Особенности бухгалтерского учёта, анализа и аудита на предприятиях общественного питания (столовые, кафе, буфеты, рестораны)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 14:46, реферат

Краткое описание

В современных условиях наряду с общими экономическими знаниями возрастает роль специальных знаний в области бухгалтерского учёта, аудита и анализа хозяйственно-финансовой деятельности организаций различных видов деятельности.
Одним из важнейших условий принятия оптимальных управленческих решений является знание основных особенностей деятельности предприятий различных отраслей, а также специальных методик аудита и анализа в отдельных отраслях. Все эти знания позволят руководителям организаций делать соответствующие выводы по результатам проведённого анализа, выявлять неиспользованные резервы и упущенные возможности, формулировать предложения по улучшению результатов деятельности организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит-реферат.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Источниками проведения аудиторской проверки кассовых операций являются отчёты кассира с приложенными к ним приходными и расходными кассовыми ордерами, кассовая книга, выписки банков, журналы-ордера и ведомости по счетам 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», Главная книга, баланс и другие документы.

Аудит операций по расчётным счетам.

Целью проверки является установление соответствия применяемой в организации методики учёта операций по движению денежных средств на расчётных, валютных и специальных счетах, действующих в России нормативных документов, для выявления имеющихся недостатков или нарушений и оценки степени их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности.

Аудит расчётных счетов следует начинать с изучения договоров, заключённых организацией с банками на открытие банковских счетов. В этих договорах содержится информация о виде счёта и условиях его обслуживания.

Основными источниками проверки операций по счетам в банках являются выписки с их лицевых счетов с приложенными к ним оправдательными документами, журналы-ордера по счёту 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», Главная книга, балансы организации.

Начальной процедурой проверки является установление тождественности остатков денежных средств на банковских счетах, показанных в балансе и Главной книге, данным, отражённым в выписках банка за последний день месяца, предшествующего составлению баланса.

Наиболее сложным моментом проверки операций по расчётным счетам является анализ операций, проведённых через счета. С этой целью тщательно проверяются все платёжные документы, приложенные к выписке банка. Анализируется не только их содержание, но и правильность оформления (наличие необходимых подписей, штампов и печатей). При необходимости следует проверить договоры с партнёрами, по которым списывались или сличались денежные средства. Эта проверка позволяет вскрыть возможные злоупотребления по перечислению денежных средств при отсутствии договоров или на цели, не связанные с производственной и хозяйственной деятельностью организации. Одновременно с проверкой достоверности операций и подлинностью банковских документов выявляется правильность корреспонденции счетов и записей в учётные регистры.

Правильность и обоснованность перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности проверяются путём встречной проверки. Сверяются суммы перечисленных с расчётных счетов денежных средств с данными аналитического учёта задолженности поставщикам и подрядчикам, отражёнными по дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» или счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Следует также обратить внимание на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка по чековой книжке наличных денег. Сплошной проверке подвергаются перечисления заработной платы на лицевые счета сотрудников и денежных средств по исполнительным листам. Проверка осуществляется путём анализа расчётно-платёжных ведомостей, табелей учёта рабочего времени, трудовых договоров и т.д.

Одной из специфических особенностей организаций общественного питания является поступление большого объёма наличных денежных средств. В то же время хранение денег в кассах допускается строго в пределах лимита, установленного банком. Поэтому основная часть организаций общественного питания пользуется услугами инкассаторов или самостоятельно сдаёт выручку от продажи товаров в банк. На сумму сданных в банк денежных средств организация получает квитанцию. Сданные в банк денежные средства, как правило, зачисляются на расчётный счёт организации, на следующий день после передачи. Денежные средства, сданные в банк, но еще не зачисленные на расчётный счёт организации, на основе полученной квитанции отражаются на счёте 57 «Переводы в пути».

В процессе аудита задачей проверяющего является выявить все случаи неполной и несвоевременной сдачи выручки в банк, зафиксировать имеющие место случаи недостач или излишков денег в запломбированной сумке. Эта проверка осуществляется путём сверки данных по кредиту счёта 57 «Переводы в пути» и дебету счёта 51 «Расчётные счета». Выявленные в процессе проверки расхождения отражаются в рабочих документах аудитора с приложением аудиторских доказательств.

