Применение сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования на ОАО «БКФ«ЗЕЯ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Balanced Scorecard (в переводе с англ. языка – «сбалансированная система показателей») является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет «связать» стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии.
В данной курсовой работе я бы хотела рассказать об основателях этапах развития BSC и подробно рассмотреть применение «Сбалансированной системы показателей» в процессе стратегического планирования Благовещенской Кондитерской Фабрикой «Зея»

Содержание

Введение 4
1 Система сбалансированных показателей как метод управления компанией 8
1.1Истроия возникновения и понятие системы сбалансированных показателей 8
1.2 Система сбалансированных показателей как система управления 13
1.3 Цели и показатели результативности 14
2 Применение сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования на ОАО «БКФ«ЗЕЯ» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БКФ«ЗЕЯ» 17
2.2 Организация бухгалтерской и экономической службы на ОАО «БКФ«ЗЕЯ» 19
2.3 Перспективы применения сбалансированных показателей на ОАО «БКФ«ЗЕЯ» 23
2.4 Рекомендации по повышению эффективности системы сбалансированных показателей на ОАО «БКФ«ЗЕЯ» 28
Заключение 29
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)
    • Обучение и рост (возможности для роста и развития компании?).

Построение ССП для отдельной компании включает несколько элементов:

    • карту стратегических задач;
  • карту сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, "точку достижения цели" и сроки, в которые должны быть достигнуты требуемые результаты);
  • целевые проекты, обеспечивающие внедрение необходимых изменений;
    • "приборные панели" для контроля и оценки деятельности.

Следующий этап развития ССП был связан с обнародованием результатов внедрения и апробации системы в таких компаниях, как FMC Corporation и Rockwater. Руководители этих организаций Лэри Брэйди и Норман Чамбер – участники проекта “Measuring Performance in the Organization of the Future” – открыли новые возможности сбалансированной системы показателей, выводящие ее за рамки системы оценки. ССП стала использоваться как инструмент для разработки видения и миссии организации, доведения до сотрудников различных уровней управления новых стратегических планов и инициатив компаний. Ранее сбалансированная система показателей использовалась большинством руководителей для управления по большей части операционной деятельностью: сокращения времени обработки заказов и производственного цикла, снижения стоимости и так далее. Опыт FMC Corporation и Rockwater показал, что в рамках ССП можно также отслеживать реализацию стратегических инициатив, выделять ключевые процессы, влияющие на исполнение стратегии, и оценивать их эффективность. Результаты накопленного опыта были обнародованы во второй статье, опубликованной в Harvard Business Review в 1993 году. В середине того же года консалтинговая компания Renaissance Solutions, возглавляемая к тому времени Дэвидом Нортоном и специализирующаяся на внедрении сбалансированной системы показателей, объединилась с одной из крупнейших консультационных компаний Gemini Consulting. Постепенно ССП начинает использоваться во многих крупных компаниях как основной инструмент управления бизнесом, дающий возможность устанавливать как общекорпоративные цели, так и индивидуальные; доносить их до управленцев различного уровня и рядовых сотрудников; оценивать достижимость поставленных целей; получать своевременную обратную связь. ССП стала чрезвычайно удобной моделью, предоставляющей новые аналитические возможности более традиционной концепции MOS (Mission, Objectives, Strategies).

Синтезировав результаты трехлетнего опыта внедрения системы, в 1996 году Дэйвид Нортон и Роберт Каплан опубликовали статью "Использование сбалансированной системы показателей как системы стратегического управления". Естественно, три публикации не могли ответить на все вопросы, стоящие перед управленцами, и в 1996 году выходит первая книга тех же авторов "Сбалансированная система показателей: перевод стратегии в действие", дающая полноценный и структурированный обзор данной концепции и описывающая опыт ее внедрения. По сути дела, данное издание явилось толчком для последующего развития и нахождения новых областей применения системы среди большого числа компаний как коммерческого, так и государственного сектора.

