Организация аудиторской деятельности на предприятиях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение организацию аудиторской деятельности товарных операций предприятий оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности и аудита товарных операций;
изучить методику аудита товарных операций;
определить задачи учета и аудита товарных операций;
рассмотреть основные этапы аудиторской проверки товарных операций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита 5
1.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности 5
1.2. Нормативное регулирование учета товарных операций 9
1.2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 9
1.2.2. Особенности нормативного регулирования учета товарных операций 12
Глава 2. Практический аудит 17
2.1. Задачи учета и аудита товарных операций 17
2.1.1. Задачи бухгалтерского учета товарных операций 17
2.1.2. Задачи аудита при проверке товарных операций 20
2.2. Методика аудита товарных операций 23
2.2.1. Проверка правильности организации учета товарных операций 23
2.2.2. Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации товаров 28
2.2.3. Проверка операций по поступлению товаров 32
2.2.4. Проверка операций по выбытию товаров 41
Заключение 46
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).docx

— 97.66 Кб (Скачать файл)

Сумма скидки (накидки) на остаток  непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы  скидок (накидок) на остаток товаров  на начало месяца и оборота по кредиту  счета 42 "Торговая наценка" (без  учета сторнированных сумм) к сумме  проданных за месяц товаров (по продажным  ценам) и остатка товаров на конец  месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета товарных операций оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета. Данные аналитического учета товарных операций должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета товарных операций. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и  кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

 Сверка данных бухгалтерского  учета товарных операций, с данными  бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация  при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских  доказательств, чтобы убедиться, что:

конечные сальдо по счетам синтетического учета товарных операций (41, 42) предыдущего отчетного периода  соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного  периода;

соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода  соответствуют учетным данным регистров  синтетического и аналитического учета  товарных операций;

в случае проведенных корректировок  начальных и сравнительных показателей  бухгалтерской отчетности (например, изменения начального сальдо в результате переоценки товаров) результаты корректировок  соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской  отчетности.

Если организация провела  переоценку товаров и их балансовая стоимость на начало отчетного периода  изменена, аудитору необходимо убедиться  в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости  товаров.

 По результатам аудита  следует подготовить мнение аудитора  по вопросам:

о соответствии данных аналитического учета товаров оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 41, 42;

о соответствии данных бухгалтерского учета товаров соответствующим  данным бухгалтерской отчетности;

о правильности организации  контроля за сохранностью товаров;

о правильности раскрытия  информации о товарах в бухгалтерской  отчетности.

2.2.2. Проверка правильности  проведения и учета результатов  инвентаризации товаров

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей - это трудоемкий процесс  проверки фактического наличия объема и разнообразия номенклатуры материальных ценностей, а также недостатков  в обеспечении контроля их сохранности.

Инвентаризация начинается с того, что материально-ответственные  лица предоставляют расписки о том, что все ценности оприходованы, а  выбывшие - списаны, приходные и расходные  документы сданы в бухгалтерию. 

Далее члены комиссии проверяют  фактическое наличие материалов, результаты заносят в Инвентаризационную опись (Приложение В).  На основе данных учета и инвентаризационных описей бухгалтерия составляет Сличительные ведомости инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В этом случае возможен зачет излишков и недостач по пересортице. По всем выявленным расхождения материально-ответственные лица предоставляют письменные объяснения.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки материалов, они  приходуются по рыночной стоимости. Недостачи относят на виновных лиц.

Дебет 10 Кредит 91-1 - на сумму  излишка

Дебет 94 Кредит 10 - на сумму  недостачи

Дебет 73 Кредит 94 - недостача  отнесена на виновное лицо 

Цель аудита результатов  инвентаризации товаров - составить  обоснованное мнение относительно правильности проведения инвентаризации, достоверности  и полноты информации о результатах  проведенной инвентаризации товаров, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Выполняя процедуру проверки правильности проведения и учета  результатов инвентаризации товаров, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы.

  1. Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей соответствует положениям нормативных актов?
  2. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете излишков товаров, выявленных при инвентаризации, соответствует положениям нормативных актов?
  3. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете недостачи товаров, выявленных при инвентаризации, соответствует положениям нормативных актов?

Порядок проведения аудита операций по инвентаризации товаров, как  нам представляется, включает ряд  последовательных этапов.