 

3.3  Аудит внеоборотных активов.

Основными задачами аудита являются:

- проверка соблюдения  положений учётной политики внеоборотных активов;

- аудит оформления первичных учётных документов;

- проверка соответствия  данных по синтетическим счетам  аналогичным данным аналитического учёта;

- аудит своевременности  постановки, учёт и полнота оприходования  объектов внеоборотных активов;

- проверка правильности  отнесения объектов необоротных активов к основным средствам, нематериальным активам;

-проверка правильности начисления амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учёте основных средств и нематериальных активов;

- проверка правильности переоценки основных средств;

- инвентаризация капитальных вложений, основных средств и нематериальных активов.

3.4 Аудит поступления товаров.

Аудиторская проверка включает следующие направления:

а) выяснение направлений деятельности организаций общественного питания. Деятельность общественного питание может осуществляться в виде:

- продажи продукции оптом;

- розничной продажи продукции торговли;

- осуществление торговых  операций по агентским договорам;

б) аудитор проверяет выполнение условий по отнесению организаций общественного питания; к конкретному виду, поскольку это сказывается на применении системы налогообложения. Выясняют количество торговых точек и их классификационные признаки.

Организации общественного питания проверяются на предмет соответствия условиям законодательства по применению единого налога на вменённый доход (ЕНВД). К этим условиям относятся:

- осуществление реализации  товаров для населения за наличный  расчёт или по пластиковым карточкам;

- численность персонала  ниже, чем установленные законодательством параметры;

- объёмы продаж по предприятию  должны быть ниже, чем установленные  законодательством субъекта федерации.

При наличии даже разовых операций, подпадающих под действие ЕНВД, предприятие обязано вести обособленный учёт по этим операциям;

в) даётся оценка состояния системы внутреннего контроля в отношении товарных запасов, их движения и сохранности.

Устанавливается перечень материально-ответственных лиц, наличие заключённых договоров о материальной ответственности, утверждение образцов подписей лиц, ответственных за отпуск товаров.

Аудитор выясняет сложившуюся схему поступления товаров на предприятие, порядок доставки на торговые точки, наличие обособленных складских помещений, структурных подразделений, ответственных за приобретение, доставку и хранение товаров. Наличие товаров, учитываемых на забалансовых счетах, их обособленное хранение.

Проверяется выполнение действующего порядка проведения инвентаризации товаров, правильность и своевременность отражения в учёте результатов инвентаризации, применение норм естественной убыли;

г) проверка правильности отражения в учёте оприходования товаров.

Товары приходуются на счёте 41 «Товары» по субсчетам в соответствии с рабочим планом счетов предприятия на основании счетов-фактур поставщиков.

Аудитор выборочно проверяет полноту оприходования в натуральном и стоимостном выражении товаров, указанных в счетах-фактурах и карточках складского учёта. В случае выявления существенных расхождений, аудитор требует внесения исправлений в регистры бухгалтерского и налогового учёта и отчетность;

д) проверяется правильность формирования стоимости товаров с учётом предъявленного НДС.

Налог на добавленную стоимость не уплачивают предприятия, переведённые в установленном порядке на уплату единого налога на вменённый доход, применяющие упрощенную систему бухгалтерского учёта и налогообложения, получившие в отчётном периоде налоговое освобождение по НДС. НДС не начисляется, если реализация товаров предприятия подпадает под действие налоговой ставки «ноль процентов».

Из стоимости поступивших товаров выделяется НДС на счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» для последующего возмещения из бюджета, если:

- в счёте-фактуре поставщика  НДС по товарам выделен отдельной суммой;

- по данному виду деятельности  предприятие – плательщик НДС.

Возмещение НДС из бюджета торговой организацией осуществляется в соответствии с гл. 21 НК «Налог на добавленную стоимость» при подтверждении факта оприходования полученных товаров и после его оплаты поставщикам.

