Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:35, контрольная работа
Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом.
1. Анализ ресурсного потенциала организации 3 - 20
2. Анализ производства и объема продаж 21 - 28
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 28 - 39
4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 39 - 51
5. Анализ финансового положения организации 52 - 73
6. Комплексная оценка деятельности организации. 73 - 78
Список используемой литературы.
Содержание:
1. Анализ ресурсного потенциала организации
2. Анализ производства и объема продаж 21 - 28
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 28 - 39
4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 39 - 51
5. Анализ финансового положения организации 52 - 73
6. Комплексная оценка деятельности организации.
Список используемой литературы.
1. Анализ ресурсного потенциала организации.
Задача №1.
Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом. Необходимые расчеты произведите наиболее целесообразным способом с учетом состава показателей, предложенных в Справке №1 «Данные статистических и оперативных отчетов, используемые в ходе анализа ресурсного потенциала организации». Полученные результаты оформите в табл. 1 «Анализ степени влияния на обьем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов». В пояснениях по данному вопросу охарактеризуйте результаты произведенных расчетов. В заключении расчетов выявите размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов.
Решение.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Показателем производительности труда, является среднегодовая выработка продукции одним рабочим. Величина ее зависит не только от количества рабочих, но и от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.
Информационной базой для заполнения этой таблицы послужили:
справка № 1 из приложения № 5;
отчет о прибылях и убытках из приложения № 2.
Таблица 1
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Динамика показателя (в %) | Разница в процентах (+, -) | Расчет влияния фактора | Фактор, повлиявший на выявленное изменение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Численность рабочих (N), чел. | 8100 | 8181 | 101% | +1 | 52 000 | численность рабочих |
2 | Число отработанных человеко-дней (Чд), дн. | 240 | 241 | 100,4% | -0,6 | -31 200 | количество дней отработанных 1-м рабочим |
3 | Число отработанных человеко-часов (Чч), ч. | 14 580 000 | 13 801 347 | 94,7% | -5,7 | -296 400 | продолжительность смены |
4 | Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб. | 5 200 000 | 6 240 000 | 120% | +25,3 | 1 315 600 | среднечасовая выработка 1-го рабочего (В) |
Рассчитаем влияние изменения факторов на изменение результативного признака способом относительных разниц.
Динамику изменения числа рабочих рассчитаем по формуле: . Аналогично рассчитывается динамика изменения других показателей. Разницу в процентах по первому фактору N определим путем сравнения темпов его динамики со 100% , т.е. 101 – 100 = 1. Разницу в процентах для оставшихся показателей определим путем сопоставления выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя. Например, разница в процентах для второго показателя составит 100,4 – 101 = -0,6 Аналогично рассчитываются третий и четвертый показатель. Для расчета степени влияния каждого фактора выявленную разницу в процентах умножим на прошлогодний объем продаж и разделим на 100%: . Фактором, повлиявшим на выявленное отклонение, является изменение того показателя, который останется, если вычесть предыдущий. Определим общее влияние на изменение объема продаж. Для этого составим баланс отклонений:
6 240 000 - 5 200 000 = 52 000 - 31 200 - 296 400 + 1 315 600
1 040 000 = 1 040 000
На основании представленных расчетов можно сделать вывод, что в отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел рост объема продаж на 1 040 000 тыс. руб. На изменение объема продаж оказали влияние следующие факторы:
1. Увеличение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 81 человека привело к увеличению объема продаж на 52 000 тыс. руб. или на 1%;
2. по сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 1 день среднего числа дней, отработанных одним рабочим, что привело к снижению объема продаж на 31 200 тыс. руб, или на 0,6%
3. в отчетном году на 0,2 часа уменьшилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом, что привело к снижению объема продаж на 296 400 тыс. руб. или на 5,7%
4. в отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась, т.е. увеличение производительности труда оказало положительное влияние на объем продаж, в результате чего объем продаж увеличился на 1 315 600 тыс. руб. или на 25,3%.
В отчетном году произошло уменьшение продолжительности смены и уменьшение количества отработанных дней 1-м человеком. Данные величины являются неиспользованным резервом, т.е. совокупная величина этих показателей является резервом роста объема продаж:
31200 + 296400 = 327 600 тыс.рублей.
Задача №2.
Определите степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Полученные данные следует обобщить в табл.2 «Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов» и охарактеризовать в пояснениях к полученным результатам. При определении резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования материалов учтите, что резервом в данном случае следует считать только возможность их снижения по сравнению с расходом, обусловленным производственными нормами.
Решение.
Объем материальных затрат, влияющих на выпуск продукции, формируется под влиянием экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным факторам относится количество использованных материалов и себестоимость их заготовления, а к интенсивным – выход продукции на каждый рубль израсходованных в процессе производства материалов или расход материалов на каждый рубль произведенной продукции. Матриалоотдача является интенсивным показателем.
Взаимосвязь экстенсивных и интенсивных показателей можно проследить, включив в правую часть тождества (V=V) материальные производственные затраты (МЗ). Для сохранения указанного равенства умножим и разделим правую его часть на одну и ту же стоимость материальных затрат.