После значительных успехов, достигнутых первыми компаниями, внедрившими технологию Balanced Scorecard в качестве основного метода управления, использование Системы сбалансированных показателей стало общей тенденцией. В первую очередь, она затронула средние и крупные компании самых различных отраслей. Десять лет спустя, по данным Bain&Company, Balanced Scorecard используется половиной компаний из перечня Global 1000. Журнал Fortune приводит собственные данные: BSC является основным инструментом исполнения стратегии в 402 компаниях из 500, входящих в рейтинг Fortune-500. Среди них такие корпорации как Coca-Cola, BP, General Electric, McDonalds, L'Oreal, BMW, Boeing, Samsung Electronics, и других. Теперь Balanced Scorecard активно внедряется и на российских предприятиях (первые прецеденты внедрения BSC в России - компании "ЛУКойл" и "Северсталь"), а "отцы-основатели" BSC, Д. Нортон и Р. Каплан регулярно посещают Россию, проводя семинары и конференции.

1.2 Система сбалансированных показателей как система управления

Прежде всего, необходимо связать сбалансированную систему показателей с системой стратегического управления. В противном случае ССП будет всего лишь набором разрозненных показателей, никак не влияющих на стратегическое развитие организации.

Важным инструментом стратегического управления является стратегическое планирование. Именно на основе информации, полученной в результате планирования, и происходят разработка стратегической карты и формирование показателей. Однако стратегическое планирование как таковое во многих российских организациях отсутствует.

Согласно некоторым оценкам, стратегический план как документ есть только у 10% компаний, и только в 5% компаний этот план читал кто-либо кроме разработчика и непосредственного заказчика. Поэтому взаимодействие ССП с системой стратегического управления происходит, как правило, еще на этапе ее создания. Большинство проектов по внедрению сбалансированной системы показателей начинается со сбора информации для формализации стратегии.

По результатам интервьюирования топ-менеджеров и анализа предложений ключевых сотрудников готовится отчет, на основе которого уже разрабатывается стратегическая карта компании. В то же время структура ССП может стать хорошей основой для разработки полноценной стратегии.

Четыре ключевые перспективы (финансы, клиенты, процессы, обучение и развитие) позволяют распределить цели таким образом, чтобы ни одна из сторон деятельности компании не была забыта и ее развитие происходило сбалансировано.

В дальнейшем информация, которая будет собираться по показателям, станет хорошей основой для пересмотра и корректировки стратегии, а сбалансированная система показателей, в свою очередь, стимулирует компанию более внимательно относиться к стратегическому планированию.

 1.3 Цели и показатели результативности

Так же, как и в случае с проекциями, между целями существует причинно-следственная связь. Пример взаимосвязи целей представлен на рис. 1.

 

Рис. 1.

 

Показатели результативности позволяют отслеживать реализацию стратегии и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями, в то же время обеспечивают основу для планирования и оценки исполнения бюджета и деятельности каждого сотрудника. Показатели могут исчисляться с различной частотой: ежедневно, ежеквартально или ежегодно. Примером используемых показателей для различных проекций могут служить следующие:

Финансовые индикаторы:

  1. совокупные активы
  2. совокупные активы на сотрудника
  3. доходы к совокупным активам
  4. доходы на сотрудника
  5. доходы от новых продуктов
  6. прибыль к совокупным активам
  7. прибыль на сотрудника

 Индикаторы по клиентам:

  1. количество клиентов
  2. доля рынка
  3. средний оборот на клиента
  4. среднее время, затраченное на взаимоотношения с клиентом
  5. индекс лояльности клиентов
  6. индекс удовлетворенности клиентов

Индикаторы процессов:

  1. своевременная доставка
  2. рост производительности
  3. административные расходы
  4. оборачиваемость складских запасов
  5. время подготовки производства
  6. стоимость административных ошибок
  7. прямые контакты с клиентами

Индикаторы обучения и роста:

  1. текучесть кадров
  2. время на обучение
  3. среднее время отсутствия
  4. ежегодные затраты на обучение на человека
  5. индекс удовлетворенности сотрудников

Так называемый "баланс" в концепции Сбалансированной системы показателей имеет многоплановый характер, охватывая связи между финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2 ПРИМЕНЕНИЕ  СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОАО «БКФ «ЗЕЯ»

 

 

          2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БКФ«ЗЕЯ»

Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество Благовещенская кондитерская фабрика "Зея".

