Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:07, реферат
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных (перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.
Введение………………………………………………………………3
1 Стратегическое планирование предприятия
1.1 Сущность стратегического планирования……………………..4
1.2 Классификация (типизация) стратегических планов………….11
2. Управленческий учёт
2.1 Сущность и задачи управленческого учета……………………14
2.2. Организация управленческого учета………………………….17
2.3 Системы управленческого учета……………………………….21
3. Формирование вариантов стратегических решений на основе
данных управленческого учета…………………………………..…26
Заключение…………………………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Стратегическое планирование предприятия
1.1 Сущность стратегического планирования……………………..4
1.2 Классификация (типизация) стратегических планов………….11
2. Управленческий учёт
2.1 Сущность и задачи
управленческого учета……………………
2.2. Организация управленческого учета………………………….17
2.3 Системы управленческого учета……………………………….21
3. Формирование вариантов стратегических решений на основе
данных управленческого учета…………………………………..…26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….32
Введение
Стратегическое планирование в качестве процесса практической деятельности общества
В системе управления социально-экономическими
процессами, происходящими в обществе,
регулирования их направления и
динамики, в обеспечении нормального
функционирования коммерческих организаций
особое место занимает планирование.
Разрабатываемые в стране на всех
уровнях национальной экономики
прогнозы, программы и планы, являются
важнейшими инструментами реализации
политики соответствующих субъектов
управления. Именно они позволяют
организовать четкую, продуманную, всесторонне
обоснованную работу по достижению поставленных
(перед обществом и
Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов, определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.
Как известно, сущность любого явления или процесса проявляется в его функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что двойственная функция управления «подготовка и принятие управленческого решения» означает, прежде всего, практическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование.
Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления.
Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.1
1 Стратегическое планирование предприятия
1.1 Сущность стратегического планирования
Каждая фирма, работающая
в условиях рыночной экономики, стремиться
обеспечить себе долговременный сбыт
продукции как залог постоянной
прибыли. Для этого она разрабатывает
долгосрочную программу действий, адекватную:
а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции;
в) собственным ресурсным
Термин "стратегия" в переводе с греческого означает "stratos" — войско и "ago" — веду. Применение в управлении военной терминологии, видимо, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства.
Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:
· средство достижения конечного результата;
· объединение всех частей организации в единое целое;
· охват всех основных аспектов деятельности фирмы;
· обеспечение совместимости всех планов фирмы;
· план действий;
· прикрытие, т. е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной борьбе;
· порядок действий, т. е. план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
· позиция в окружающей среде, что означает связь со своим окружением;
· перспектива, т. е. видение того состояния, к которому надо стремиться;
· результат анализа сильных и слабых сторон организации работы в фирме и определение возможностей и препятствий ее развития;
· заранее подготовленная реакция фирмы на изменения внешней среды.
Разрабатывая стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:
· содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;
· было обозначено скоординированное руководство;
· поддерживала прогрессивную инициативу;
· главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте;
· обеспечивала гарантированные ресурсы;
· предусматривала гибкость
поведения в тактических
Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это, прежде всего реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.4
Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это, прежде всего реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Процесс обоснования стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, прежде всего выявления потребностей рынка и определения возможностей фирмы в их удовлетворении.
Стратегия развития фирмы предусматривает разработку комплекса подходов, которые обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдет к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит заработки персоналу и т.д.
Стратегия фирмы может
развиваться, и после ее утверждения.
Не всегда сразу удается в ней
продумать все до мелочей, и затем
долгое время жить без изменений.
Процесс разработки стратегии чувствителен
к изменениям среды. А так как
на рынке проявляется
Но любое предприятие независимо от среды обитания имеет свою стратегию действий, потому что бизнес не может постоянно менять свой курс, не может быть стопроцентно гибким и реагировать на каждое изменение в среде хозяйствования изменениями своей организации. Месторасположение предприятия, его помещения, оборудование, технология, персонал и другое имеют определенные пространственные и временные рамки. Однажды принятые решения и выполненные для их реализации действия влияют на инертность хозяйствования. Если бы предприятие существовало в статическом окружении, без изменений, то тогда не было бы необходимости в стратегическом планировании. Однако среда хозяйствования динамично меняется экономически, технологически, политически и т.д. Поэтому стратегическое планирование предприятия является и реакцией, и средством адаптации к таким изменениям для создания его будущего в контексте этих изменений. 1
Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.
Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мерпо выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями. Оно:
· включает многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.;
· является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: а) организационное долгосрочное предвидение, б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов;
· является функцией направлений, а не времени;
· отражает инновационный характер плана;
· содержит совокупность глобальных идей развития фирмы;
· предусматривает перспективное направление развития;
· диагностирует "узкие места" бизнеса;
· определяет основные виды деятельности и политики фирмы;
· для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы;
· служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим плановым документом в фирме;
· предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой и иной деятельности;
· координирует усилия, предпринимаемые фирмой, и предполагает внутрифирменное согласование действий создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы;
· предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период;
· содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
· предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего;
· устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга.
В таком масштабном и системном
документе, каким является стратегический
план невозможно в деталях и конкретно
описать все будущие действия,
необходимые для каждого
Не существует единой унифицированной
формы составления
В чем состоят принципиальные
отличия стратегического плана
от других? Так, различия между стратегическим
и бизнес-планом, прежде всего, касаются:
времени, категории информированности,
детальной проработки схем действий;
масштабности подходов. Временные различия
указанных планов сводятся к тому,
что стратегический план обычно бывает
более длительным по срокам осуществления.
Информированность при
Информация о работе Стратегическое планирование и управленческий учёт