Организация внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе возрастают требования к повышению эффективности управления предприятием, которые обуславливают необходимость функциональной активизации и реформирования внутреннего контроля как составной части управления.
При осуществлении предпринимательской деятельности в организациях действует сложный экономический механизм со многими самостоятельными и взаимодействующими системами. Такими системами являются учет и внутренний контроль. Эти системы в организациях объединяются не только с общей целевой направленностью как функции управления, но и стадиями реализации: подготовка экономической информации о хозяйствующем субъекте, ее анализ и оценка, исправление ошибок с участием служб внутреннего аудита.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 4

1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте…………………
8
1.1 Необходимость и предпосылки создания концепции внутреннего контроля……………………………………………………
8
1.2 Цель, задачи, функции и виды внутреннего контроля………… 13

2 Действующая практика функционирования внутреннего контроля …………………………………………………………………
19
2.1 Стандарты по регулированию и по оценке системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах……………………
19
2.2 Проблемы организации и оценке службы внутреннего контроля в отечественной практике…………………………………….
30
2.3 Зарубежный опыт организации внутреннего контроля……… 35

Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

внутренний контрль.docx

— 190.16 Кб (Скачать файл)

В области управления рисками этот стандарт подчеркивает, что оценивать риски следует в следующих направлениях[11]:

  1. достоверность и полнота информации о хозяйственной деятельности;
  2. эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности;
  3. сохранность активов;
  4. соблюдение законов, нормативных актов и договорных обязательств;
  5. результативность деятельности СВК;
  6. корпоративное управление.

Стандарт предусматривает проведение оценки деятельности СВК, в процессе оценки которой  выявляется наличие у этой системы четко сформулированных оперативных и долгосрочных целей, а также задач на их соответствие целям и задачам хозяйствующего субъекта в целом.

Необходимым условием указанной работы является  наличие адекватных критериев,  позволяющих  определить, выполняются ли СВК поставленные перед ней цели. Такими целями могут, например, быть:

1) продвижение этических стандартов  и ценностей в рамках хозяйствующего  субъекта, оценка структуры, уровня  внедрения и эффективности   мероприятий и программ, относящихся  к вопросам этики;

2) содействие совершенствованию  управления деятельностью хозяйствующего  субъекта;

3) эффективное обеспечение информацией  по вопросам рисков и СВК  соответствующих  служб хозяйствующего  субъекта;

4)  выявление неиспользованных  резервов повышения эффективности  работы.

Стандарт 2200 «Планирование аудиторского задания» определяет, что внутренние аудиторы обязаны разрабатывать и документально оформлять план работы, включающий цели, объем, сроки и распределение ресурсов, для каждой проверки.

Рассматриваемый международный стандарт регламентирует требования к процессу формирования цели аудиторского задания, которая должна соотноситься с результатами проведенной внутренним аудитором оценки рисков, относящихся к объекту внутреннего аудита. Аналогичные требования должны соблюдаться при формировании задания по консультированию. Объем внутреннего аудита должен быть достаточен для достижения поставленных целей.

Этот документ предусматривает, что в ходе планирования необходимо рассмотреть:

  1. цели деятельности объекта проверки, а также используемые им средства контроля  над их достижением;
  2. существенные риски, относящиеся к объекту проверки, а также методы их удержания в допустимых границах;
  3. адекватность и результативность СВК и управления рисками объекта проверки.

Следует подчеркнуть, что если пользователями результатов проверки будут внешние стороны относительно объекта аудиторского задания, то с ними необходимо подписать письменное соглашение о ее целях, объеме, соответствующих обязанностях и других особенностях, в том числе ограничениях на распространение результатов этого задания и доступа к рабочей документации внутреннего аудитора. Определенную осторожность следует проявлять также и  при проведении консультирования. В этом случае целесообразно согласовывать с заказчиками цели, объем задания, вопросы ответственности и  их другие ожидания.

Цели, объем и ресурсы для выполнения аудиторского задания составляют основу плана проведения внутреннего аудита. На базе этого документа разрабатывается программа аудиторского задания, которая оформляется документально. В ней устанавливаются процедуры сбора, анализа, оценки и документирования информации при выполнении аудиторского задания. Она утверждается в соответствии с установленным у хозяйствующего субъекта порядком. Любые изменения программы должны своевременно утверждаться. Программы консультирования по форме и содержанию  носят индивидуальный характер и определяются характером задания.

Стандарт 2300 «Исполнение аудиторского задания» дает общий алгоритм процесса организации и проведения проверки. В соответствии с ним внутренние аудиторы должны:

1)  собрать, проанализировать, оценить  и оформить документально информацию  в объеме достаточном для достижения  целей аудиторского задания.

2) провести анализ этой информации, сформулировать выводы и представить  результаты выполнения аудиторского  задания.

  1. документально оформить информацию, необходимую для обоснования выводов и результатов аудиторского задания, сформировать аудиторский файл.

Конкретные обязанности возложены этим стандартом на руководителя СВА. Во-первых, руководителю СВА следует разработать политику сбора и хранения документов, относящихся  к аудиторскому заданию,  а также их передачи внутренним и внешним сторонам. Она должна согласовываться с внутренними предписаниями хозяйствующего субъекта и нормами действующего законодательства.

Во-вторых, руководитель СВА обязан разработать правила хранения документов, относящихся к аудиторскому заданию. Оно должны согласовываться с внутренними предписаниями хозяйствующего субъекта и нормами действующего законодательства.

В-третьих, он должен контролировать доступ к документам, относящимся к аудиторскому заданию. Внешней стороне они могут передаваться только с одобрения высшего руководства или юридической службы хозяйствующего субъекта.

В - четвертых, руководитель СВА обязан организовать  внутренний  контроль над качеством выполнения аудиторского задания.

