Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа
Современное управление предприятием как экономической системой предполагает решение большого числа проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости.
Введение 2
1.Основы теории контроллинга 4
1.1. Понятие и сущность контроллинга 4
1.2. Контроль и контроллинг 8
1.3. Концепция контроллинга 10
1.4. Цели и задачи контроллинга 11
1.5. Функции контроллинга 14
1.6. Принципы контроллинга 16
1.7. Важнейшие виды деятельности службы контроллинга 18
2. Контроллинг в России 20
2.1. Концепция контроллинга в России 20
2.2. Проблемы внедрения системы контроллинга на российских предприятиях 22
Исторические и организационные проблемы 22
Экономические проблемы 25
Психологические проблемы 28
Методологические проблемы 31
3. Перспективы применения контроллинга в России 33
Заключение 36
Список литературы 39
1.4. Цели и задачи контроллинга
Основная задача контроллинга заключается в системно - интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия
Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности избежать ошибки, отклонения и просчета — как в настоящем, так и будущем.
Основное назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды.
Основными задачами контроллинга являются выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Решение этих задач связано с:
- определением фактического состояния организации и его структурных единиц;
- прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный будущий момент времени;
- заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как организации в целом, так и его структурных единиц;
- обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;
- поиском слабых и узких мест в деятельности предприятия.
Задачей контроллинга является задача контроля и регулирования, суть которой состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Эффективность решения поставленной проблемы во многом определяется хорошей скоординированностью целей различных уровней управления, средств и методов их реализации.
Ее решение связано с:
- разработкой методик планирования;
- представлением информации для составления планов;
- установлением допустимых границ отклонений;
- анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;
- учетом и контролем затрат и результатов;
-разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;
- стимулированием планирования.
Осуществление всех задач делает возможной подготовку к применению будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы,
Основная цель контроллинга - реализация глобальных и локальных целей предприятия. При этом стратегической целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Так как цели контроллинга вытекают из целей организации, они могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности предприятия при заданном уровне ликвидности.
Конкретные цели контроллинга состоят в следующем:
- идентифицировать представление об отклонениях и требованиях к адаптации, обеспечить своевременное наблюдение и разработку мероприятий по устранению отклонений;
- оказывать помощь в декомпозиции общих целей предприятия на более мелкие цели отдельных подразделений;
- распознавать проблемы и управлять подразделениями экономических служб предприятия;
- cпособствовать лучшему управлению прибылью предприятия;
оказывать помощь при разработке рациональной политики предприятия;
помогать руководству в принятии решений, адекватных целям.
Особенностью контроллинга является ориентация на действующую концепцию управления, на будущее развитие предприятия и одновременно ориентация на узкие места предприятия и отказ от функционально–зависимого метода работы.
1.5. Функции контроллинга
Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Достижение этих целей основывается на выполнении следующих функций контроллинга:
- мониторинг состояния экономики организации;
- сервисная функция
(обеспечение аналитической
- управляющая функция;
- контроль и анализ
экономичности работы
- подготовка (разработка)
методологии принятия решений,
их координация, а также
Мониторинг состояния экономики предприятия — контроль равновесия показателей прибыль — затраты. Равновесие достигается за счет того, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют необходимость вмешательства (противодействующие меры) для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае необходимости осуществляют его.
Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации руководству для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.
Управляющая функция включает в себя переоценку стратегии, корректировку реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.
Главная задача руководства - создание потенциала успеха на рынке в будущем. Это достигается применением системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обнаружения» будущих тенденций как в окружающем мире, так и внутри, и в самой организации. Внешние «индикаторы» должны информировать руководство об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние — представляющие на практике отдельные показатели и их системы — сообщать о текущем «самочувствии» организации, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но и потери.
Эволюция функций управления предприятием (планирование по отдельным аспектам трансформировалось в комплексное программно-целевое планирование, управление сбытом и продажами — в маркетинг, бухгалтерский и производственный учет — в систему контроля и регулирования) интегрировала в систему контроллинга, которая отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению.
1.6. Принципы контроллинга
Механизм контроллинга основан на четырех принципах:
- движения и торможения;
- своевременности;
- стратегического сознания;
- документирования.
Принцип движения и торможения. Создаёт объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретного предприятия с учётом его специфики и возможностей. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли.
При этом цель «рост» означает увеличение производства и продажи изделий или расширение номенклатуры предоставляемых услуг, которые уже определены в плане организации. Цель «развитие» означает новые изделия, новые формы их применения, новый сервис, новые решения проблем клиентов, новые рынки и каналы сбыта, новые методы производства, новые организационные структуры и процедуры управления, т. е. для успешной деятельности предприятия и его движения вперед необходимы «инновации».
Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль.
Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем вероятнее потери прибыли.
Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра.
Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.
Принцип документирования. Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга в действительности. В стратегическом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи.
1.7. Важнейшие виды деятельности службы контроллинга
Реализация функций контроллинга находит отражение в следующих видах деятельности и компетенции:
1. Построение системы планирования:
- содействие при определении общего плана развития организации и ее целей;
- руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета, согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план организации;
- разработка методов планирования;
- определение необходимой для планирования информации.
Служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как и когда планировать, оценивает возможность реализации запланированных мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.
2. Составление отчетности:
- введение содержательной системы информационного обеспечения и отчетности;
-учет специфических потребностей менеджеров в информации и отчетности;
- своевременное представление методической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значениями показателей, характеризующих оборот, затраты, прибыль, состояние финансовых средств и инвестиций;
- сообщение руководству о своих соображениях при превышении сметы по определенным, уже введенным в план позициям, контрольным точкам, ориентирам;
- анализ отклонений и обсуждение результатов анализа с ответственными руководителями подразделений фирмы, а также разработка альтернативных решений и рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации в качестве контруправления;
- координация исчисления ожидаемых результатов деятельности организации и составление отчетов для руководства компании в различные сроки их представления.
2. Контроллинг в России
2.1. Концепция контроллинга в России
Система контроллинга представлена в современной экономике рядом школ, различающихся по многим параметрам концепций. В настоящее время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции, которая в основном применяется в России, центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах: документальной; плановой.
Несмотря на быстрые темпы развития контроллинга в крупных российских корпорациях, когда за несколько лет адаптируются и осваиваются методики и инструменты, разрабатываемые в других странах десятилетиями, в большинстве организаций его становление происходит крайне медленно. В настоящее время, как правило, он ограничивается оперативным уровнем, сосредоточиваясь на функциях поставки, агрегации, интерпретации информации для управления и координации оперативной деятельности
В России наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане проявляется со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга отнесены: