Стандарты финансовой отчетности: международные и национальные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - диплом. Стандарты финансовой отчетности международные и национальные.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра банковского  дела

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

__________Михайлова И.А.

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Стандарты финансовой отчетности: международные

и национальные

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2008 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами.

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике в  начале 1990-х гг. предопределил актуальность реформирования бухгалтерского учета  в стране. Реформа экономики привела к расширению роли бухгалтерского учета как информационной системы для различных пользователей учетной информации. Интеграционные процессы, затрагивающие мировое экономическое сообщество, предъявляют все более жесткие требования к соблюдению национальными системами бухгалтерского учета международных подходов. Современные требования мировых рынков капитала приводят национальные системы бухгалтерского учета к международной стандартизации. Международная система бухгалтерского учета базируется на общих учетных принципах и вырабатывает единые стандарты финансового учета и отчетности для сопоставимости деятельности предприятий и банков всех стран мира. На современном этапе экономического развития задачу унификации принципов учета и формирования отчетности выполняют Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО. Многие государства мира, в том числе Евросоюза и СНГ, приняли положения МСФО в качестве основы для составления финансовой отчетности.

В настоящее время для банковской системы нашей страны применение международных стандартов особенно актуально, поскольку в условиях либерализации экономики и ее большей открытости для иностранных инвестиций у белорусских банков появились новые экономические партнеры, для которых информация о деятельности банка и его финансовом состоянии представляет экономический интерес. Доверие к получаемой информации будет либо стимулировать, либо тормозить дальнейшее экономическое сотрудничество. При этом одним из первых требований для последующей совместной деятельности является получение от банка отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами. Кроме того, данные отчетности могут использоваться для расчета нормативов достаточности капитала и, соответственно, определения реального размера риска, который принимают на себя и сами банки, и их клиенты. При этом количественные и качественные показатели основополагающих видов банковской отчетности позволяют раскрыть не только реальное состояние собственного капитала банка и его финансовое положение, но и указать на будущие потенциальные возможности для дальнейшего развития банковского бизнеса.

Понимая важность обозначенной проблемы и в целях ее урегулирования, Правительство Республики Беларусь в июле 2003 года внесло изменения в Государственную программу перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденную постановлением Совета Министров от 04.05.1998 № 694, установив срок перехода организаций (в том числе банков) нашей страны на Международные стандарты финансовой отчетности до 1 января 2008 года.

С учетом этих обстоятельств в 2001 году Национальный банк Республики Беларусь принял стратегическое решение о поэтапном переходе банковской системы нашей страны на МСФО. И этот процесс успешно осуществляется на протяжении ряда лет путем разработки и внедрения Национальных стандартов финансовой отчетности – НСФО. Это направление деятельности Национального банка отражено в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь, начиная с 2002 года, Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 — 2010 годы.

В рамках выполнения Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь впервые, начиная с отчетности за 2008 год, весь банковский сектор страны наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, составляемой в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, представит в Национальный банк годовую финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности.

Целью написания  настоящей дипломной работы является обоснование целесообразности и  необходимости целенаправленного планомерного внедрения в Республике Беларусь, и в частности в отечественной банковской системе, международных стандартов финансовой отчетности как наиболее распространенной и динамично развивающейся системы стандартов во всем мире, оценка полноты их внедрения при разработке национальных стандартов финансовой отчетности в рамках выполнения вышеуказанной государственной программы..

В первой главе  раскрывается исторически возникшая необходимость разработки и внедрения в мировом масштабе единых стандартов финансовой отчетности, их генезис, а также приводятся теоретические положения принципов МСФО, позволяющие понять философию стандартов.

Вторая глава посвящена реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Республики Беларусь и анализу существующих отличий в отчетности, составленной как по национальным, так и по международным стандартам финансовой отчетности.

Третья глава  освещает практический аспект внедрения  МСФО в банковскую систему Республики Беларусь, возникающие в этой связи проблемы белорусских банков и пути их преодоления.

 

1. Роль и  значение международных стандартов  в унификации системы бухгалтерского учета

 

1.1. Глобализация: историческая необходимость возникновения  общемировых стандартов финансовой  отчетности

 

Впервые принцип двойной записи для учета торговых операций был применен итальянским монахом эпохи возрождения Лукой Пачоли в XIV веке. С развитием бизнеса, появлением его новых форм, а также с формированием и изменением законодательства в каждой стране сложились свои специфические особенности финансового учета и отчетности. Тем не менее, и сегодня бухгалтерский учет в любой стране мира построен по тому же принципу. [42, c.16]

На заре развития капитализма финансовые отчеты были средством, при помощи которого собственники определяли свои доходы и активы. Но с начала XIX века по мере развития экономических отношений, роста объемов производства собственного капитала компаний становилось недостаточно для того, чтобы финансировать расширение и обновление производства, поэтому капитал стали привлекать из источников вне компании.

Появилась необходимость  отделения руководства компаний от их собственников. Последние передают управление профессионалам – директорам. В свою очередь директор обязан отчитываться перед собственниками за свои действия, решения и результаты деятельности.

В течение длительного  времени финансовая отчетность не выходила за границы отдельно взятой страны – в этом не было никакой необходимости. В каждой из стран существовало множество факторов влияния на финансовую отчетность. Наиболее важными из них, обусловившими различия в требованиях к финансовой отчетности, являлись источники финансирования, имеющаяся правовая база, культурные различия в разных обществах и др.

