Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
Цель данной работы – провести сравнительную характеристику различных форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Задачи курсовой работы: 1) Определить основные формы экономического контроля; 2) Охарактеризовать аудиторскую деятельность и ревизию; 3) Проанализировать содержание, сущность финансового контроля и судебно-бухгалтерской экспертизы; 4) Сравнить различные формы экономического контроля; 5) Провести обзор практики реализации аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы. Предмет исследования – изучение различных форм экономического контроля.
Введение----------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические подходы к определению различных форм экономического контроля----------------------------------------------------------------------------------------5
1.1 Формы экономического контроля и их сущность--------------------------5 1.1.1 Характеристика аудиторской деятельности-----------------------------5 1.1.2 Особенности организации ревизии-----------------------------------------6 1.1.3 Содержание финансового контроля----------------------------------------8
1.1.4 Сущность судебно-бухгалтерской экспертизы-------------------------10
1.2 Сравнительная характеристика форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы---------12
2 Практика реализации форм экономического контроля---------------------------18
2.1 Практический аспект осуществления аудиторских проверок---------------18
2.2 Оценка ревизионной практики----------------------------------------------------20 2.3 Результаты финансового контроля----------------------------------------------21 2.4 Реализация судебно-бухгалтерской экспертизы------------------------------23
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------27
Список использованных источников---------------------------------------------------29
Приложение А - Форма договора об оказании аудиторских услуг---------------31
Приложение Б – Договор об оказании сопутствующих аудиту услуг (примерная форма)--------------------------------------------------------------------------34
Приложение В – Форма положения о контрольно-ревизионной службе--------38
Приложение Г – Примерная форма заключения по результатам ревизии------47 Приложение Д - Практические ситуации-------------------------------------------49
1.1.4 Сущность судебно-бухгалтерской
экспертизы Судебно-
Рисунок 3 – Возникновение
судебно-бухгалтерской
В связи с широким использованием
для ведения бухгалтерского учета
новых информационных технологий, в
частности специализированных систем
и баз данных, объектами судебно-
Судебно-бухгалтерские
1.2 Сравнительная
характеристика форм экономического контроля:
аудита, ревизии, финансового контроля
и судебно-бухгалтерской экспертизы До начала рыночных реформ система
экономического контроля предусматривала
только три основных метода контрольной
деятельности: ревизию, проверку, бухгалтерскую
экспертизу. Рыночная экономика не только
трансформировала ранее существовавшие
способы, но и породила новые методы финансово-хозяйственного
контроля, например, аудит. При этом
ранее существовавшие методы и способы
контрольной деятельности постепенно
утрачивают свою актуальность [13, с. 21]. При проведении
сравнительного анализа рассматриваемых
методов контроля (таблица 3) нельзя не
остановиться на имеющихся между ними
сходствах, каковыми являются: - единообразие
при использовании источников информации; - используемые
методические приемы и контрольно-ревизионные
процедуры; - обоснование
выводов на документально достоверных
доказательствах; - конкретность
и общая база в определении размеров убытков
и недостач; - итоговые документы
являются источником доказательств [14,15].