Стандарт 2400 «Представление отчетности о результатах» требует от внутренних аудиторов представлять в обязательном порядке отчет по итогам выполнения аудиторского задания. К этому документу предъявляются следующие требования:

  1. окончательный отчет должен, если это необходимо, содержать итоговое мнение и /или заключение внутреннего аудитора;
  2. если результаты деятельности объекта внутреннего аудита удовлетворительны, то внутренним аудиторам следует отразить это в аудиторском отчете;
  3. при представлении результатов аудиторского задания внешним сторонам отчет должен содержать указания об ограничениях в распространении и использовании результатов;
  4. окончательный отчет должен быть объективным, ясным, сжатым, конструктивным, полным и своевременным.

Отчеты о ходе выполнения заданий по консультированию могут отличаться по форме и содержанию в соответствии с пожеланиями заказчика.

Стандарт подчеркивает, что, если в окончательном варианте отчета выявлена существенная ошибка, то руководитель СВА или проверки должен довести исправленную информацию до всех лиц, получивших первоначальный вариант отчета.

В случае, если  при выполнении аудиторского задания выявлено несоблюдение требований стандартов, то в отчет включаются следующие сведения:

  1. наименование стандарта или стандартов, которые были нарушены;
  2. причину или причины нарушения;
  3. влияние выявленного факта на выполнение аудиторского задания.

Составленный отчет по результатам проверки руководитель СВА или внутреннего аудита должен в минимальные сроки довести до сведения сторон, которые могут обеспечить, чтобы результаты были рассмотрены с должным вниманием.

Перед  представлением отчета внешним сторонам, если иное не предусмотрено законодательством и нормативной базой, необходимо:

  1. оценить потенциальный риск для объекта внутреннего аудита;
  2. проконсультироваться в соответствии с обстоятельствами с  руководством объекта внутреннего аудита или  его юридической службой;
  3. контролировать распространение результатов путем наложения ограничений на их использование.

По результатам выполнения заданий по консультированию также формируется отчет, который должен быть представлен заказчику. Если в ходе выполнения этой работы  будут обнаружены проблемы в области управления рисками,  контроля или корпоративного управления, то при их существенности они должны быть доведены до сведения Совета директоров или высшего руководства хозяйствующего субъекта.

Завершается любая проверка  последующим контролем над устранением выявленных недостатков и работой менеджмента хозяйствующего субъекта в этом направлении. Систему такого контроля должен установить руководитель СВА. Она должна позволять убедиться в том, что менеджмент предпринял эффективные шаги по выполнению рекомендаций или этой проблемой занялось высшее руководство хозяйствующего субъекта. Если по мнению руководителя СВА, высшее исполнительное руководство приняло на себя риск, который может оказаться неприемлемым для хозяйствующего субъекта, то он должен обсудить с ним этот вопрос. При отсутствии взаимопонимания вопрос следует передать для решения Совету директоров хозяйствующего субъекта.

Для повышения практической значимости  стандартов внутреннего аудита в хозяйствующем субъекте  необходимо, как показывает опыт, соблюдать при их разработке следующие системные требования:

  1. целесообразность;
  2. преемственность и непротиворечивость (каждый последующий разрабатываемый стандарт должен опираться на предыдущий, соответствовать действующим нормативным документам и быть связан с другими, уже действующими стандартами);
  3. логическая стройность (четкость формулировок и ясность изложения);
  4. полнота и детализация (полнота охвата всех значимых вопросов изучаемого объекта);
  5. единство терминологической базы.

Как показала практика, в дополнение к стандартам  внутреннего аудита целесообразно разрабатывать  приложения, а также методики проверок различных объектов, рабочие таблицы, шаблоны документов и т.д., которые позволят обеспечить  комплексный подход к проверкам. Приложения, например, могут содержать следующие разделы;

  1. алгоритм применения стандарта внутреннего аудита;
  2. описание технологий выполнения каждого этапа работы;
  3. перечень вопросников и аудиторских процедур;
  4. таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами по использованию методик и аудиторских процедур;
  5. систематизированный перечень используемых при проверке нормативных документов.

 

2.2 Проблемы организации и оценке службы внутреннего контроля в отечественной практике

 

 

Внутренний контроль и аудит на отечественных предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь целей, поставленных собственниками с минимальными затратами. Этот вид внутреннего контроля осуществляется в нашей практике внутренними аудиторами и внутренними контролерами. При этом внутренние аудиторы работают в службах внутреннего аудита предприятий (далее по тексту – СВА) и выполняют исключительно контрольные и консультационные функции. Внутренние контролеры участвуют в проверках в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций. Совместно внутренние аудиторы и внутренние контролеры обеспечивают работу системы внутреннего контроля предприятий (далее по тексту –СВК).

Основная задача СВК состоит в обеспечении наблюдения и (или) проверки функционирования любого объекта внутреннего контроля (предприятия в целом, его подразделений и филиалов, иных объектов внутреннего контроля) на предмет соответствия их деятельности законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, принимаемым управленческим решениям. Устанавливая отклонения от требований этих документов и выявляя причины их возникновения, СВК способствует своевременной разработке собственниками и/или исполнительными органами управления предприятием, а также реализации мероприятий, нацеленных на его оптимальное функционирование.

Наличие эффективно работающей СВК является важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия. Дело в том, что, как показывает международная практика, наличие СВК создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса, в связи с[12-14]:

  1. появлением возможности на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта;
  2. появлением возможности эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику.
  3. появлением у собственников возможности контролировать деятельность топ менеджмента на соответствие его действий целям бизнеса хозяйствующего субъекта, а у топ менеджмента – эффективности работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

Как показывает практика, на казахстанских предприятиях применяются 4 формы СВК. Это:

Информация о работе Организация внутреннего контроля