Остановимся на трех самых главных факторах:

1) Источники  финансирования.

В большинстве  европейских стран (Франция, Германия, Италия и др.) основным источником дополнительных средств, обеспечивающих деятельность компаний,  стали банковские структуры.

В Великобритании и США большая часть дополнительных средств, как правило, предоставлялась акционерами. Именно в этих странах стала развиваться активная торговля на фондовых рынках.

Таким образом, страны в зависимости от обеспечения  финансирования можно разделить  на две группы:

- страны с  ориентацией на привлечение средств акционеров;

- страны с  ориентацией на кредитование  и государственное финансирование.

Вполне естественно, что в странах с финансовыми системами, ориентированными на банки, значимость отчетной информации ниже, чем там, где система ориентирована на рынок. Это связано с тем, что у сторон, имеющих власть по отношению к компании (банк, государство), есть возможность затребовать любые данные о ее финансовом состоянии.

Акционеры имеют  гораздо меньше властных полномочий: у них нет права требовать дополнительную информацию, и они могут полагаться лишь на общедоступные сведения. С целью защиты собственника, международная практика столкнулась с необходимостью выработки определенных походов к отражению в отчетности различных ситуаций, которые запрещают компаниям «приукрашивать» их реальное положение и помогают тем, кто использует финансовую информацию, правильно ее истолковывать. Таким образом, в странах с развитой акционерной системой хозяйствования финансовые отчеты ориентированы прежде всего на инвесторов.

2) Существующая правовая основа.

В течение многих лет в  западных странах развивались две  правовые системы:

- система общего (прецедентного) права (в странах  Британского содружества, США);

- система гражданского  права (континентальная Европа).

Общее право характеризуется как правовая система, развивающаяся в процессе рассмотрения дел – от одного (прецедента) к другому – и не предписывающая общих правил, которые могут быть применены к нескольким делам. В этих странах регулирование правил отчетности находится не в руках государства, а в руках профессиональных организаций частного сектора.

Система гражданского права  характеризуется большим количеством  правил, призванных обеспечить руководящие  указания для всех ситуаций. В странах, где принято гражданское право, корпоративное право очень детализировано, и в него часто включаются стандарты отчетности. Регулирование учета находится в руках у государства, а требования к финансовой отчетности часто сводятся к соответствию набора детализированных правовых положений. К таким странам относится и Беларусь.

3) Связь между отчетностью  и налогообложением.

В большинстве европейских  стран, где господствует система  гражданского права, налоговые власти используют информацию, содержащуюся в финансовых отчетах, с целью определения налогооблагаемых баз для расчета различных налогов. В результате вопросы налогообложения влияют на финансовую отчетность и даже предопределяют ее уклон в сторону фискальных органов. В таких странах, как Великобритания, США связь между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью более слабая. Для целей налогообложения готовятся отдельные отчеты, а в финансовых отчетах значительные суммы представляют так называемые отложенные налоги. [1, c. 76]

Наше время характеризуется  международной специализацией и разделением труда, кооперированием производства практически между всеми странами и континентами. Национальные экономики стали интегрироваться в единый мировой экономический организм. Интернационализация экономик вызвала потребность в сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах, и в конечном итоге потребовала ввести международную стандартизацию национальных систем бухгалтерского учета.

Таким образом, на сегодняшний день в мире сложились две наиболее распространенные, и, в некотором смысле, конкурирующие системы учета и отчетности: американские стандарты (US GAAP) и МСФО - Международные стандарты финансовой отчетности (IAS/IFRS). Несмотря на общую основу, заложенную в обеих системах, они достаточно серьезно отличаются, и, как результат, US GAAP сегодня представляет собой не столько принципы учета, сколько свод многочисленных правил, описывающих конкретные ситуации, тогда как МСФО по-прежнему сохраняет первоначальный, практически первозданный вид.

Международная координация учета ведется уже более 90 лет. Начало ей положено в 1904 году, когда в Сент-Луисе (США) прошел первый конгресс бухгалтеров. Намного позже в Сиднее на конгрессе 1972 года был создан Международный координационный комитет по развитию бухгалтерской профессии, просуществовавший до 1977 года, после чего в Мюнхене было объявлено о его преобразовании в Международную федерацию бухгалтеров, в которой представлено более 80 стран. Идея создания признанных во всем мире стандартов бухгалтерского учета возникла на научной конференции в Гааге. Одним из основных событий того времени в области организации учета явилось создание в 1973 году Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, куда вошли ученые многих стран мира. [9, c. 20]

МСФО не являются законами, изданными правительством одной или нескольких стран, а набором стандартов, цель которых состоит в унификации принципов бухгалтерского учета, используемых различными организациями для финансовой отчетности во всем мире.

Можно выделить несколько уровней применения МСФО:

  • применение международными организациями;
  • применение национальными организациями в качестве ориентира для разработки собственных стандартов финансовой отчетности;
  • применение фондовыми биржами и регулирующими органами, обязывающими или разрешающими компаниям представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО;
  • применение частными и государственными компаниями, в том числе кредитными организациями, как национальные стандарты отчетности (если получают официальный правовой статус). [51]

Информация о работе Стандарты финансовой отчетности: международные и национальные