Таблица 3 – Сравнительный анализ форм контроля
Критерий |
Формы контроля | |||
Бухгалтерская |
Аудит |
Ревизия |
Финансовый контроль | |
Цели контроля |
Разрешение вопросов, |
Выражение мнения по |
Выявление недостатков |
Установление |
Вид |
Процессуальная |
Предпринимательская |
Исполнительская |
Законодательная и принудительная деятельность. |
Основа |
Принудительное |
Добровольное |
Принудительное |
Принудительное |
Управленческие |
Вертикальные связи, |
Горизонтальные связи, |
Вертикальные связи, |
Вертикальные связи, |
Продолжение таблицы 3
Порядок |
Платит |
Платит клиент или |
Платит вышестоящий или |
Платит государственный |
Практические |
Подтверждение |
Улучшение финансового |
Сохранение активов, |
Осуществление нормативного регулирования в финансовой сфере, а также контроль за деятельностью органов исполнительной власти в этом направлении. |
Ответственность |
Перед |
Перед клиентом и |
Перед вышестоящей |
Перед финансовым органом
и |
Порядок |
Исследование |
Ознакомление с |
Ревизия учетной и |
Проверка финансовой, хозяйственной деятельности экономического субъекта |
Нормативная |
Процессуальное |
Федеральный закон |
Подзаконные акты, |
Методические |
Продолжение таблицы 3
Место |
В расположении |
По месту нахождения |
По месту нахождения |
В расположении финансовых органов |
Оформление |
Заключение |
Аудиторское заключение: |
Акт документальной |
Документы, подтверждающие результаты проведения контроля, оформляются государственными контролерами Российской Федерации |
Продолжение таблицы 3
Основание для |
Обстоятельства дела, |
Договор на оказание |
План ревизионной |
Обстоятельства, для проверки или установления которых, необходимо участие финансового органа |
Методы |
Не используются |
Используются методы |
Методы документальной |
Проверки эффективности или неэффективности расходования средств при наличии законодательно установленного права на данный вид проверок. Методы фактических проверок без ограничений |
Объекты |
Только материалы |
Бухгалтерские |
Бухгалтерские |
Тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами исследования являются объекты управленческой деятельности; |
Как видно из результатов исследования,
все методы имеют свои цели, объекты и
задачи контроля. Так, аудиторская проверка,
ревизия представляют собой реализацию
контрольных функций уполномоченными
органами, а бухгалтерская экспертиза
носит процессуально-правовой характер. Кроме
того, интересны различия в подходах к
выявленным недостаткам и нарушениям.
Аудиторская проверка, так же, как и ревизия,
призвана не только вскрывать, но и помогать
устранять выявленные несоответствия,
вносить свои предложения. В свою очередь,
финансовый контроль и бухгалтерская
экспертиза не имеют таких полномочий
и направлены на фиксацию нарушений в
своих итоговых документах[14,15].
2 Практика реализации форм экономического контроля: аудита, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
2.1 Практический аспект осуществления аудиторских проверок
Агентство по страхованию вкладов
(АСВ) начало борьбу с недобросовестными
аудиторами, искажающими информацию о
финансовом состоянии банков. Но победить
злоумышленников нереально: их вину после
проведения проверки доказать невозможно[5,16].
Эксперты советуют обращать внимание
на репутацию аудиторской компании, которая
проводила аудит организации, а также
стоимость её услуг. АСВ в ближайшее время
собирается подать в Арбитражный суд Москвы
иск к аудиторской фирме «Аконт» с требованием
признать недействительным аудиторское
заключение, выданное ИТ-банку, и запретить
«Аконту» заниматься аудиторской деятельностью.
Основанием для иска послужили два совсем
противоположных аудиторских заключения,
выданных «Аконтом» ИТ-банку. Первое
– «положительное», где аудитор не фиксировал
повышенных рисков для банка, предназначалось
для публикации и акционеров, а второе,
в котором аудитор указал на неудовлетворительное
свойство активов и недостаточное резервирование,
предназначалось для внутреннего пользования. Через
полгода, в июне 2009 года у ИТ-банка была
отозвана лицензия. Одним из оснований
отзыва указывалось «установление фактов
существенной недостоверности отчётных
данных». В конце июля 2009 г. ИТ-банк был
признан банкротом, а конкурсным управляющим
было назначено АСВ. Глава «Аконта» О.
Антонюк заявил, что «судебное разбирательство
АСВ бесперспективно», так как «никаких
двух заключений не было». «Был детализированный
доклад для руководства банка, тот, что
содержит конфиденциальную информацию
и рекомендации аудитора», - говорит Антонюк.
