Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:24, реферат
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации
1.2 Проведение инвентаризации
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете
2. Инвентаризация по объектам учета
2.1 Инвентаризация основных средств
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов
2.3 Инвентаризация финансовых вложений
3. Совершенствование учета инвентаризации
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам
Заключение
Используемая литература
Приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии (в случае создания рабочих инвентаризационных комиссий – также и их председателям) и регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ - 23).
Перед проведением инвентаризации необходимо подготовить первичную документацию и учетные регистры, внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Проверяется наличие и состояние следующих документов:
· по основным средствам
– наличие и состояние
· по нематериальным активам – наличие учета нематериальных активов (ф. № НМА – 1); документов, устанавливающих права на интеллектуальную собственность; для нематериальных активов, приобретенных после проведения последней инвентаризации, - пакет первичных документов по приобретению.
Подбор первичных документов по приобретению нематериального актива производится в соответствии с требованиями, содержащимися в Методических рекомендациях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При инвентаризации нематериальных активов осуществляется проверка правильности их отражения в бухгалтерском балансе.
При заполнении инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а) инвентаризационная комиссия заполняет графу "Стоимость нематериального актива фактически по данным первичных документов". По мнению автора, нерационально проверять правильность формирования первичной стоимости одного и того же нематериального актива ежегодно. Достаточно это сделать один раз – во время проведения годовой инвентаризации в году принятия этого актива к учету. Именно поэтому первичные документы, связанные с приобретением нематериального актива, подбираются только по объектам, поступившим в отчетном году;
· по производственным запасам и оборудованию к установке, хранящимся на складе и других местах хранения, - наличие карточек учета материалов (ф. № М – 17), других аналогичных документов, в которых осуществляется складской учет запасов. При отсутствии перечисленных документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении неточностей и расхождений в регистрах бухгалтерского учета, а также расхождений между регистрами складского и бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения;
· по документарным ценным бумагам, хранящимся в депозитариях и банках, а также по бездокументарным ценным бумагам – выписки, подтверждающие наименования, количество и реквизиты (номер, номинал, эмитент) принадлежащих организации ценных бумаг. Выписки необходимо заранее затребовать у организаций, осуществляющих хранение и учет прав на ценные бумаги (банков, депозитариев, регистров).
Также необходимо подобрать подтверждающие первичные документы и регистры аналитического учета по следующим объектам инвентаризации:
· запасам, не находящимся
в период проведения инвентаризации
под отчетом материально
· расходам на НИОКР;
· расходам будущих периодов;
· объектам незавершенного строительства;
· незавершенному производству;
· резервам предстоящих расходов.
На практике подготовка первичной
документации и учетных регистров,
внесение необходимых исправлений
в бухгалтерский учет перед инвентаризацией
производится далеко не в каждой организации,
а ведь осуществление этих мероприятий
значительно снижает объем
Бланки инвентаризационных описей и активов инвентаризации составляются по унифицированным формам до начала инвентаризации и выдаются на руки членам инвентаризационной комиссии.
Альбом унифицированных форм не содержит форм для отражения результатов инвентаризации некоторых категорий имущества: незавершенного строительства, незавершенного производства, расходов на НИОКР, резервов предстоящих расходов. Эти формы должны быть разработаны организацией самостоятельно и утверждены организацией самостоятельно и утверждены в составе учетной политики.
Если последующая обработка
результатов инвентаризации будет
производиться
· инвентаризационной описи основных средств (ф. № ИНВ – 1);
· инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а);
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ – 3);
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ – 5).
До начала инвентаризации
могут быть заполнены графы, в
которых указываются
Акты сверки взаиморасчетов с контрагентами (поставщиками, покупателями, подрядчиками, комитентами, комиссионерами и т.п.) составляются на 1 января года, следующего за отчетным, и рассылаются.
Для инвентаризации расчетов с бюджетом организация должна составить и направить запрос во все инспекции МНС РФ, в которых она зарегистрирована как налогоплательщик, о предоставлении актов сверки по всем видам налогов, уплачиваемых организацией.
1.2 Проведение инвентаризации
В отношении различных объектов инвентаризации применяются три различных регламента ее проведения.
I. Проверка фактического
наличия имущества сверка
Применяется в отношении
следующего имущества, хранящегося
и используемого в
II. Документальная сверка
расчетов с бюджетом, кредитными
организациями и другими
Применяется при инвентаризации всех видов расчетов, в том числе расчетов с бюджетом, а также при инвентаризации финансовых вложений в части выданных займов и вкладов в договоры простого товарищества.
III. Проверка документальной
обоснованности сумм, числящихся
на счетах бухгалтерского
Таким способом осуществляется
инвентаризация нематериальных активов
(в части правильности формирования
балансовой стоимости); запасов, не находящихся
в период проведения инвентаризации
под отчетом материально
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета
До начала проверки фактического
наличия имущества
Проверка фактического наличия
имущества производится инвентаризационной
комиссией в присутствии
Результаты проверки фиксируются в инвентаризационных описях и актах, составляемых по унифицированным формам:
· инвентаризационной описи основных средств (ф. № ИНВ – 1);
· инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а);
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ – 3);
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ – 5).
· акте инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ – 15);
· инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ – 16).
Эти документы составляются не менее чем в двух экземплярах, а опись по ф. № ИНВ – 5 – в трех экземплярах. Также в трех экземплярах составляется инвентаризационная опись арендованных основных средств, составляемая по ф. № ИНВ – 1.
По окончании проверки
и выведения итоговых показателей
описи подписываются всеми
Достаточно распространенной
ошибкой является отсутствие в описи
подписи одного или нескольких членов
инвентаризационной комиссии, что приводит
к признанию результатов
По основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам и оборудованию к установке (не сданному в монтаж), при проверке фактического наличия которого были выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтером составляются сличительные ведомости (ф. № ИНВ – 18, ИНВ – 19). В них отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач имущества указываются в соответствии с его оценкой в бухгалтерском учете. Сличительные ведомости оформляются в двух экземплярах, а затем подписываются бухгалтером и материально ответственным лицом. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, другой хранится в бухгалтерии.
В акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ – 15) и инвентаризационную опись ценных бумаг (ф. № ИНВ – 16) включаются показатели как собственно инвентаризационных описей, так и сличительных ведомостей.
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества
При инвентаризации основных средств (ОС) инвентаризационная комиссия осуществляет осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств (ф. № ИНВ – 1) следующую информацию:
· при автоматизированной
обработке результатов
· если описи не были заполнены
– полное наименование объектов, их
назначение, инвентарные номера, основные
технические или
При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), общую полезную площадь, число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене, а амортизация по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и степени амортизации соответствующими актами.