Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
Цель данной работы – провести сравнительную характеристику различных форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Задачи курсовой работы: 1) Определить основные формы экономического контроля; 2) Охарактеризовать аудиторскую деятельность и ревизию; 3) Проанализировать содержание, сущность финансового контроля и судебно-бухгалтерской экспертизы; 4) Сравнить различные формы экономического контроля; 5) Провести обзор практики реализации аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Предмет исследования – изучение различных форм экономического контроля.
Введение----------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические подходы к определению различных форм экономического контроля----------------------------------------------------------------------------------------5
1.1 Формы экономического контроля и их сущность--------------------------5 1.1.1 Характеристика аудиторской деятельности-----------------------------5 1.1.2 Особенности организации ревизии-----------------------------------------6 1.1.3 Содержание финансового контроля----------------------------------------8
1.1.4 Сущность судебно-бухгалтерской экспертизы-------------------------10
1.2 Сравнительная характеристика форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы---------12
2 Практика реализации форм экономического контроля---------------------------18
2.1 Практический аспект осуществления аудиторских проверок---------------18
2.2 Оценка ревизионной практики----------------------------------------------------20 2.3 Результаты финансового контроля----------------------------------------------21 2.4 Реализация судебно-бухгалтерской экспертизы------------------------------23
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------27
Список использованных источников---------------------------------------------------29
Приложение А - Форма договора об оказании аудиторских услуг---------------31
Приложение Б – Договор об оказании сопутствующих аудиту услуг (примерная форма)--------------------------------------------------------------------------34
Приложение В – Форма положения о контрольно-ревизионной службе--------38
Приложение Г – Примерная форма заключения по результатам ревизии------47 Приложение Д - Практические ситуации-------------------------------------------49
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Костромской государственный технологический университет»
Институт Управления Экономики и Финансов
Кафедра Бухгалтерского учета и аудита
Дисциплина «Аудит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: АУДИТА, РЕВИЗИИ, ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Студент
Руководитель Мироненко О. В.
Содержание
Введение----------------------
1 Теоретические подходы
к определению различных
форм экономического контроля--
1.1 Формы экономического контроля
и их сущность----------------------
1.1.4 Сущность судебно-
1.2 Сравнительная характеристика форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы---------12
2 Практика реализации
форм экономического контроля--
2.1 Практический аспект
осуществления аудиторских
2.2 Оценка ревизионной
практики----------------------
Заключение--------------------
Список использованных источников--------------------
Приложение А - Форма договора
об оказании аудиторских услуг-------------
Приложение Б – Договор
об оказании сопутствующих аудиту услуг
(примерная форма)-------------
Приложение В – Форма
положения о контрольно-
Приложение Г – Примерная
форма заключения по результатам
ревизии------47 Приложение Д -
Практические ситуации----------------------
Введение
В условиях создания правового
государства и становления
В настоящее время, как в России, так и за рубежом отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии экономического контроля. Отсутствует единая классификация разнообразных видов, функций и методов контроля. Не закончен процесс формирования отдельных видов экономического контроля, не получила должного осмысления в науке сущность бухгалтерского и налогового учета в новых условиях хозяйствования.
Актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного экономического контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. Под формами экономического контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение его функций. Поскольку форма всегда оказывает обратное воздействие на содержание, важно выбрать наиболее эффективные формы контроля, чётко разграничивать сферы их применения с учётом конкретных хозяйственных ситуаций и задач, решаемых отдельными звеньями управления экономикой. В качестве форм хозяйственно-экономического контроля, в зависимости от глубины охвата различных сторон деятельности организаций и предприятий в данной работе следует выделить: аудит, ревизию, финансовый контроль, судебно-бухгалтерскую экспертизу.
Цель данной работы –
провести сравнительную характеристику
различных форм экономического контроля:
аудита, ревизии, финансового контроля,
судебно-бухгалтерской
Задачи курсовой работы: 1) Определить основные формы экономического контроля; 2) Охарактеризовать аудиторскую деятельность и ревизию; 3) Проанализировать содержание, сущность финансового контроля и судебно-бухгалтерской экспертизы; 4) Сравнить различные формы экономического контроля; 5) Провести обзор практики реализации аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Предмет исследования – изучение различных форм экономического контроля. Объектом курсового проекта является практика реализации форм контроля. Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом – определяются теоретические аспекты форм экономического контроля, проводится их сравнительная характеристика по различным основаниям. Во втором разделе рассматриваются конкретные случаи применения форм контроля на практике. Объём работы - 30 страниц, представлено три таблицы в подпунктах 1.1.2 и 1.1.3 подраздела 1.1 и в подразделе 1.2, а также три рисунка. Количество использованных источников равняется двадцати двум.
