Система «директ – костинг»: характеристика, достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночных отношений увеличивается самостоятельность организаций, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию, которые теперь складываются с учетом спроса и предложения. Учет спроса и предложения является одной из характеристик рыночных отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой – калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача определения себестоимости - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.

Содержание

Введение 3
1. Методы учета затрат в управленческом учете 5
1.1. Понятие затрат, их сущность и классификация 5
1.2. Методы учета затрат: стандарт - кост, АВС -метод, директ – костинг 11
2. Система «директ - костинг» 16
2.1. Роль и значение затрат в системе «директ-костинг» 16
2.2. Калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг» и целесообразность ее использования в российском учете 21
2.3. Преимущества и недостатки системы «директ-костинг» 25
3. Примеры принятия решений с использованием метода «директ - костинг» 29
Заключение 34
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

19 баллов.docx

— 76.34 Кб (Скачать файл)

Относительно контроля за уровнем рентабельности изделий, то окупаемость изделия при калькулировании по прямым (переменным) затратам видна лучше, так как она не искажается в результате того же распределения косвенных расходов.

В западных организациях для принятия управленческих решений используется разнообразная информация о себестоимости. Иногда себестоимость продукции калькулируется двумя методами: на основе распределения всех косвенных затрат и по системе «директ-костинг». На данном этапе нашим организациям нет необходимости вести параллельный учет по двум системам. Для организаций, использующих «директ-костинг», достаточно периодически (в зависимости от целей управления) рассчитывать полную себестоимость внесистемно. Как показывает опыт западных стран, данные о такой себестоимости приемлемы для принятия решений.

Таким образом, важнейшим объективным условием применения системы «директ-костинг» в России есть формирование стабильной рыночной экономики, что повлечет за собой изменение требований к бухгалтерскому учету, прежде всего в направлении повышения его оперативности, гибкости и аналитичности поставляемой информации.

Изменение задач, стоящих перед учетом в целом, приводит к изменениям в задачах и содержании управленческого учета, что влечет за собой объективную возможность его организации по системе «директ-костинг».

 

2.3. Преимущества и недостатки  системы «директ – костинг»

Для выявления преимуществ и недостатков системы учета «директ-костинг» выделим присущие ей особенности и рассмотрим их положительные и отрицательные стороны. Поскольку система «директ-костинг» - это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства,  ее главной особенностью является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.

Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов (списываются с полученной прибыли в тот период, в котором произведены). По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.

 Схема построения отчета о доходах, в рамках системы «директ-костинг», содержит два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль (таблица 2).

Маржинальный доход- это разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам (прибыль + постоянные затраты). После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

Таблица 2  Двухступенчатый отчет о доходах и расходах

№ п/п

Наименование показателей

Значение

1

Выручка от реализации продукции (В)

В=1000

2

Переменные затраты (ПЗ)

ПЗ=600

3

Маржинальный доход (МД)

МД=В-ПЗ=400

4

Постоянные расходы (ПР)

ПР=200

5

Прибыль (П)

П=МД-ПР=200


 

Отметим, что отчет о доходах и расходах не обязательно должен быть двухступенчатым, он может быть многоступенчатым. Так если переменные затраты разделить на производственные и непроизводственные, отчет будет трехступенчатым. В этом случае сначала определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами, потом определяется маржинальный доход в целом по организации (как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами), на третьем этапе определяется прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных  расходов.

Важной особенностью «директ-костинга» является то, что можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью (анализ «затраты-объем-прибыль»), которые вытекают из определения точки критического объема производства (под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции).

Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» — один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.

Кроме того анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Таким образом, в использовании маржинальной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.

Еще одно важное достоинство системы - это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более «обозримой», а отдельные затраты - лучше контролируемыми.

Организация управленческого учета по системе «директ-костинг» связана с рядом проблем, которые вытекают также из особенностей, присущих этой системе:

- возникают  трудности при разделении расходов  на постоянные и   переменные, поскольку чисто постоянных или  чисто переменных расходов очень мало;

- «директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость, поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;

- необходимо  в ценах, устанавливаемых на продукцию  организации 

обеспечивать покрытие всех издержек организации (нерешённость проблемы распределения постоянных (косвенных) расходов, не позволяет этого).

- значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;

- несовпадение результатов финансового  учета (и финансовых отчетов) с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов (финансового, налогового управления и др.) к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям.

 

 

 

 

 

 

          3. Примеры принятия решений с использованием метода «директ -  костинг»

         Главное назначение «директ-костинга» - быть информационной основой предпринимательских решений. «Директ-костинг» в основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции и товаров. Главная цель таких решений – максимизация прибыли отчетного года [Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет].

         Рассмотрим ряд примеров принятия  управленческих решений с помощью  «директ-костинга».

