Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:31, курсовая работа
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.
Из таблицы видна устойчивая динамика роста удельного веса двух последних направлений. Доля воды, реализованная через сеть филиалов, возросла за анализируемый период в 10 раз, оборудования — в 8 раз.
К этому следует добавить, что за тот же период товарооборот ЗАО «Родник», исчисленный в натуральном выражении, вырос почти вдвое — с 438,8 тыс. бутылей в 2009 г. до 842,3 тыс. бутылей в 2011 г. Таким образом, увеличение нагрузки на филиалы наблюдается не только в относительном, но и в абсолютном исчислении. Товарооборот филиалов увеличивается я по причине роста цен на отгружаемые товары: на продаваемую оптом продукцию в 2010 г. по сравнению с 2006 г. они возросли в среднем на 15%, в 2011 г. по сравнению с 2009 г. — на 71,42%.
Вышесказанное означает, что с годами результаты деятельности филиалов становятся для фирмы все более ощутимыми, а потому взаимоотношения головного предприятия с ними должны строиться на экономической, взаимовыгодной основе.
Вместе с тем, как отмечалось выше, до настоящего времени вода передается филиалам по себестоимости, без применения трансфертных цен. Менеджеры филиалов не заинтересованы в конечных результатах работы, так как их заработная плата не поставлена в зависимость от размера достигнутого товарооборота.
Администрацией упускается одна из возможностей воздействия на эффективность функционирования фирмы, ведь трансфертная цена позволяет учесть интересы всех участников бизнеса. Грамотно установленная, она побуждает менеджера головного предприятия или филиала принимать управленческие решения, оптимальные для фирмы в целом.
Ранее назывались три основных метода определения внутренних цен: на рыночной основе, на базе затрат, договорные. Рассмотрим возможности применения этих методов трансфертного ценообразования анализируемой торговой организацией и выберем для нее наиболее приемлемый вариант.
ЗАО «Родник» имеет головное подразделение, закупающее воду и оборудование, и сеть филиалов. Для дальнейшего исследования ограничимся лишь реализацией воды и следующей информацией об издержках головного подразделения и филиалов:
Головное подразделение, руб.
Переменные расходы на 1 бутыль воды 11,34
Постоянные расходы на 1 бутыль воды 23,27
Полная себестоимость 1 бутыли воды 34,61
Рыночная цена для внешних покупателей 150,00
Филиал, руб.
Переменные расходы на 1 бутыль воды 21,89
Постоянные расходы на 1 бутыль воды 15,40
Полная себестоимость 1 бутыли воды 37,29
Рыночная цена для внешних покупателей 190,00
Расчет ТЦ (исходя из реализации 100 бутылей) с использованием каждого из названных методов представлен в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Возможные варианты расчета трансфертной цены
№ строки
| Показатели
| Затратные цены | Рыночные цены, руб.
| |
200% переменных расходов, руб | 100% полной себестоимости | |||
1
| Головное предприятие Выручка зa 100 бутылей воды: | 2268 (11,34x200%: 100%х100) | 3461 (34,61x100)
| 15000 (150x100)
|
2 | Переменные расходы на 100 бутылей воды | 1134 | 1134 (11,34x100) | 1134
|
3 | Постоянные расходы на 100 бутылей воды | 2327 | 2327 (23,27x100) | 2327 |
4 | Прибыль от продаж (стр. 1 -стр.2-стр. 3) | -1193 | — | 11539 |
5 | Филиал Выручка за 100 бутылей воды: |
19000 |
19000 (190x100) |
19000 |
6 | Закупочная цена 100 бутылей воды | 2268 (11,34x2x100) | 3461 (34,61x100) | 15000 (150x100) |
7 | Переменные расходы филиала на 100 бутылей воды | 2189 | 2189 | 2189 |
8 | Постоянные расходы филиала на 100 бутылей воды | 1640 | 1540 (15,4x100) | 1540 |
9 | Прибыль от продаж (стр. 5 - стр. 6 - стр. 7 - стр. 8) . | 13003 | 11810 | 271 |
| Прибыль фирмы (стр.4+стр.9) | 11810 | 11810 | 11810 |
Из таблицы видно, что общая сумма прибыли от продаж составит 11810 руб. независимо от того, как рассчитываются трансфертные цены. Однако финансовые результаты подразделений значительно отличаются при использовании различных вариантов расчета. При применении ТЦ, рассчитываемой, по формуле «200% переменных затрат», головное предприятие несет убытки, а филиал получает максимальный размер прибыли. Другой крайний вариант—расчет рыночной ТЦ. В этом случае максимизируется прибыль головного предприятия (11539 руб.) при минимальной прибыли филиала (271 руб.).
Схема «100% полной себестоимости» по существу отражает нынешнее положение дел на предприятии.
