Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:44, дипломная работа
Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами.
Началом процесса гармонизации
отечественного учета и отчетности с международными
стандартами стало утверждение Постановления
№ 174 от 30 марта 1992 г. «О переходе Республики
Беларусь на принятую в международной
практике систему учета и статистики»
и Республиканской программы №
523 от 27 августа 1992 г. к указанному постановлению.
Программа предусматривала осуществление существенной переработки учета и статистики в РБ и приведения ее в соответствие с международными правилами. Бухгалтерский и банковский учет рассматривался как фундамент, «низовое» звено формирования новой системы статистической информации, от которого зависит осуществление всей программы перехода Беларуси на новую систему учета и статистики.
В ходе реализации программы были разработаны планы счетов бухгалтерского учета для Национального банка и банков республики (внедрены с 1 января 1996 г.), в основу содержания которых были заложены международные принципы учета и формирования отчетности.
Дальнейший процесс гармонизации продолжился
с принятием в
1998 году Советом Министров Постановления
№ 694
от 4 мая 1998 г. «О государственной программе
перехода на международные стандарты
бухгалтерского учета в Республике Беларусь».
Банковская система продолжила процесс
конвергенции национальной системы бухгалтерского
учета и отчетности с международной путем
внедрения в практику банков международных
стандартов финансовой отчетности.
С учетом этих обстоятельств в 2001 году Национальный банк Республики Беларусь принял стратегическое решение о поэтапном переходе банковской системы нашей страны на МСФО. И этот процесс успешно осуществляется на протяжении ряда лет путем разработки и внедрения Национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО). Это направление деятельности Национального банка отражено в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы, Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы (Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 — 2010 годы).
Однако процесс внедрения МСФО должен осуществляться не только в одном секторе экономики (банковском), но и в целом на уровне государства, что позволило бы обеспечить сопоставимость информации в разных отраслях и представить ее заинтересованным пользователям не только по банковской деятельности, но и о предприятиях страны. Понимая важность обозначенной проблемы и в целях ее урегулирования Правительство Республики Беларусь в июле 2003 года внесло изменения в Государственную программу перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденную постановлением Совета Министров от 04.05.1998 № 694, установив срок перехода организаций (в том числе банков) нашей страны на Международные стандарты финансовой отчетности до 1 января 2008 года.
Цель государственной программы — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными принципами учета и стандартами финансовой отчетности. Программа определила необходимость выполнения следующих задач:
Для координации деятельности по переходу на МСФО в декабре 2003 года Советом Министров Республики Беларусь на постоянной основе был создан Межведомственный совет, в который вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Министерства экономики и других органов государственного управления.
Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы, разработанная в соответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., определила приоритетным направлением совершенствования бухгалтерского учета в банках переход банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности, который будет осуществляться путем:
По состоянию на 1 января 2008 года банковская система Беларуси при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности применяет 18 национальных стандартов. Из 37 действующих МСФО Национальным банком они выбраны как наиболее значимые и актуальные. Национальные стандарты по своей сути и содержанию максимально приближены к международным, но при этом они имеют статус официального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным. Такой подход выбран не случайно, а с целью удобства использования в практической деятельности, поскольку банки могут обратиться к первоисточнику на английском языке для более полного их понимания и применения.
В приложении А приведен перечень МСФО, утвержденных и рекомендованных к применению Советом по МСФО (бывшим Комитетом по международным стандартам), и соответствующих им НСФО, разработанных Национальным банком для обязательного применения банковской системой Республики Беларусь, действующих по состоянию на 1 января 2008 года. Сопоставив представленные в таблице сведения, можно сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что на протяжении последних десяти лет Национальный банк проделал огромную работу, чтобы выполнить концептуальные положения указанных государственных программ и помочь банкам в процессе их перехода на МСФО, с сожалением необходимо констатировать, что отдельные международные принципы и значительная часть международных стандартов не реализованы через национальную систему бухгалтерского учета, а соответственно и отчетности.
Данный факт можно объяснить рядом достаточно объективных причин. Основная из них – зависимость бухгалтерского учета от налогового, и примером тому могут послужить метод начисления и амортизированная стоимость финансовых инструментов. [6]
На сегодняшний день до сих пор не реализованы требования ряда стандартов, таких, как МСФО (IAS) 2 «Запасы», МСФО (IAS) 12 «Налоги и прибыль», (IAS) 18 «Выручка», МСФО 16 (IAS) «Основные средства», (IAS) 38 «Нематериальные активы», которые Национальным банком не могут разрабатываться, поскольку регулирование этих вопросов находится в компетенции Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства по налогам и сборам.
