Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:38, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе возрастают требования к повышению эффективности управления предприятием, которые обуславливают необходимость функциональной активизации и реформирования внутреннего контроля как составной части управления.
При осуществлении предпринимательской деятельности в организациях действует сложный экономический механизм со многими самостоятельными и взаимодействующими системами. Такими системами являются учет и внутренний контроль. Эти системы в организациях объединяются не только с общей целевой направленностью как функции управления, но и стадиями реализации: подготовка экономической информации о хозяйствующем субъекте, ее анализ и оценка, исправление ошибок с участием служб внутреннего аудита.
Введение ………………………………………………………………….. 4
1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте…………………
8
1.1 Необходимость и предпосылки создания концепции внутреннего контроля……………………………………………………
8
1.2 Цель, задачи, функции и виды внутреннего контроля………… 13
2 Действующая практика функционирования внутреннего контроля …………………………………………………………………
19
2.1 Стандарты по регулированию и по оценке системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах……………………
19
2.2 Проблемы организации и оценке службы внутреннего контроля в отечественной практике…………………………………….
30
2.3 Зарубежный опыт организации внутреннего контроля……… 35
Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………. 42
Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют. Подчеркнем еще раз, что построение системы внутреннего контроля не входит в задачу внутреннего аудита, являясь непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур и этим приносить неоценимую пользу компании, но не должен нести ответственность за создание и поддержание системы контроля.
Сегодня происходит трансформация внутреннего аудита в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности организации в целом. Какие задачи решает внутренний аудит в области управления рисками?
Во-первых, внутренние аудиторы в ходе различных видов аудитов предоставляют аудиторские рекомендации, позволяющие предотвратить риск или снизить его до приемлемого уровня.
Во-вторых, внутренние аудиторы проводят оценку надежности и эффективности системы управления рисками.
В-третьих, внутренние аудиторы при соблюдении определенных условий могут помогать менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками компании. Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что анализ и управление рисками — это задача менеджмента компании, в решении которой внутренний аудит оказывает содействие менеджменту.
Итак, цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать[6]:
а) оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.
Внутренний аудит может подразделяться на следующие виды (см.рис.2):
1. Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности. При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.
Рисунок 2. Виды внутреннего аудита
2. Организационно-
3. Аудит видов деятельности предполагает
объективное обследование и всесторонний
анализ определенных видов деятельности,
бизнес-проектов с целью выявления возможностей
их улучшения. Кроме того, внутренними
аудиторами может проводиться более глубокий
контроль организации, который выражается
в совокупности организационно-
4. Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:
5. Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).
В настоящее время, как показывает практика, функции внутреннего аудита существенно расширяются и выходят за пределы проверки ведения учета и подготовки отчетности.
Оценка систем принятия решений в рамках внутреннего аудита, включает следующие блоки (см.рис.3):
Рисунок 3. Оценка систем принятия решений в рамках внутреннего аудита
Блок 1. Внутренним аудиторам необходимо подготовить общее описание системы управления компанией, полномочий собрания акционеров, совета директоров, а также наметить меры по совершенствованию системы управления.
Блок 2. Если у компании есть дочерние, зависимые общества, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, внутренним аудиторам необходимо оценить методы выработки и реализации политики компании в отношении этих обществ и подразделений. Такая работа обычно предполагает:
Блок 3. Необходимо разработать определенную методику оценки механизма принятия решений.
В ходе сбора и систематизации управленческой информации следует исходить из того, что обычно основная задача руководителей крупных компаний — решение вопросов распределения ресурсов, иными словами, движения активов. То или иное решение должно приниматься взвешенно и максимально обоснованно, поскольку ответственность руководителя высока из-за высокой цены возможной ошибки[7].
Вероятность принятия необоснованного решения возрастает, если:
Таким образом, обеспечение правильности и надежности принятия решений в идеале должно опираться на систему внутренних регламентов, инструкций и внутрифирменной политики, а также разветвленную систему планов. Содержание перечисленных документов в значительной степени зависит от бизнеса компании, ее структуры, стратегических целей и не может быть напрямую скопировано у других компаний.