Сокращенное наименование предприятия: ОАО БКФ "Зея".

Место нахождения: Амурская область, г. Благовещенск, Ленина 18.

Целью деятельности ОАО БКФ "Зея" является получение прибыли от реализации основных направлений деятельности в интересах как общества в целом, так и каждого из его акционеров.

Общее количество акционеров предприятия: 1 293

Все акции выпускаются в бездокументарной форме.

Каждая обыкновенная акция предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав и обязанностей.

Сегодня "Благовещенская кондитерская фабрика "ЗЕЯ"  крупнейший производитель сладкой продукции на Дальнем Востоке.

Качество изделий и сырья контролируется физико-химической лабораторией. Продукции присвоен экологический сертификат качества. На фабрике введена система управления качеством, соответствующая требованиям международных стандартов.

В настоящее время предприятие входит в состав холдинга "Объединённые кондитеры" - это 15 крупнейших российских фабрик, в том числе ОАО "РотФронт", ОАО "МКФ Красный Октябрь", ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский".

Основными рынками реализации собственной продукции является Амурская область - 60,4 %, Хабаровский край - 6,2 %, Приморский край - 1,5 %, республика Саха Якутия - 5,1 %.

 

Рассмотрим в таблице 2.1 основные показатели деятельности ОАО «Кондитерская фабрика «Зея».

Таблица 2.1. Динамика технико-экономических показателей ОАО «Кондитерская фабрика «Зея»

 

         
   
           
           
           
           
           

За анализируемый период деятельность предприятия характеризуется ростом большинства экономических показателей работы. Так, объем продукции, предназначенной для продажи, в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 78,9 млн. руб. (47,7 %) и составил 244,4 млн. руб. Возросли затраты на производство товарной продукции, полная себестоимость которой в 2012 году составила 224,3 млн.руб., что на 70,4 млн.руб. (45,8 %) выше уровня 2010 года. При сравнении себестоимости товарной продукции и товаркой продукции в действующих ценах можно видеть, что темпы роста товарной продукции превысили темпы роста ее себестоимости, что говорит о росте эффективности деятельности предприятия.

Аналогично увеличился объем производимой продукции в ассортименте. Увеличение составило 608 т, что в относительном выражении составило 12.1 %.

Ежегодно расширяется дистрибьюторская сеть. Конкурентным преимуществом выпускаемой фабрикой продукции по сравнению с другими предприятиями является пищевая ценность продукта и его качество. Продукция фабрики позиционируется в высоком ценовом сегменте. Качество продукции подтверждают и награды.

Предприятие ежегодно принимает участие в выставках и ярмарках по заключению договоров на поставку продукции. В 2003 году на Всероссийском смотре качества кондитерских изделий в г. Москве золотой медалью отмечены ирис «Молочно-ореховый» и печенье «Сливочное», серебряной медалью - мармелад «Черная смородина». На выставках-ярмаркак в городах Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке золотой медалью награждены мармелад «Дынька», «Арбузные дольки», «Банановые дольки», вафли «Признание», печенье «Дуэт», наборы шоколадных конфет «Фрукты в шоколаде», «Престиж», «Москва златоглавая»; серебряной медалью - серия печенья «Колобок».

При значительном росте объемов производимой продукции на фабрике

среднегодовая   численность  увеличилась   всего   на  4,4 %   в   2012   году   по сравнению   с   2010   годом,   то   есть   на   25   человек.   Стоимость   основных производственных фондов за исследуемый период снизилась на 1,3 млн. руб., (5,1 %).

Информация о работе Применение сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования на ОАО «БКФ«ЗЕЯ»