Задача администрации ЗАО «Родник» состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант трансфертного ценообразования, выгодный всем структурным подразделениям. Затем, введя гибкую систему начисления заработной платы, при которой менеджеры, как головного предприятия, так и филиалов будут получать надбавку (установленную в процентах к размеру заработанной их структурными подразделениями прибыли), администрации удастся учесть интересы каждого конкретного менеджера с интересами фирмы в целом.
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого метода установления ТЦ.
Трансфертное ценообразование на базе рыночных цен. Как отмечалось ранее, рыночная цена предпочтительна при наличии развитого рынка данной продукции (услуг). Рынок водного бизнеса достаточно развит, и в принципе филиалы могут закупать воду, разлитую в бутылки определенного стандарта (для совместимости их с оборудованием для розлива воды), на стороне. Но филиалы видят выгоду в том, чтобы приобретать воду у головного предприятия: они уверены в ее качестве. Однако при приобретении воды по рыночной цене у головного предприятия прибыль филиала, как свидетельствуют расчеты, минимальна. Естественно, неизбежны конфликты между сторонами по поводу цены, используемой для внутренних расчетов.
Трансфертное ценообразование на базе информации о затратах. Метод расчета ТЦ на базе полной себестоимости имеет свои преимущества — он ясен и удобен для администрации фирмы. (Как отмечалось, в настоящее время расчеты с филиалами производятся по цене, соответствующей полной себестоимости товара.) Однако такой подход не лишен серьезных недостатков:
• полная себестоимость бывает известна лишь по окончании отчетного периода. Следовательно, филиалы-покупатели, приобретая воду точно не знают, ее цену;
• при таком подходе к ТЦ головное предприятие вообще не интересуется работой филиалов. Более того, часто, возникают конфликты между менеджерами различных подразделений головного предприятия в случае поступления слишком большого заказа на воду. Поэтому требуют своего решения следующие вопросы: как в этом случае расставить приоритеты, кому в первую очередь, отгружать товар — дилерам, филиалам или клиентам?
Единого правила при установлении трансфертных цен не существует. В условиях, сложившихся в данном виде бизнеса, можно предположить, что наиболее удовлетворительным приближением к рыночным ценам будет ТЦ, установленная по формуле «расходы плюс». В случае анализируемой фирмы цена, составляющая 250% себестоимости, будет наиболее оптимальной для головного предприятия и филиалов (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Влияние трансфертной цены на финансовый результат (головного предприятия, филиала и организации в целом, руб.)
№ строки | Показатели | Затратная ТЦ (250% от полной себестоимости) |
| Головное предприятие |
|
1 | Выручка за 100 бутылей воды | 8652,5 (34,61x250%:100%х100) |
2 | Переменные расходы на 100 бутылей воды | 1134,0 (11,34x100) |
3 | Постоянные расходы на 100 бутылей воды | 2327,0 (23,27x100) |
4 | Прибыль от продаж (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3) | 5191,5 |
| Филиал |
|
5 | Выручка за 100 бутылей воды | 19000,0 (190x100) |
6 | Закупочная цена 100 бутылей воды | 8652,5 (34,61 х250%:100%х100) |
7 | Переменные расходы филиала на 100 бутылей воды | 2189,0 (21,89x100) |
8 | Постоянные расходы филиала на 100 бутылей воды | 1540,0 (15,4x100) |
9 | Прибыль от продаж (стр. 5 - стр. 6 - стр, 7 - стр. 8) | 6618.5 |
| Прибыль фирмы |
|
| (стр. 4 + стр. 9) | 11810.0 |
Выполненные расчеты свидетельствуют: установление ТЦ по формуле «250% от полной себестоимости» обеспечит справедливое распределение прибыли между головным предприятием и филиалами. Однако такое решение не снимет проблемы неопределенности трансфертной цены до окончания отчетного периода.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить следующее. В первой главе было дано понятие цены. Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цены выступают издержек производства, определения объемов инвестиций.
A также в первой главе были определены основные цели и задачи трансфертного ценообразования.
Во второй главе мы определеили, что система трансфертных цен зависит от целого ряда факторов:
1) Наличия конкурентного рынка для промежуточного продукта;
2) Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя;
3) Квалификации менеджеров;
4) Переговорной силы предприятий;
5) Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции.
Существуют следующие методы определения трансфертных цен:
1. Ценообразование на основе рыночных цен;
2. Ценообразование на основе маржинальных затрат;
3. Ценообразование на основе полных затрат;
4. Ценообразование на основе подхода «затрат плюс»;
5.Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка;
6. Ценообразование на основе переговоров;
7. Двойное ценообразование.
Также в ходе работы были рассмотрены модели трансфертного ценообразования и применение трансфертных цен в торговой деятельности на примере предприятия.
Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность.