Управленческий учет в торговых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка теоретических основ и методических рекомендаций по формированию системы управленческого учета и контроля затрат в торговых организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические проблемы управленческого учета в целом и влияние организационно-экономических особенностей торговли на его организацию;
- изучены формы и методы контроля затрат в торговле;
- проведён анализ современного информационного обеспечения управления затратами в торговле;
-дана организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия розничной торговли ОАО «Рыбинскхлебпродукт»;
-проанализированы особенности учета в ОАО «Рыбинскхлебпродукт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………..……………………….6
1.1. Современные подходы к понятию управленческого учета. Принципы и функции управленческого учета…………………………………......………….6
1.2. Необходимость управленческого учета в учетной системе торговой организации……………………………………………………………….…...…11
1.3. Основные компоненты системы управленческого учета в организации. Существующие модели организации учетных систем…………………...…...20
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЫБИНСКХЛЕБПРОДУКТ»….27
2.1. Характеристика деятельности торговой организации ОАО «Рыбинскхлебпродукт»………………………………………………….….…27
2.2. Особенности управленческого учета торгово-закупочной деятельности организации ОАО «Рыбинскхлебпродукт»……………………………….…29
2.3. Совершенствование организации управленческого учета в ОАО «Рыбинскхлебпродукт»……………………………………………….…….…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

buu_torgovlya_1.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

При формировании бюджета  продаж обязательным является расчет и учет нормативов плановых остатков товара на складе, которые являются минимально допустимым объёмом для нормального функционирования предприятия между поставками.

Далее определяются цены закупки и реализации товаров, рассчитываются следующие показатели: 

• цены закупки и реализации товара с учетом инфляции; 

• плановые продажи товара, определяются как сумма продаж предыдущего месяца и дополнительного прироста (снижения) объема продаж;

• планируемый объём  закупки товара с учетом сезонности, рассчитывается по формуле:

Объем закупки товара = Планируемый объём реализации товара+ Остатки товара на складе (на конец периода)- Остатки товара на складе (на начало периода)

•плановая закупка товара с учетом сезонности и инфляции определяется, как произведение цены закупки с  учетом инфляции на объём закупки  товара с учетом сезонности; 

• плановая реализация товара с учетом сезонности и инфляции рассчитывается путем умножения цены реализации товара с учетом инфляции на планируемые продажи товара с учетом сезонности.

 

2.3.Совершенствование организации управленческого учета в ОАО «Рыбинскхлебпродукт»

 

По вопросу совершенствования  управленческого учета на ОАО «Рыбинскхлебпродукт» можно предложить следующие меры: необходимо как можно быстрее реагировать на изменения на рынке и поведение конкурентов. Недостатком в поведении данной организации считаю то, что предложенные работниками отчеты, руководством изучаются не сразу, что в общем оправдано нехваткой времени. Выходом из этой ситуации может являться доклад руководству о сложившихся ситуациях в устной форме на основании письменного отчета. Для того чтобы сотрудники не теряли времени, ожидая решения руководства, лучше всего сделать собрание на котором эти вопросы сразу же обсуждались и работник имел представление как ему следует поступать и какие меры следует принять первоначально. Также руководству следует избегать постановки перед работником задач, которые могут быть неправильно поняты. То есть задачи нужно ставить четко, чтобы работники понимали, что должно быть итогом их деятельности. Руководитель должен сам четко представлять, для чего нужно принимать определенные решения, каков должен быть результат.

Важно составить матрицу для управленческой отчетности: пользователи отчетов / виды отчетов, на пересечении вписать, что именно каждый пользователь смотрит в отчете (буквально куда он смотрит, в какую ячейку, на какой итог — чтобы обнаружить бесполезную информацию или информацию в неудобном виде, когда пользователь отчета еще что-то пересчитывает на калькуляторе). Нужно также собрать «хотелки» нашей отчетности: задать вопросы и записать, чего людям не хватает в существующей отчетности. Если на предприятии есть показатели, которые используются как целевые и контрольные, т.е. по которым оцениваются сотрудники и по которым собственник контролирует генерального директора, то надо обязательно включить их в таблицу в ячейки тех отчетов, из которых берутся их значения. Этот пункт является важным при составлении управленческой отчетности.