1 Теоретические подходы к определению различных форм экономического контроля 1.1 Формы экономического контроля и их сущность 1.1.1 Характеристика аудиторской деятельности Аудит представляет собой функциональную науку о методах и приёмах независимого финансового контроля. В системе экономического контроля аудит выступает как независимый финансовый контроль наряду с другими составляющими: общегосударственным экономическим контролем, бюджетно-финансовым, ведомственным финансовым контролем, общественным контролем [1,2]. Аудит как практика – вид управленческой деятельности, сводящейся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учёта и оценке бухгалтерской (финансовой) отчётности [1, с. 23]. В литературе даются разные определения аудиторской деятельности, в которых авторы подчеркивают ту или иную особенность: независимость, платность, конфиденциальность и др. Иногда, её рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях, напротив, крайне широко (рисунок 1) [3, 4].
Понятия аудита и аудиторской деятельности отождествлены и определяются как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг[3, с. 38]. Финансовый аудиторский контроль осуществляют субъекты контроля - аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в соответствии с договором об оказании аудита и сопутствующих ему услуг (приложения А, Б) [4,5,6]. Их общественный статус, права, обязанность и ответственность строго регламентирована нормативно-законодательными актами. Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что аудит как форма независимой проверки бухгалтерской отчётности хозяйствующего субъекта лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделёнными необходимыми полномочиями, должен стать основной системой экономического контроля.
1.1.2 Особенности
организации ревизии Ревиз
Также особенности организации и проведения ревизии можно пронаблюдать в сравнении с аудитом (таблица 1) [8, с. 124].
Таблица 1 – Сравнение ревизии и аудита
Общие черты | |
1. Использование приёмов
документального и | |
2. Квалификация и объекты контроля | |
Ревизия |
Аудит |
Различия | |
1. Цель: выявление недостатков с целью их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности |
1. Цель: выражение мнения
по поводу достоверности |
2. Характер: исполнительная деятельность |
2. Характер: предпринимательская деятельность |
3. Основа взаимоотношений: принудительность, осуществляемая по распоряжению вышестоящих или государственных органов управления |
3. Основа взаимоотношений: добровольность, осуществляемая на основе договора, в случаях, предусмотренных в законодательстве, обязательность |
4. Принцип оплаты труда:
оплату производит вышестоящее
звено или государственный |
4. Принцип оплаты труда: оплату производит клиент |
5. Результаты: акт ревизии |
5. Результаты: аудиторское заключение |
Можно сделать вывод, что с развитием рыночных отношений и отказом от централизованного планирования ревизия как форма контроля в коммерческих организациях потеряла свое значение, но остается действующей формой для сферы распределения - в бюджетных организациях и на унитарных предприятиях (внешний контроль), в некоммерческих организациях (внутренний контроль). Внутреннее содержание и направленность ревизии не меняется от того, используется ли она во внутреннем или внешнем контроле, точно так же как и ревизия не становится внутренним аудитом от того, что контрольные действия, характерные для ревизии, стали называться внутренним аудитом. 1.1.3 Содержание финансового контроля Финансовый контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы экономической системы, повысить эффективность использования управленческих решений [9,10]. Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит определённые элементы (таблица 2) [10,11]:
Таблица 2 – Основные элементы контроля
Элементы контроля |
Характеристика |
Субъект управления |
Тот, кто осуществляет контроль. Субъектами контроля являются лица, заинтересованные в результатах управленческой деятельности, ее эффективности. Субъектом контроля может быть непосредственно субъект управления (орган, осуществляющий процесс управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления. |
Объект управления |
Тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами контроля являются объекты управленческой деятельности. |
Предмет контроля |
Деятельность, применительно к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет управления). |
В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2) [10,11].
Корпоративный финансовый контроль |
Внешний аудит |
Иные виды |
виды
Государственный аудит |
Налоговый контроль |
Бюджетный контроль |
Ведомственный финансовый контроль |
Валютный контроль |
Таможенный контроль |
Банковский надзор |
Страховой надзор |
Правовой финансовый контроль |
Иные виды |
Рисунок 2 - Общая структура видов финансового контроля
Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов государственного финансового контроля была эффективной и созидательной, т.е. вносила реальный вклад в развитие экономики России и ее регионов. Эффективность контроля (контрольной деятельности) определяется отношением достигнутого контролирующим органом (или лицом) результата к величине затраченных ресурсов. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше было произведено затрат на его осуществление [10, с. 7]. Таким образом, критериями эффективности финансового контроля являются результативность, действенность и экономичность. Каждый из них может быть оценен количественно. Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля, позволяет сделать следующий вывод: от того, насколько квалифицированно и добросовестно контрольно-финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом - социально-экономическое благополучие российских граждан.