 Проверка соблюдения  порядка проведения инвентаризации  товаров.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию товаров, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень материалов, проверяемых при  каждой из них и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Бухгалтерская служба организации  обязана:

  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций;
  • требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу;
  • следить за своевременным завершением инвентаризаций и документальным оформлением их результатов;
  • отражать на счетах бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

Если величина материально-производственных признается аудитором существенной, то он обязан лично присутствовать при их инвентаризации. Организация  должна предупредить аудитора о ней  заблаговременно, желательно письменно. Аудитор включается в состав комиссии по инвентаризации. Естественно, что  сам аудитор ничего не обязан пересчитывать, в данной ситуации он является независимым  наблюдателем, фиксирующим все отклонения от установленной процедуры. А вот  если аудитор не смог приехать на инвентаризацию в назначенное время, то он обязан самостоятельно произвести выборочный осмотр и пересчет запасов. При необходимости  аудитор должен составить оборотную  ведомость движения запасов в  период между датами, по состоянию  на которые проведен выборочный осмотр и пересчет и составлена финансовая (бухгалтерская) отчетность. Такая необходимость  может возникнуть при наличии  обстоятельств, позволяющих аудитору полагать, к примеру, что имели  место умышленные искажения по вине материально ответственных лиц.

Проверка правильности отражения  в бухгалтерском и налоговом  учете излишков товаров.

Результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете, т.е. выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете проводками за декабрь отчетного года.

Выявленные при инвентаризации излишки товаров приходуются  по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты в составе прочих расходов.

Суммы оприходованных по результатам  инвентаризации излишков товаров для  целей налогообложения прибыли  подлежат зачислению в состав внереализационных  доходов [4].

С 1 января 2006 года, излишки  принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы в пределах суммы налога, которая  исчислена с их стоимости [7].

Проверка правильности отражения  в бухгалтерском и налоговом  учете недостач товаров.

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц [11].

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  убытков с них, то убытки от недостачи  имущества и его порчи списываются  на финансовые результаты организации.

По общему правилу результаты инвентаризации подлежат отражению  в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом  бухгалтерском отчете, т.е. выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете  проводками за декабрь отчетного  года.

Для целей налогообложения  прибыли потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке  товаров в пределах норм естественной убыли приравниваются к материальным расходам.

Расходы в виде недостачи материальных ценностей на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

соответствия порядка  проведения инвентаризации товаров  требованиям нормативных актов;

правильности документального  оформления результатов инвентаризации товаров;

правильности отражения  излишков и недостач товаров, в бухгалтерском  и налоговом учете.

2.2.3. Проверка операций  по поступлению товаров

Вопросы проверки операций по поступлению товаров относятся  к значимым областям аудита, оказывающим  существенное влияние на достоверность  финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В связи с этим получение  достаточных и надлежащих аудиторских  доказательств, касающихся операций по поступлению товаров и раскрытия  информации о них, а также влияния  этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.

Первичные документы по поступлению  товаров являются основой организации  материального учета, так как  непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий  контроль за движением, сохранностью и  их рациональным использованием.

 Передача товаров от  продавца к покупателю оформляется  следующими первичными документами:

-товарной накладной по  форме № ТОРГ –12 (Приложение Г)

-накладной на отпуск  материалов на сторону по форме  № М –15

-товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. (Приложение Д)

Также поставщик обязан предоставить покупателю другие документы, имеющие  какое либо отношение к товару: паспорт качества, сертификаты соответствия, инструкции по применению и т.д.

 По результатам проверки  по количеству и качеству на  предприятии торговли составляются  документы установленной формы.  Для контроля поступивших товаров  на предприятиях рекомендуется  вести «Журнал учета поступающих  товаров».

 Принятые кладовщиком  на склад товары оформляют  приходными ордерами (Приложение Е), которые подписывают заведующий складом и экспедитор.

 В бухгалтерии предприятия  открывают «Карточки учета материалов»  и передают их на склад. Учет  движения товаров на складе  осуществляется кладовщиком в  «Карточке учета товаров» или  «Книге учета товаров».

 Запись в карточках  делается на основании первичных  документов в день совершения  операции. После каждой записи  выводится остаток товаров. Благодаря  этому склад располагает оперативными  сведениями о состоянии запасов  товаров.

Для целей бухгалтерского учета организация выбирает цену товаров и порядок отражения  на счетах из способов:

  1. По покупным ценам
    • товары учитываются по фактической стоимости (на счете 41 "Товары");
    • товары учитываются по учетной стоимости (с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей");
  2. По продажным ценам
    • товары учитываются по продажной стоимости (с использованием счета 42 "Торговая наценка").

Корреспонденция в зависимости от выбранного способа представлена в таблице 2.

Информация о работе Организация аудиторской деятельности на предприятиях оптовой торговли