«А после того, как нарушения были исправлены,
мы дали положительное аудиторское заключение
о проверке, которое АСВ и сочло за второй
«хороший» вариант заключения», - утверждает
он, добавляя, что «ИТ-банк обанкротился
спустя полгода после того, как было дано
заключение, и причины, из-за которых произошло
банкротство, могли появиться позже того,
как аудитор провёл проверку». Для рынка
банковского аудита иск АСВ является прецедентным,
раньше ни при каких обстоятельствах заключения
аудиторов на банковскую отчётность в
суде не оспаривались. До 2010 года в случае
недовольства аудитором клиенты-пользователи
отчётности могли передать жалобы в Минфин
или саморегулируемые организации. Минфин,
если нарушения подтверждались, применял
несудебные меры воздействия – отзывал
квалификационные аттестаты аудиторов
либо приостанавливал лицензию аудиторской
организации до устранения нарушений. Рынок
«чёрных» аудиторов был всегда, пять лет
назад это было большой проблемой, потом,
с улучшением экономической ситуации,
услугами недобросовестных аудиторов
пользовались реже, а с наступление кризиса
эта проблема вновь стала острой. Вычислить
нечестного аудитора просто – цена за
его услуги обычно на порядок ниже
среднерыночной. Средняя цена за аудиторские
услуги – 2 тыс. руб. в час. Аудиторская
проверка не очень большой компании занимает
пару недель, при этом в ней принимает
участие три-четыре человека. В итоге стоимость
её составляет около 480 тысяч рублей. Откупиться
от проверки можно за смехотворные 100 рублей.
Собственно компании приглашают к себе
аудиторов, чтобы выглядеть прозрачными.
Первый заместитель комитета Госдумы
по кредитным организациям и финансовым
рынкам Павел Медведев отмечает, что проблема
«чёрного» аудита существует не только
в России, но и в других странах. Всё потому,
что «нет хорошего законодательства в
области ответственности аудиторских
компаний, и создать его очень трудно».
Например, аудитор проверяет, соответствует
ли отчёт организации тем документам,
которые она же ему о себе предоставляет,
а не действительности [16, с. 13]. В заключении
можно сказать, что показательная «порка»
АСВ может дать положительный результат.
АСВ упорно борется с жульничеством вокруг
банков, и это потихоньку даёт свои плоды.
Например, улучшилась ситуация с выводом
активов после того, как за это были возбуждены
уголовные дела. Постепенно государство
наводит порядок. Ещё в 2005 году никакой
судебной практики по аудиторским проверкам
вообще не было[17, с. 6]. 2.2 Оценка ревизионной
практики Вопрос: в ходе проверки ревизором
в акте было отмечено, что учреждением
нарушены требования по заполнению унифицированных
форм первичных документов по учету кассовых
операций. В частности, речь идет о проставлении
в приходных и расходных кассовых ордерах
«кода целевого назначения». Разъясните,
прав ли ревизор и обязан ли кассир проставлять
на кассовых документах данную информацию,
поскольку Инструкцией № 148н таких
требований к заполнению документов не
предъявляется [18, с. 2]. Ответ: Пунктом 3
Инструкции № 148н установлено, что все
хозяйственные операции, проводимые учреждениями,
финансовыми органами, органами казначейства,
должны быть оформлены унифицированными
первичными документами, формы которых
приведены в Приложении 2 к данной Инструкции.
Указанное Приложение содержит унифицированные
формы Приходного и Расходного кассовых
ордеров. Сами формы по учету кассовых
операций для бюджетных организаций содержат
реквизит «код целевого назначения», однако
порядок заполнения названных форм, предусмотренных
как Постановлением Госкомстата, так и
Инструкцией № 148н, не содержит указаний
по заполнению графы «код целевого назначения».
Более того, следует отметить, что Инструкция
по бюджетному учету, которой руководствуются
все участники бюджетного процесса при
отражении в бюджетном учете операций
по движению денежных средств, также не
устанавливает требования по ведению
аналитического учета по коду КОСГУ в
кассовых документах.