Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:58, лекция

Краткое описание

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, и осуществляемый компетентным независимым специалистом, который, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования, положения или информации.
Под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности предприятия, а также контроле за соблюдением предприятием определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Содержание

Основы аудита
Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы
Виды аудита
Законодательная и нормативная база аудита
Права, обязанности и ответственность аудитора
Методология аудита
Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности
Технологические основы аудита
Аудиторское заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Модуль 1.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

наличие просроченной дебиторской  задолженности;

наличие   сверхнормативных   и   залежалых   товаров   и производственных запасов;

ухудшение отношений с  предприятиями банковской системы;

использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

применение в производственном процессе переамортизированного оборудования;

потенциальные потери долгосрочных контрактов;

неблагоприятные изменения в портфеле заказов.

Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать  текущее финансовое состояние как  критическое, но указывают, что при  определенных обстоятельствах ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:

потеря ключевых сотрудников аппарата управления;

вынужденные остановки, а также  нарушения ритмичности производственно-технологического процесса;

чрезмерная зависимость предприятия  от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива;

излишняя ставка на успешность и  прибыльность   нового проекта;

участие  в   судебных  разбирательствах  предприятия  с непредсказуемым  исходом;

потеря ключевых контрагентов;

недооценка необходимости постоянного технического и технологического обновления предприятия;

неэффективные долгосрочные соглашения;

политический риск.

Конкретизирует,   расширяет   или   дополняет   отдельные  процедуры экспресс-анализа углубленный  анализ финансово-хозяйственной деятельности         (приложение 4). В общем виде программа углубленного анализа может быть представлена рядом последовательных процедур [34]:

I. Предварительный обзор экономического  и финансового положения предприятия.

1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.

2. Выявление “больных” статей  баланса.

II. Оценка и анализ экономического  потенциала предприятия.

1. Оценка имущественного положения:

а) построение аналитического баланса-нетто;

б) вертикальный анализ баланса;

в) горизонтальный анализ баланса;

г) анализ качественных сдвигов в  имущественном положении

предприятия.

2. Оценка финансового  положения:

а) оценка ликвидности;

б) оценка финансовой устойчивости.

III. Оценка и анализ  результативности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

1. Оценка деловой активности.

2. Анализ рентабельности.

3. Оценка рыночной и  инвестиционной активности.

Информационной базой  этой программы служит годовой бухгалтерский  отчет. Результативность и перспективность  деятельности предприятия могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также сравнительного анализа темпов роста средств предприятия, объемов его производственной деятельности и прибыли.

Важной аналитической  процедурой является вертикальный анализ, т.е. представление баланса в виде относительных показателей. Такое представление позволяет видеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.

Кроме того, относительные  показатели позволяют проводить  межхозяйственные сравнения предприятий, сглаживают негативные явления инфляционных процессов.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких таблиц, в  которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами  роста (снижения).

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другой. Поэтому нередко строят таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Большое значение анализу  бухгалтерской отчетности отводится  в странах с рыночной экономикой. Методика анализа в этих странах сводится к выполнению следующих процедур:

1. Ознакомление с отчетом  аудитора.

2. Ознакомление с основными  учетными принципами и методами, используемыми на данном предприятии.

3. Обзор (чтение) бухгалтерской  отчетности.

4. Выполнение специальных аналитических расчетов: сравнение бухгалтерской отчетности за ряд периодов; вертикальный и горизонтальный анализы; анализ коэффициентов.

5. Поиск дополнительной  аналитической информации.

Ознакомление с аудиторским  отчетом позволяет подтвердить, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с общепринятыми учетными принципами, что в ней не указаны несуществующие активы, правильно классифицированы долгосрочные и краткосрочные кредиты, в полном объеме приведены обязательства предприятия,   правильно, применены  методики  начисления амортизации, оценки производственных запасов, расчета налогообложения.