V = V × МЗ/МЗ = МЗ × V/МЗ = МЗ × МО
Где V – объем продаж, тыс. руб.
МЗ – расход материалов, тыс. руб.
МО – материалоотдача использованных материалов, руб.
Таблица 2
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб. | 5 200 000 | 6 240 000 | 1 040 000 |
2 | Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. | 2 878 790 | 3 566 302 | 687 512 |
3 | Коэффициент материалоотдачи (МО) проданной продукции (рассчитать) | 1,8063 | 1,7497 | -0,0566 |
4 | Влияние на изменение объема продаж (V) следующих факторов: | X | X | X |
| а) изменения стоимости материалов в себестоимости продаж (∆МЗ) (рассчитать), тыс. руб. | X | X | 1 241 811 |
| б) изменения материалоотдачи проданной продукции (∆МО) (рассчитать), тыс. руб. | X | X | - 201 811 |
В ходе анализа влияния экстенсивных и интенсивных факторов, связанных с использованием материалов, влияющих на объем выпускаемой и продаваемой продукции, применим способ цепных подставок:
V = МЗ × МО
базовый расчет – 2 878 790 × 1,8063 = 5 200 000 тыс. руб.
расчетный показатель – 3 566 302 × 1,8063 = 6 441 811 тыс.руб.
фактический расчет – 3 566 302 × 1,7497 = 6 240 000 тыс. руб.
Влияние изменения материальных затрат было положительным и составило + 1 241 811 (6 441 811 – 5 200 000) тыс. руб.
Влияние снижения материалоотдачи по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период на 0,0566 руб. привело к снижению объема продаж на – 201 811 тыс. руб. (6 240 000 – 6 441 811). Совокупное влияние экстенсивных и интенсивных факторов составило + 1 040 000 (+ 1 241 811 – 201 811) тыс. руб., что соответствует общему изменению объема продаж + 1 040 000 тыс. руб. (6 240 000 – 5 200 000).
Изменение материальных затрат благоприятно повлияло на объем продаж, но отрицательно – на материалоотдачу. Материальные затраты на нашем предприятии в основном росли за счет себестоимости заготовления отдельных видов материалов. Рост объема продаж за счет увеличения количества израсходованного материала может быть вызван разными причинами, например непроизводительными и сверхнормативными расходами. Их ликвидация или снижение является реальным резервом увеличения объема производства и продаж продукции.
На данном предприятии выявление резерва за счет снижения сверхнормативных расходов материалов невозможно. Преобладающее влияние на рост объема продаж оказало изменение себестоимости заготовления материала, но это влияние чисто стоимостное и не связано с увеличением объема продаж в натуральных измерителях. Мероприятия по осуществлению контроля над процессами заготовления материалов могут привести к оптимизации цен приобретения сырья и транспортно-заготовительных расходов. Однако положительные результаты при этом скажутся на показателе себестоимости проданной продукции, но не на физическом объеме продаж. Поэтому на основании нашего анализа можно сделать вывод, что резерв роста объема продаж следует искать за счет внутренних возможностей, в том числе ликвидации сверхнормативного расхода отдельных видов материалов. Отсутствуют такие резервы благодаря снижению брака в производстве. Потери материалов в процессе заготовления или хранения не связаны с использованием в производстве. Они непосредственно снижают финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Отсутствие сверхнормативного расхода материалов дает основание считать, что отрицательное влияние материалоотдачи вызвано структурными сдвигами в производстве и продаже продукции и комплексным влиянием изменения цен на материалы и реализуемую продукцию.
Задача№3
Определить степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов. Полученные результаты обобщите в табл.3 «Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств» и дайте их интерпретацию. При анализе факторов, указанных в табл.3, учтите, что четыре последних фактора соответствуют влиянию изменения фондоотдачи активной части основных средств.
Решение.
Источниками информации для анализа основных средств служат:
отчет о прибылях и убытках из приложения № 2;
приложение к бухгалтерскому балансу;
справка № 1 из приложения № 5.
Таблица 3
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб. | 5 200 000 | 6 240 000 | 1 040 000 |
2 | Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств (ОСПР), тыс. руб. | 1 061 097,5 | 1 093 603,5 | 32 506 |
3 | Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии (РД), дн | 240 | 241 | +1 |
4 | Коэффициент сменности работы оборудования (КСМ) | 1 | 1,05 | +0,05 |
5 | Средняя продолжительность смены (ПСМ), ч | 7,5 | 7,0 | -0,5 |
6 | Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (ВЧ), тыс.руб. | 0,0027 | 0,0032 | +0,0005 |
7 | Влияние на изменение объема продаж (∆V) следующих факторов (рассчитать): | Х | Х | Х |
| а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (∆ОСПР), тыс.руб. | Х | Х | 157 078 |
| б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии (∆РД), тыс.руб. | Х | Х
| 22 321 |
| в) изменения коэффициента сменности (∆КСМ), тыс.руб | Х | Х | 268 970 |
| г) изменения средней продолжительности смены (∆ПСМ), тыс.руб. | Х | Х | (376 558) |
| д) изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб., стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы (∆ВЧ), тыс.руб. | Х | Х | 968 189 |