Кроме того, МСФО не стоят на месте: стандарты постоянно обновляются, дорабатываются, появляются новые интерпретации. Соответственно, Национальному банку и прочим ведомствам необходимо не только заниматься разработкой новых национальных стандартов, но и постоянно актуализировать уже существующие. Из таблицы, приведенной в приложении А, мы видим, что НСФО 22 «Объединение юридических лиц» и НСФО 35 «Прекращаемая деятельность» уже требуют доработки, т.к. МСФО (IAS) 22 «Объединение компаний» был отменен с введением МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса», а МСФО (IAS) 35 «Прекращаемая деятельность» был отмен с введением МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» соответственно.
Необходимо отметить, что в 2007 году Национальный банк провел значительную работу по внедрению в систему национальных стандартов изменений, коснувшихся МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации» и МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты – признание и оценка» в связи с выходом МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» – были переработаны НСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», его новое название НСФО 32 «Финансовые инструменты: представление информации», и НСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2008г., для улучшения качества управления деятельностью банков и инвестиционной привлекательности их бизнеса, повышения прозрачности банковской статистики в текущем году продолжится работа по внедрению в банковском секторе международных стандартов финансовой отчетности путем совершенствования национальных стандартов, правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышение требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации. [47]
2.3. Особенности применения международных принципов бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь
В предыдущей главе нами были рассмотрены принципы бухгалтерского учета и отчетности, изложенные в МСФО. Исследуем принципы бухгалтерского учета и отчетности, заложенные в законодательстве Республики Беларусь, и их соответствие Международным стандартам финансовой отчетности.
В Республике Беларусь применение принципов бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено несколькими законодательными актами. Это:
Для банковской системы Республики Беларусь формулировки ряда принципов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности содержат нормативные акты Национального банка Республики Беларусь. Среди них наиболее подробное изложение принципов содержится в Инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, от 19.09.2005 г. № 283 [16]. Инструкция содержит описание одиннадцати принципов. Сравним содержание принципов в Инструкции [16] с принципами и основополагающими допущениями, принятыми в МСФО [7], а также рассмотрим особенности адаптации международных принципов в банках Республики Беларусь.
Непрерывность деятельности
Инструкция [16] дает следующую характеристику принципа: «Банк должен исходить из того, что он будет осуществлять свою деятельность в будущем, а в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации».
Сопоставляя содержание принципа в Правилах и МСФО, нужно отметить более сжатый характер отечественной формулировки, в то время как в МСФО дается характеристика с примерами, уточняющими понимание данного принципа. В допущении МСФО на вопрос, что делать, если непрерывность деятельности нарушается и банк собирается сокращать свою деятельность, дается ответ: «если такое намерение или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться» [7, с. 38].
Метод начисления
Согласно Инструкции [16] применение метода начисления характеризуется следующей формулировкой: «все доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтерском учете на счетах доходов и расходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты соответственно».
Рассмотрим,
насколько отечественные
В соответствии с Инструкцией принцип начисления при отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов реализуется двумя методами: кассовый метод по доходам – доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они получены, и метод начисления по расходам – расходы, относящиеся к отчетному периоду, признаются в данном периоде независимо от фактического времени их оплаты. Кроме того, Инструкцией предусмотрено определение доходов и расходов банка, полностью соответствующее международным стандартам: под доходом понимается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода (в форме увеличения активов и (или) уменьшения обязательств, которое ведет к увеличению собственного капитала банка, не связанному с вкладами акционеров (собственников). Под расходом понимается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода (в форме уменьшения активов и (или) увеличения обязательств, которое ведет к уменьшению собственного капитала банка, не связанному с его распределением между акционерами (собственниками).
Как видно, в этом документе представлен и сам термин МСФО - метод начислений, и определение его составляющих - доходов и расходов. Вместе с тем, когда далее анализируем этот документ в части отражения в бухгалтерском учете начисленных доходов и расходов, приходим к следующему выводу: доходы отражаются в учете по кассовому методу, а расходы - по методу начисления.
Учет начисленных процентных доходов отражается в бухгалтерском учете следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета по учету начисленных доходов
Кредит счета по учету доходов к получению (6 класс).
Данная бухгалтерская запись констатирует факт начисления процентов, и начисленные проценты могут быть использованы банком только для анализа потенциальных поступлений, на реальные же доходы (8 класс) эти начисленные процентные доходы не поступили и не нашли отражения в отчете о прибыли и убытках. Только после фактического получения банком процентов от клиентов осуществляется бухгалтерская запись:
Информация о работе Стандарты финансовой отчетности: международные и национальные