Таблица 1 – Формирование отчетов для руководства организации

Должность

Отчет о продажах по холдингу. Целевой показатель – объем продаж

Отчет по дебиторской  задолженности 

Контрольные показатели – суммы дебиторской задолженности  филиалов

Отчет по издержкам обращения  
Контрольный показатель – маржа

Генеральный директор

Смотрит итог по продажам. Нужно: итог по регионам

Смотрит итог по просроченной задолженности

Сравнивает общую сумму  расходов с маржой. Неудобно: нет  маржи в этом же отчете. Не нужно: расшифровка расходов по мелочам. Нужно: отделить расходы на производство от административных.

Коммерческий директор

Смотрит сумму продаж по каждому региону.

Смотрит просроченную и общую задолженность по каждому менеджеру

Смотрит сумму рекламных, представительских и командировочных  расходов.


 

Также для принятия управленческих решений необходимо знать какие  цели преследует организация, и каким видит конечный результат для решения этих проблем целесообразно составление планов – действий, которые должны быть выполнены в будущем. Планирование включает в себя разработку бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации. Для такой организации как ОАО «Рыбинскхлебпродукт» наиболее выгодно составлять бюджеты на один, следующий год. Создание финансовых планов поможет спрогнозировать и разработать предполагаемые финансовые операции которые необходимо совершить для достижения конечной цели. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы.

В конце периода фактические  данные необходимо сравнивать с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. В этот период выясняется насколько выполнен план, где были допущены ошибки. Что нужно в следующий раз учесть, чтобы добиться желаемого результата. Считаю, что для данного предприятия необходимо составлять бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и наиболее критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж должен составляться на основе данных, согласованных с высшим руководством. Этот план должен быть реальным. Должна иметься реальная возможность достичь запланированного уровня. Так как так как одним из деятельностьи ОАО «Рыбинскхлебпродукт»является розничная торговля, то также необходимо спланировать бюджет по закупкам товаров, в котором должно быть определены сроки закупки, виды и количество товаров. Так как организации необходимы средства не только для ведения своей деятельности, но и для удовлетворения собственных нужд, необходимо составить бюджет административных расходов, который представлял бы собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с основной деятельностью организации.

Для того чтобы планировать  операции на предприятии (покупка товаров, материалов, основных средств) необходимо планировать движение денежных. Бюджет денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о порядке сбора средств по счетам к получению.

Помимо регулярных текущих  расходов, денежные средства также  могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат  займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана  для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств.

Таблица. 2- Баланс денежных средств по торгово-закупочной деятельности ОАО «Рыбинскхлебпродукт» за январь 2011 , тыс руб

Показатель

План

Факт

Сальдо денежных средств на начало января 2011

1751

1751

Поступило денежных средств всегоза январь 2011

1325

1001

В том числе:

   

От населения

1125

1001

Кредиты и займы

-

-

Дивиденды и полученные проценты

-

-

Реализация ОС и прочих активов

200

-

Израсходовано денежных средств всего за январь 2011

2106

2002

В том числе

   

Оплата сырья, материалов

1020

996

Оплата труда

705

696

Расходы на приобретение ОС и прочих активов

 

117

Расчеты с бюджетом

281

193

Прочие платежи

100

 

Сальдо денежных средств на конец  периода

970

750


 

Судя по таблице 2, можно сказать, что фактическое поступление денежных средств за январь 2011 года было меньшим в сравнении с планом на 324 тыс руб. Такое разногласие объясняется, тем что было запланирована продажа основного средства, чего по факту не произошло. Расхода денежных средств на предприятии по факту произошло меньше, что указывает на отстуствие прочих платежей. Таким образом, можно сказать, что факт существенно отличается от планов, что указывает на неопределенность решений руководства. 

 Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Первая цель показывает роль этого бюджета во всем цикле подготовки общего бюджета, вторая отражает значимость его как инструмента правления финансовыми средствами, которое крайне важно в любом бизнесе.

При подготовке бюджета  денежных средств необходимо концентрироваться  на времени фактических поступлений  или платежей средств, а не на времени  совершения хозяйственных операций, что является обязательным принципом составления хозяйственных операций, что является обязательным принципом составления финансовой отчетности. На основании прошлого опыта и суждении руководства о текущей ситуации определяется ожидаемый порядок поступления денежных средств от продажи в кредит, предусматривающий возможно и не поступление денег или создание резерва по сомнительным долгам.

Таким образом, могут  быть запланированы периоды наибольшего  или наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств, означало бы, что средства не были использованы с наибольшей возможной эффективностью. Низкий уровень стал бы указывать на то, что предприятие не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Поэтому необходимо тщательное планирование денежных средств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При выполнении курсовой работы на примере организации занимающейся предпринимательской деятельностью, ОАО «Рыбинскхлебпродукт» было рассмотрено какие задачи ставит руководство каждому структурному подразделению на предприятии и как отчеты по выполнению работы этими структурными подразделениями влияют на принятие решений руководства организации и дальнейшую работу предприятия в целом. В работе были приведены основные бухгалтерские проводки по учету затрат. Представлены группы затрат. В первых главах теоретически рассмотрены задачи управленческого учета, а также сущность управленческого учета в организациях.

В курсовой работе на примере ОАО «Рыбинскхлебпродукт» рассмотрены учет затрат, а также операции учитывающиеся в течение месяца на счете 90 «Продажи».

Так как на ОАО «Рыбинскхлебпродукт» применение управленческого учета слабо развито, то мною были предложены методы совершенствования управленческого учета, которые содержат рекомендации по составлению отчетности, для принятия руководством наилучшего решения. Предложены формы отчетности, которые сотрудники должны предоставлять руководству и их краткое содержание.

Управленческий учет – это полноценный вид учета со своими задачами и механизмами сбора и обработки информации, специфической детализацией и периодичностью представления данных.

Для целей управленческого  учета аккумулируется и обрабатывается информация о самых разных сторонах деятельности: от натуральных производственных показателей до мнений сотрудников  о самой компании, включая прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, определение необходимых показателей, позволяющих отслеживать, насколько ближе компания к поставленным целям.

Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Управленческий учет позволяет правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения, обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы.

Разработка систем управленческого учета, а также использование и интерпретация информации, произведенной этими системами, являются решающими для успеха производственных и сервисных организаций в сегодняшней глобальной конкурентной и полной вызовов технологической среде.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации требует все большего развития и совершенствования управленческого учёта в организациях торговли.

Основные цели внедрения  управленческого учета заключаются  в обеспечении руководителей  простой, полной, достоверной и оперативной информацией и устранении недостатков в постановке и организации бухгалтерского, налогового и финансового учета. Для выполнения указанных целей предприятие должно решить следующие задачи:

  • создание управленческой структуры;
  • осуществление интеграции систем управленческого и бухгалтерского учета;
  • организация оперативного документооборота для подготовки управленческой информации;
  • обеспечение конфиденциальности управленческой информации;
  • создание системы отчетности, удобной для принятия решений;
  • использование управленческого планирования и прогнозирования;
  • организация оперативного контроля за исполнением принятых администрацией решений по устранению нарушений в производственном или финансовом процессе.

В заключении можно отметить, что процесс управления предприятия невозможен без четкой его организации. Многие исследователи данную функцию упрощенно отождествляют с самим процессом управления в целом и обособленно не выделяют. Необходимость ее выделения в отдельную управленческую функцию можно обосновать тем, что организация как функция управления составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы.  

Информация о работе Управленческий учет в торговых организациях