К возмещению принимается НДС, уплаченный поставщикам, только по товарам, облагаемым НДС при реализации. Если часть реализации товаров облагается НДС, а другая не подлежит налогообложению, то необходимо рассчитать долю облагаемых и необлагаемых товаров исходя из данных о выручке от реализации, отражённой по строке 010 в ф. 2 «Отчёт о прибылях и убытках» за налоговый период. Пропорционально этой доле и будет приниматься НДС к возмещению из бюджета.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к возмещению по счёту 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «НДС», должны соответствовать сведениям, указанным в Книге покупок и в налоговой декларации по НДС за каждый налоговый период;

е) проверка формирования цены продукции.

Аудитор выясняет соблюдение в учёте положений учётной политики, согласно которой стоимость продукции может формироваться, как правило, по рыночной цене, порядок которых установлен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных рыночных цен и тарифов на продукты труда, утверждёнными Минэкономики России

Контроль применения наценки необходим при реализации товаров по государственно-регулируемым ценам. Установление цен товаров для целей налогообложения проверяется с учётом положений статьи 40 Налогового кодекса.

 

    1. Аудит учёта продаж.

Аудиторская проверка может проводиться по следующим направлениям:

а) проверяется отражение в бухгалтерском учёте операций по продаже продукции, как за наличный расчёт, так и по безналичному расчёту. Выручка от реализации признаётся по моменту отгрузки товаров в соответствии с договором купли-продажи. Количество товаров и их стоимость определяется по выписанным счетам-фактурам.

Выручка от продажи отражается по счёту 90 «Продажи» по методу начисления. Списание реализованных товаров осуществляется в дебет счёта 90 «Продажи». Проверка правильности списания осуществляется на основании счетов-фактур, товарных отчётов и данных складского учёта.

Уровень наценки может колебаться по отдельным товарным группам и видам товаров в зависимости от условий реализации, указанных в договоре. Необходимость корректировки цен реализации по отдельным сделкам регламентируется ст. 40 НК.

Правильность формирования издержек организациям общественного питания определяются исходя из принципов, отражённых в учётной политике. Исходя из требований ПБУ 4/98 «Отчётность организаций» предприятия обязаны вести обособленный учёт затрат на производство по видам деятельности, выручка по которым превышает 5% к итогу. Если выручка от реализации продукции оптом превышает 5 %, то предприятие должно вести учёт издержек по оптовой продаже продукции на отдельном субсчёте счёта 44 «Расходы на продажу». Если выручка не превышает указанный предел, то издержки обращения по оптовой продаже продукции могут определяться пропорционально выручке;

б) проверка правильности отражения в учёте реализации продукции в розницу.

Розничной реализацией признаётся реализация конечному потребителю за наличный расчёт. Отражение реализации бухгалтерском учёте различается в зависимости от действующего законодательства, применимого к деятельности конкретного предприятия:

- если розничная реализация  организаций общественного питания  подпадает под единый налог  на вменённый доход (ЕНВД) и отсутствуют другие виды деятельности.

В этом случае выручка от реализации не облагается налогом на добавленную стоимость. Отражение осуществляется по кредиту счёта 90 «Продажи». Списание товаров осуществляется в дебет счёта 90 «Продажи» в корреспонденции со счётом 41 «Товары» по ценам реализации. Выручка от реализации продукции по данным бухгалтерского учёта должна соответствовать суммам, указанным по строке 010 формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках» в части деятельности, подпадающей под единый налог на вменённый доход. В случае выставления счетов-фактур с НДС организации обязаны начислить и перечислить НДС в отчётном периоде, заполнить и представить налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 173 НК);

- если розничная реализация  продукции организаций общественного  питания подпадает под ЕНВД, и имеются другие виды деятельности. В этом случае у предприятия одновременно применяются две системы налогообложения. Следовательно, возникает необходимость обособленного учёта выручки, издержек, финансового результата.

Аудитор проверяет наличие ведения обособленного учёта и распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности.

Согласно действующему законодательству, распределение общехозяйственных расходов должно осуществляться в организациях общественного питания пропорционально выручке от реализации, полученной по каждому направлению деятельности. Применение других способов для целей налогообложения прибыли допускается;

Информация о работе Особенности бухгалтерского учёта, анализа и аудита на предприятиях общественного питания (столовые, кафе, буфеты, рестораны)