В процессе анализа могут  быть использованы разнообразные методы и стандартные программы, например группировки, расчет темпов роста, индексы, ключевые аналитические коэффициенты, расчеты разной степени сложности, позволяющие моделировать ситуации и перспективы финансового состояния предприятий.

Для удобства манипулирования  данными, представленными в табличном  виде, применяют специализированные функциональные пакеты, известные как электронные таблицы или табличные процессоры [8]. Интерфейс электронной таблицы позволяет формировать аналитические сообщения по запросу, гибко реагировать на возникающие в ходе анализа нестандартные ситуации. При этом пользователь получает возможность, не прибегая к помощи программистов, самостоятельно форматировать аналитические таблицы, а также, выбирая макеты из представленного меню или задавая собственные макеты, организовывать базы данных по задаваемым правилам и критериям, выбирать тип носителей результатной аналитической информации, использовать при необходимости деловую графику.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТА И ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКИХ ОТЧЕТОВ

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАВЕРШЕНИЯ АУДИТА

 

На заключительном этапе ревизии аудитор должен провести обзор финансовой отчетности, который был бы вместе с другими аудиторскими свидетельствами достаточен для выражения мнения о финансовой отчетности в целом. Такой обзор не следует путать с аналитической проверкой, представляющей собой отдельный независимый тест. При этом следует иметь в виду, что мнение ревизора в данном случае относится ко всей финансовой отчетности, а не к отдельным ее частям [17]. Целями всеобъемлющего обзора являются следующие: выяснение, составлена ли финансовая отчетность с использованием правил, принятых в анализируемом бизнесе; установление совместимости видов финансовой отчетности и их соответствия законам и нормативным документам, реальной действительности; обобщение фактов, связанных с обзором отчетности, полученных на основе других тестов.

Наряду с этим в соответствии с концепцией функционирующего предприятия  аудитор должен определить, будет  ли предприятие продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Обозримым  будущим считается, как минимум, время по истечении шести месяцев после даты подписания аудиторского отчета или одного года с даты составления баланса. События, которые могут произойти после этих дат, должны приниматься во внимание аудитором. При этом необходимо учитывать, что на прекращение деятельности компании (фирмы) влияют различные обстоятельства. Важнейшее из них - невозможность своевременного погашения долгов по разным причинам, как то: повторяющиеся операционные убытки; финансирование за счет просроченной кредиторской задолженности, долгосрочное финансирование за счет краткосрочных средств; недостаток собственных оборотных средств; низкие показатели ликвидности; возросшее соотношение кредиторской задолженности и собственного капитала; недостаточная капитализация; невыполнение обязательств по кредитным договорам; просрочки выплат по дивидендам; ограничения на условия продажи излишних и устаревших материальных запасов; ухудшение отношений с банками.

Кроме того, невозможность продолжения  коммерческой деятельности может возникнуть из-за потери ключевого персонала; повышения уровня материальных запасов; появления проблемы занятости, зависимости только от одного проекта или актива; ожидания успеха нового проекта; неэкономных долгосрочных обязательств; юридических разбирательств; потери привилегий, патента, ключевого поставщика или покупателя; отрицательного влияния деятельности основного конкурента на рынке; политического риска; старения основной продукции; частых банкротств компаний той же отрасли промышленности.

Аудитор также обращает внимание на смягчающие факторы, позволяющие оплатить долги и продолжить коммерческую деятельность. Ими могут быть: продажа или аренда активов, выход на альтернативные рынки сбыта, назначение на ключевые посты подходящих людей, замена вышедших из строя активов, использование альтернативных ресурсов, сокращение объемов деятельности, новое финансирование, групповая поддержка, реализация плана мероприятий.

Рассмотренные обстоятельства аудитору следует иметь в виду на стадии планирования и помнить  о них на протяжении всего аудита.

На основании имеющейся  информации аудитор делает заключение, служащее основой для составления  аудиторского отчета. При безусловных  отчетах внимание заостряется на самом главном, незначительные обстоятельства игнорируются.

