Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:20, курсовая работа
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда.
Средства труда – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
ВВЕДЕНИЕ
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
1. ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТ.
1.1. Классификация
1.2. Оценка основных средств.
1.3. Формы первичных документов по учету основных средств.
1.4. Аналитический (инвентарный) учет основных средств.
2. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Линейный метод.
2.2. Производственный метод.
2.3. Кумулятивный метод.
2.4. Метод уменьшающегося остатка.
3. НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первоначальная стоимость основных средств в дальнейшем может быть изменена при реконструкции, достройке, дооборудовании, переоценке, частичной ликвидации и в некоторых других случаях (рисунок 1.2.1).[8]
|
|
| Первоначальная стоимость основных средств |
|
|
| |||||
|
|
|
| ||||||||
1 | 1 | ||||||||||
Покупка объектов основных средств (в том числе бывших в эксплуатации) |
| Сооружение (строитель -ство и изготовление объекта основных средств) |
| Получение объекта в качестве вклада в уставный (складочный) капитал |
| Безвозмездно полученные (в том числе по договору дарения) |
| Приобретение в порядке обмена на другое имущество | |||
Текущая рыночная стоимость (на дату их принятия к бухгалтерскому учету |
| Стоимость ценностей, передаваемых в обмен за основные средства, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей | |||||||||
Сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов |
| Фактические затраты по сооружению или по изготовлению объекта |
| Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации |
Рисунок 1.2
Организации разрешено не чаще одного раза в год (начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости исходя из современной оценки их воспроизводства. Переоценка допускается по основным средствам, переданным в аренду по договору безвозмездного пользования, находящимся в эксплуатации, в запасе, на складе или на консервации. Она осуществляется по рыночным ценам путем прямого пересчета или путем индексации.
По МСФО 16 «Основные средства (п.30) организация должна ежегодно производить переоценку этих активов по справедливой стоимости, которая соответствует в отечественном бухгалтерском учете понятию «восстановительная стоимость». В основу исчисления такой стоимости должна быть положена величина предполагаемых будущих доходов, которые организация предполагает получить в результате использования этих активов.
Данные о рыночных ценах, подтвержденные документально, могут быть представлены в виде:
сведений об уровне цен, имеющихся у региональных и федеральных органов государственной статистики, налоговых органов, торговых инспекций;
информации, представленной предприятиями-изготовителями;
информации об уровне цен, опубликованных в специальных изданиях и средствах массовой информации;
экспертных оценок стоимости отдельных объектов.
Помимо этих вариантов применения рыночных цен предприятие может воспользоваться для переоценки основных средств индексами-дефляторами, устанавливаемыми ежеквартально Госкомстатом РФ.
Если по результатам переоценки балансовая стоимость основных средств превысит рыночную, то сумму превышения необходимо отразить на увеличение добавочного капитала; в обратном случае сумма уценки списывается на уменьшение добавочного капитала.
Объекты, учтенные как земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и пр.), переоценке не подлежат.
Переоценку основных средств организация имеет право производить не реже одного раза в год путем индексации по методике Госкомстата РФ или прямого пересчета по рыночным ценам, подтвержденным документально. Разница между восстановительной стоимостью и стоимостью до даты переоценки, как результат дооценки, подлежит отнесению на добавочный капитал организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В ситуации, когда сумма дооценки, равна сумме уценки данного объекта, проведенной ранее и отнесенной на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», теперь должна быть отражена в учете записью:
Дебет счета 01 «Основные средства».
Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если по результатам переоценки установлена уценка объекта, то составляется обратная запись.
В дебет счета 83 «Добавочный капитал» сумма уценки относится только в том случае, когда этот добавочный капитал был образован на сумму дооценки данного объекта по результатам переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды.
Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость основных средств на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из фактических затрат по приобретению и изготовлению конкретного объекта суммы его амортизации за период эксплуатации. В этой оценке основные средства отражаются в балансе.
Ликвидационная стоимость — стоимость полезных отходов (запасные части, металлолом и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в определенной оценке.
Амортизационная стоимость — стоимость, перенесенная на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Размер ее исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ликвидационной части.
Основные средства, приобретенные в иностранной валюте, подлежат оценке и постановке на баланс в рублях. С этой целью иностранная валюта пересчитывается по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оприходования объекта по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или договора аренды.
Однако в инвентарной карточке следует указать также и контрактную стоимость данного объекта в иностранной валюте.
Новые формы первичных документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.03.2003 №7.С марта 2003 они заменили ранее действовавшие формы.
Формы:
№ ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"
№ ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)"
№ ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)"
№ ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств"
№ ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств"
№ ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)"
№ ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств"
№ ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)"
№ ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств"
№ ОС-6а "Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств"
№ ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств"
№ ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования"
№ ОС-15 "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж"
№ ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования". [9]
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1); Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б)[10]
Применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:
а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:
по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке. Прием-передача объекта(ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
по форме № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
по форме № ОС-1а - для зданий, сооружений;
по форме № ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2)
Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.
Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3)
Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4); Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а); Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б)
Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
объекта основных средств - по форме № ОС-4;
автотранспортных средств - по форме № ОС-4а;
групп объектов основных средств - по форме № ОС-4б.
Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).