          1.Принятие специального заказа (принятие или отклонение такого заказа, который загрузит неиспользуемые в данный момент мощности, но он доступен, если будет установлена цена, ниже обычной рыночной цены). Итак: Компания производит и продает фруктовый напиток. Цена одной банки 20 рублей. Текущий объем выпуска составляет 4000 банок в месяц, что обеспечивает 80% загрузки производственных мощностей. Есть возможность загрузить оставшиеся 20% мощностей, если продавать свой напиток сети супермаркетов по 13 рублей за банку, которые будут продавать этот напиток под своей «маркой». Общие затраты за последний месяц составили 56000 рублей, из которых 16000 рублей являются постоянными затратами. Стоит ли компании принимать предложение сети супермаркетов?

           Решение: Предположим, что постоянные затраты останутся неизменными и рассчитаем прибыль предприятия.

№ п/п

Показатели

Загрузка 80%

Загрузка 100%

1

Выручка (руб.)

80000

93000

2

Переменные затраты (руб.)

40000

50000

3

Маржинальный доход (руб.)

40000

43000

4

Постоянные расходы (руб.)

16000

16000

5

Прибыль (руб.)

24000

27000


     

           Таким образом, несмотря на то, что цена 13 рублей за банку ниже себестоимости, исчисленной по полным затратам (56000:4000=14 рублей за банку), данная продукция покрывает большую часть постоянных затрат, которые пошли на ее производство (всего эти затраты составляют 16000/5000*1000=3200руб., а дополнительная продукция покрывает 13*1000-10000=3000руб.), следовательно принять предложение сети супермаркетов будет выгодно. Однако для принятия окончательного решения необходимо учесть ряд дополнительных факторов:

        - не потребуют ли другие клиенты снижения цены, если будет принято такое решение?

        - является ли этот заказ самым прибыльным видом использования незагруженных мощностей?

         - не займет ли этот заказ мощности, которые нам могут потребоваться в ближайшем будущем для выпуска продукции по полной цене?

        - точно ли то, что постоянные затраты останутся неизменными?

          Если эти факторы не препятствуют принятию решения его можно принять. Данный принцип широко используется, в отелях, на железных дорогах или авиалиниях, когда в межсезонье снижают цены на услуги для привлечения клиентов.

 2.Производить или покупать. Часто руководители предприятий сталкиваются с проблемой, когда определенный продукт или компонент, необходимый в дальнейшем производстве может быть произведен или закуплен у другого предприятия. Если не брать во внимание технические моменты, то решение обычно основывается на анализе затрат на покупку и производство. В общем случае сравнение идет между переменными затратами на создание продукта и ценой его покупки. Например: Фирма производит Элемент ВК, полные затраты на производство одной единицы при общем выпуске 50000 штук 9,00рублей. Элемент ВК может быть куплен по 7,75 руб. за штуку. Следует учесть, что при закупке компонента производственные мощности, используемые при его производстве, останутся невостребованными. Стоит ли предприятию закупать компонент или же производить его?

Решение: Сравнивая закупочную цену 7,75 руб. и полные затраты 9,00 руб. напрашивается вывод, что компонент должен быть закуплен. Однако правильным будет сравнение переменных затрат (которые составят 5,50 руб.) и закупочной цены. Тогда мы видим, что закупать элемент ВК не выгодно. Причиной такого решения является то, что постоянные издержки, составляющие 175000 руб. (50000 *(9,00- 3,50руб.)) останутся неизменными, и так как мощности будут не использованы, их придется покрывать из суммы прибыли, полученной от продажи основной продукции. Если ВК будет закуплен, то Чистая прибыль сократится на 112500 руб., которые являются разницей между закупочной ценой и переменными издержками производства ((7.75 - 5.50)*50000).

 2.Снятие продукта с производства. Когда компания производит несколько видов продукции и один из них становится неприбыльным, то руководство компании может принять решение о снятии его с производства.

      Компания производит три вида продуктов (А, В, С), по которым имеются следующие данные:

№ п/п

Показатели

А

В

С

Итого

1

Выручка (руб.)

40000

50000

45000

135000

2

Переменные затраты (руб.)

24000

25333

22667

72000

3

Маржинальный доход (руб.)

16000

24667

22333

63000

4

Постоянные затраты (руб.)

12000

12667

11333

36000

5

Прибыль (руб.)

4000

12000

11000

27000


 

Дирекция компании решила, что продукт А убыточен, так как он дает наименьшую прибыль, а потому его и следует снять с производства. Правильно ли это решение, какие еще факторы должны быть учтены при принятии решения?

 Решение: Из расчета прибыли методом «директ-костинг» мы видим, что продукт А приносит нам 12000 руб. в сумму покрытия постоянных расходов, если мы снимем его с производства, то чистая прибыль после снятия с производства продукта А составит 11000 рублей (24667+22333-36000). Таким образом, сняв с производства продукт А, мы потеряем не 4000 рублей как предполагалось, а 16000 рублей, которые являются маржинальным доходом данного продукта. Следовательно, при принятии решения, надо учесть два фактора:

Информация о работе Система «директ – костинг»: характеристика, достоинства и недостатки