) |
сформировать главную цель, подцели, основные задачи аудита; |
6) |
определить общий объем контроля, состав аудиторов и возможность использования в процессе аудита других лиц и третьих сторон; |
7) |
определить методы и процедуры основного этапа аудита; |
8) |
составить общий план и программу аудита. |
II этап (основной):
главные задачи этапа: дополнить и откорректировать
исходные данные; углубленно проанализировать
репрезентативность трудовых показателей
с точки зрения влияния на эффективность
аудируемых процессов; собрать, проанализировать
и документировать свидетельства, необходимые,
объективные и достаточные для определения
соответствия или несоответствия критериям
аудита.
III этап (заключительный):
главные задачи этапа: анализ и оценка
полученных данных, составление заключения,
разработка аудиторских рекомендаций
и предложений.
IV этап: на этом
этапе осуществляется реализация рекомендаций,
мероприятий по итогам проверки.
При проведении аудита в форме консультирования
этапы могут быть модифицированы с учетом
целей проверки и состояний аудируемых
процессов.
Надеемся, что данная статья будет полезной
не только специалистам в сфере аудита
персонала, но и непосредственно работодателям,
в частности, при приеме итогов работы
аудиторов.