Условные отчеты даются тогда, когда аудитор не уверен в том, что концепция функционирующего предприятия подходит в данном случае, или когда не достигнуто согласие с управляющими относительно возможности дальнейшего функционирования предприятия.

В случае неуверенности  аудитор должен оценить возможное влияние на финансовую отчетность списания материальных запасов или дебиторской задолженности; переклассификации долгосрочных обязательств, предъявляемых к платежу; переоценки активов по их рыночной цене и др.

Неуверенность в способности  компании продолжать коммерческую деятельность следует отразить в отчете аудитора, указав “предмет особого мнения”, природу относительной неуверенности, сущность изменений в финансовой отчетности, которые могли бы быть произведены.

Если неуверенность весьма серьезна, то аудитор должен отказаться от выражения своего мнения или же составить отчет на основании несогласия.

Давая заключение о состоянии  функционирования предприятия, аудитору уместно подвергнуть проверке финансовую отчетность за предыдущий период. Это необходимо для того, чтобы дополнить данные за текущий период, убедиться в правильности перенесения цифр начального сальдо, соблюдении преемственности и сопоставимости имеющихся данных с данными за прошлый период, удостовериться в правильности исправления возможных ошибок. При этом в случае, если по финансовой отчетности предыдущего периода составлен безусловный отчет, проверяется правильность перенесения цифровых данных в финансовую отчетность текущего периода, последовательность классификации и раскрытия данных.

Если в предыдущем периоде  аудитором был дан условный отчет, а проблема все еще не решена и  остается значимой для текущего периода, то дастся также условный отчет с  упоминанием об условности  предыдущего  отчета. Неправильно показанные корреспондирующие суммы должны быть отражены в отчете, даже если они прямо не влияют на текущий период (например, неуверенность относительно прошлого счета прибылей и убытков и др.).

В процессе завершения проверки аудитор, чтобы исключить любую  недостоверную информацию, обсуждает ее с администрацией, а также знакомится с другими (кроме финансовой) видами отчетности директората. Если, по мнению аудитора, информация не согласуется с финансовой отчетностью, он должен отметить этот факт в аудиторском отчете.

Аудитор сохраняет некоторую ответственность за события, происшедшие после даты составления баланса. Период после даты составления баланса продлевается аудитором до дня годового общего собрания (акционеров), а в некоторых случаях - до более поздней даты. Аудитор делает обзор, известный как обзор после даты составления баланса. Его цель - убедиться, что все значимые события определены и, где необходимо, раскрыты или учтены в финансовой отчетности. Для этого аудитор может исследовать отчеты управляющих и соответствующие учетные регистры, прогнозы прибыли на предстоящий период, протоколы собраний акционеров, соответствующую внешнюю информацию (конкурентов, населения, поставщиков и покупателей).

Изучение информации о  некоторых событиях после даты составления  баланса считается частью обычной аудиторской проверки. Например, обычной процедурой является изучение после даты составления баланса свидетельств о покрываемости долгов, переписки о неплатежеспособности и т.д.

Аудитор не обязан изыскивать информацию о событиях после даты составления баланса, но должен следить за их ходом, с тем чтобы предпринять необходимые действия в том случае, если произойдет событие, способное изменить его мнение.

Завершение аудита часто  сопровождается написанием отчетов  управляющим компаний. Эти отчеты имеют несколько названий: письма управляющим; письма после проведения аудита; письма о недостатках. Обычно отчеты составляются в форме писем, однако в некоторых случаях (например, в маленьких компаниях) они могут быть представлены как замечания по дискуссии с директоратом. Главные цели отчетов состоят в том, чтобы: прокомментировать те недостатки в учетных записях, системах учета и контроля, которые могут привести к значимым ошибкам; дать конструктивные советы; определить, что может иметь значение для будущих аудиторских проверок.

Информация о работе Основы аудита