В случае когда руководство компании испытывает перегрузки, а формализация решений и их информационное подкрепление находятся в зачаточном состоянии, проблема становится комплексной.
Наилучшим подходом к решению этой проблемы является рассмотрение принимаемых решений по нескольким срезам, например, по видам сделок и моделям принятия решений по каждому типу сделки.
2 Действующая практика функционирования внутреннего контроля
2.1 Стандарты по регулированию и по оценке системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах
Построение и функции внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах определяются их собственниками. Наиболее часто они создают структурное подразделение, подчиненное функционально Комитету по аудиту при Совете директоров, и оперативно Высшим органам исполнительной власти хозяйствующего субъекта. В последнее время этот процесс ускорился, в связи с требованиями растущих финансовых рынков и ужесточением конкурентной среды.
Анализ международной практики организации внутреннего аудита показывает, что службы внутреннего аудита (далее по тексту – СВА) и их сотрудники в своей профессиональной деятельности обычно руководствуются внутренними документами, разработанными в соответствии с международными требованиями, изложенными в Кодексе профессиональной этики внутреннего аудитора, разработанном Институтом внутренних аудиторов США, и созданными там же стандартами. Прокомментируем содержание этих основополагающих регламентов.
Целью Кодекса является поддержание и распространение высоких этических стандартов профессии внутреннего аудитора. Указанный документ очень важен для этой профессии, поскольку в ее основу положено общественное доверие к представляемым внутренними аудиторами гарантиям качества выполненных проверок. Он распространяется на физических лиц, оказывающих услуги внутреннего аудита, и представляет принципы деятельности внутреннего аудита и правила поведения, описывающие поведение, ожидаемое от внутренних аудиторов.
Кодекс включает в себя два основных компонента[5-6]:
Следует помнить, что тот факт, что конкретный случай не упомянут в правилах поведения, не исключает того, что он может быть не приемлем для внутреннего аудитора в конкретных условиях.
В соответствии с Кодексом внутренние аудиторы обязаны соблюдать следующие основные принципы и раскрывающие их правила поведения.
1.Независимость является фундаментальным принципом, на котором базируется профессия внутреннего аудитора. Под независимостью понимается организационная независимость от объекта проверки, характеризуемая в значительной степени уровнем подчиненности СВА.
2. Честность. Честность внутреннего аудитора является фундаментом, на котором основывается доверие к его мнению. Поэтому аудиторы:
1.1. должны быть честны, добросовестны и ответственны при выполнении работы;
1.2. должны работать в
рамках действующих нормативно-
1.3. не должны участвовать
в акциях или действиях, дискредитирующих
профессию внутреннего
1.4. должны уважать
юридически и этически оправданные цели
деятельности хозяйствующего субъекта
и вносить вклад в их достижение.
3. Объективность. Объективность – это индивидуальное качество внутреннего аудитора.
Объективность состоит в том, что внутренний аудитор беспристрастен в своих выводах и оценках. Он обязан проводить взвешенную оценку всех относящихся к проверке обстоятельств, а в своих суждениях не быть подверженным влиянию собственных интересов и интересов третьих лиц.
Он не должен участвовать в деятельности, которая может повлиять на его объективность, не может принимать существенные, должен излагать в материалах все известные ему существенные факты, отсутствие которых может исказить информацию.
4. Конфиденциальность. Внутренние аудиторы уважительно относятся к конфиденциальности полученной информации.
Внутренний аудитор не разглашает информацию, полученную при проведении проверок или оказания консультационных услуг, без соответствующих на то полномочий. Он не должен использовать конфиденциальную информацию в личных интересах или любым другим образом.
В целях обеспечения соблюдения этого принципа руководитель СВА должен разработать правила хранения и передачи рабочей документации и завершающих документов по результатам профессиональной деятельности, контролировать их исполнение.
5. Профессиональная компетентность. Поскольку внутренние аудиторы в профессиональной деятельности применяют свои знания, навыки и опыт, они должны: