Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:58, лекция
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, и осуществляемый компетентным независимым специалистом, который, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования, положения или информации.
Под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности предприятия, а также контроле за соблюдением предприятием определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Основы аудита
Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы
Виды аудита
Законодательная и нормативная база аудита
Права, обязанности и ответственность аудитора
Методология аудита
Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности
Технологические основы аудита
Аудиторское заключение
Нужно ли получать лицензии на занятие
аудиторской деятельностью
Да, нужно. Исходя из требований Закона об аудиторской деятельности руководящий орган устанавливает порядок подачи заявлений и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности юридическими лицами. При этом лицензия может выдаваться фирме только в том случае, если в ее составе (штате) есть как минимум один аудитор, имеющий лицензию. Руководящий орган ведет реестр получивших лицензии аудиторских фирм, который может быть опубликован в печати. В реестре, как правило, приводятся: название и адрес фирмы, данные о владельцах, номер ее регистрационного свидетельства, место и дата регистрации, место и дата выдачи аудиторской лицензии, номер лицензии и оттиск печати фирмы.
Если в составе фирмы, которая подала заявление на получение аудиторской лицензии, есть один аудитор, имеющий лицензию, но в этой фирме он работает по совместительству, может ли эта фирма получить лицензию?
Нет. Имеющий лицензию аудитор не рассматривается как сотрудник фирмы, поскольку это не основное место его работы.
Выдаются ли специальные аудиторские лицензии?
Да. Виды аудиторской деятельности, требующие специального лицензирования, и органы, в обязанности которых входит определение порядка выдачи специальных лицензий, устанавливаются Законом об аудиторской деятельности. Специальные лицензии выдаются только после получения общей лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.
Какие структуры могут создаваться в составе специального органа, руководящего выдачей лицензий?
В составе руководящего органа может быть создан дисциплинарный комитет, в обязанности которого входит рассмотрение претензий в отношении имеющих лицензию аудиторов, при поступлении заявлений о нарушении ими Закона об аудиторской деятельности или норм аудиторской этики. Дисциплинарный комитет имеет право приостанавливать действие лицензий на осуществление аудиторской деятельности или отзывать их, накладывать штрафы и прочие взыскания на аудиторов. Дисциплинарный комитет не обязан разрешать разногласия между аудитором и хозяйствующим субъектом по коммерческим вопросам.
Каковы права аудитора, проводящего проверку, и обязанности хозяйствующего субъекта?
Права аудитора и ответственность хозяйствующего субъекта определяются Законом Российской Федерации об аудиторской деятельности. Аудитор должен иметь право: проверять у хозяйствующего субъекта в полном объеме бухгалтерские книги и журналы, записи и другие документы; проводить инвентаризацию его активов и обязательств, в частности денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных ценностен: получать от руководителей и других должностных лиц хозяйствующего субъекта (субъекта аудита) любые разъяснения и всю информацию, необходимую для проведения проверки. Причем проверке может подвергаться не только головная компания, но и дочерние предприятия; получать информацию, касающуюся проверяемой фирмы, от третьих сторон.
Руководители и другие должностные лица хозяйствующего субъекта (субъекта аудита) несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации в случае неполного представления затребованных аудитором документальных данных, должностного подлога либо умышленного искажения этих данных.
Закон об аудиторской
деятельности еще не принят, какими документами устанавливается
ответственность хозяйствующего субъекта
за неполное представление бухгалтерских
или других документов?
Обязательство руководителя хозяйствующего субъекта представить бухгалтерские и другие документы в полном объеме следует предусмотреть в договоре на проведение аудиторской проверки. В этом же договоре необходимо предусмотреть пункт об ответственности хозяйствующего субъекта, в частности о том, что аудитор не несет ответственности, в том числе и материальной, за достоверность аудиторского заключения, если оно было составлено на основании неполных или умышленно искаженных бухгалтерских и других документов, представленных хозяйствующим субъектом.
4. Аудиторские стандарты
Что такое стандарты аудита, каковы их структура и содержание?
Работа аудитора должна быть организована
в соответствии c документами, относящимися
к двум группам: 1) государственные
законодательные акты;
5. Договор на проведение аудита
Что представляет собой договор между аудиторской фирмой и хозяйствующим субъектом?
Договор может составляться на долгосрочное (абонентское) аудиторское обслуживание (1-3 года) и разовое выполнение каких-то работ, в частности аудиторской проверки. В договоре должны быть указаны: предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона об аудиторской деятельности. (К договору прилагается протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки.
В процессе проверки аудитор столкнулся с необходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двусторонним договором между аудиторской фирмой и заказчиком, и даже привлек экспертов со стороны. В связи с этим он обратился к руководству заказчика с просьбой оплатить ему дополнительную работу, не предусмотренную договором. Правильно ли он поступил?
Аудитор вправе обратиться к руководству заказчика с просьбой увеличить размер гонорара, но это может вызвать конфликт, чего аудиторской фирме следует всячески избегать. Рекомендуется предусмотреть необходимость дополнительной работы в двустороннем договоре. Приводим примерный текст этого пункта: “Размер гонорара Исполнителя по настоящему Договору определяется сторонами в сумме 300 тыс. руб. Расчет указанной суммы приводится в приложении № 1 к настоящему Договору. При этом стороны резервируют сумму в размере 30 % стоимости проекта (90 тыс. руб.), на которую может быть увеличен гонорар Исполнителя, если возрастет объем работы или возникнут непредвиденные обстоятельства, увеличивающие стоимость работ по настоящему Договору по сравнению с указанными суммами. Гонорар Исполнителя будет скорректирован дополнительно по согласованию сторон в зависимости от фактических затрот труда Исполнителя. Указанную сумму определяют исходя из квалификации специалистов, времени, фактически затраченного ими на обслуживание Заказчика, в pазмере от 1000 до 3000 руб. за час работы одного сотрудника”.
6. Расторжение договора на
Через несколько дней после начала
работы аудиторской фирмы заказчик,
ссылаясь на непредвиденные обстоятельства,
отказался в одностороннем
Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием акционеров, а расторгает его управляющий фирмой, то это незаконно. Во избежание конфликтов в договоре следует предусмотреть:
1) что условием начала работы является перевод заказчиком исполнителю в качестве гарантии аванса в размере 30-50 % предварительно согласованной суммы договора;
2) что в случае отказа заказчика от договора в одностороннем порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работу исполнителя.
7. Определение форм и методов аудиторской проверки.
Аудиторское заключение
Важной составной частью аудита является аудиторская проверка. Кто определяет формы и методы ее проведения?
Формы и методы проведения аудиторской проверки, объем и сферы полномочий, которые будут переданы вспомогательному персоналу, аудитор определяет самостоятельно в соответствии с Законом об аудиторской деятельности или другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Вне зависимости от выбранных методов и объема полномочий, переданных вспомогательному персоналу, аудитор несет полную ответственность за представленное им аудиторское заключение.
Что собой представляет аудиторское заключение?
Заключение аудитора является результатом аудиторской деятельности и имеет силу официального документа. Как правило, в аудиторском заключении отмечается выбор (назначение) аудитора, объем выполненной работы, вывод аудитора о том, что, по его мнению, формы финансовой отчетности хозяйствующего субъекта соответствуют положениям о бухгалтерском учете, о достоверности и полноте отражения в них финансовых результатов за год. Аудиторское заключение подписывается и скрепляется печатью имеющим лицензию аудитором, а если аудитором выступает аудиторская фирма, то имеющий лицензию аудитор подписывает заключение и ставит печать фирмы.
В зарубежной практике применяются
четыре варианта аудиторского заключения:
1) заключение без замечаний; 2) заключение
с замечаниями;
Вариант 1. Однозначно положительное заключение по отчетности, составленной, по мнению аудитора, в соответствии с общепринятыми правилами учета.
Вариант 2. В краткой форме аудитор приводит свои замечания по проверенным им формам отчетности, когда отмеченные им недостатки в целом не меняют положительного заключения.
Вариант 3. Аудитор отмечает, что проверенная им отчетность ни в коей мере не отражает фактическое финансовое положение предприятия, показывает результаты хозяйственной деятельности в искаженном виде и что учет нс велся в соответствии с общепринятыми принципами.
Вариант 4 имеет место, если в ходе проверки аудитор не смог получить достаточно надежные данные, чтобы составить заключение о качестве учета и отчетности.
Никакая аудиторская проверка, сколь бы тщательной она ни была, не сможет выявить всех недочетов в работе и злоупотреблений. Не может аудитор дать и стопроцентной гарантии, что нет подлогов и махинаций и что бухгалтерская отчетность совершенно безупречна. Здесь ответственность должна быть разделена: хозяйствующий субъект отвечает за точность и полноту представленных им данных, а аудитор - за беспристрастное их изучение, объективное и непредвзятое заключение. Поэтому, если аудитор преднамеренно введен в заблуждение руководством и служащими ревизуемого предприятия, в результате чего заключение (ревизионный сертификат) не соответствует действительности, вся ответственность ложится на руководство хозяйствующего субъекта, к которому и должны быть обращены претензии всех лиц и организаций, понесших потери от сотрудничества с этим предприятием и от участия в его делах.
Какие варианты аудиторских заключений следует применять в России?
Можно применять четыре варианта аудиторских заключений (см. ответ на предыдущий вопрос). На практике применяется лишь два: 1) положительное заключение (заключение без замечаний); 2) заключение вообще не составляется. Почему это происходит? Предположим, аудитор составляет отрицательное заключение, в котором, например, отмечается, что учет ведется с нарушениями, затраты, образующие себестоимость продукции, не полностью подтверждаются документами, прибыль, показанная в балансе, не соответствует действительности и т. д. Немедленно последуют санкции со стороны налоговой службы. Это вызовет беспокойство акционеров, банка, других фирм. Деловые контакты фирмы (хозяйствующего субъекта) нарушатся, пострадают ее престиж и имя.
Что делать, если аудитор при проверке установил факты недостоверности бухгалтерского учета?
Аудитор должен отказаться от подтверждения правильности учета и представленной фирмой отчетности, рекомендовать устранить отмеченные недостатки и лишь после их устранения дополнительно провести проверку и составить аудиторское заключение.
Как известно из практики, некоторые аудиторы составляют заключение и никаких других материалов фирме не представляют, правильно ли это?
Неправильно. В ходе проверки аудитор обязан должным образом планировать и регистрировать проделанную работу, ибо следует подтвердить тот факт, что аудитор располагает необходимыми материалами для вынесения заключения. По нашему мнению, аудитор по результатам проверки должен составить справку или акт, где он даст общую оценку финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее результатов, оценку ведения учета и отчетности, уровня аналитической работы и характеристику учетно-аналитических кадров фирмы. Аудитор должен высказать свои предложения по устранению отмеченных недостатков. Справку или акт рекомендуется подписывать управляющему фирмы, главному бухгалтеру и самому аудитору.
Аудиторское заключение представляется хозяйствующему субъекту и некоторым государственным органам, в частности налоговой службе. Можно ли передавать государственным органам другие материалы аудиторской проверки?
Нельзя. Материалы проверки, другая информация, полученная в ходе аудиторской проверки, не может разглашаться без согласия руководителей хозяйствующего субъекта. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя и суда, могут быть преданы гласности лишь с разрешения этих руководителей и в том объеме, в каком они признают это возможным.