Учет готовой продукции на примере ЗАО «Норский керамический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе изучения и обобщения учебной, научной и специальной литературы -
рассмотреть порядок учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
В процессе работы была раскрыта экономическая сущность учета готовой продукции и ее продажи, представлены основы организации учета готовой продукции, ее оценка и классификация, рассмотрено документальное оформление движения готовой продукции, изучен синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции и ее продажи.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по БФУ 777 (Восстановлен).doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

по сокращенной плановой производственной себестоимости

по свободным отпускным ценам  и тарифам, увеличенным на сумму  налога на добавленную стоимость, - при выполнении единичных заказов  и работ;

по свободным рыночным ценам - при  учете товаров, реализуемых через  розничную сеть.

При использовании в качестве учетных  цен нормативной (плановой) себестоимости, оптовых и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости  продукции от стоимости ее по учетным  ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах.

Расчет обычно производится по средневзвешенному  проценту, исчисленному как отношение  фактической себестоимости остатка  продукции, выпущенной в данном месяце, к стоимости этого же объема продукции в учетных ценах.

Незавершенное производство при массовом и серийном производстве может отражаться в балансе:

• по нормативной или плановой себестоимости;

• по прямым статьям расходов;

• стоимости сырья, материалов и  полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции  незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Выбор вариантов оценки готовой  и отгруженной продукции и  незавершенного производства оказывает  влияние на трудоемкость учета и калькулирования себестоимости продукции, на выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, на себестоимость производственной и реализованной продукции, на величину показателей финансового состояния организации.

При оценке незавершенного производства по стоимости сырья, материалов и  полуфабрикатов намного упрощается внедрение позаказного метода учета  затрат и калькулирования себестоимости  продукции, основным недостатком которого раньше являлась именно сложность оценки незавершенного производства.

Следует принимать во внимание, что  при данном варианте оценки незавершенного производства все затраты по переработке  сырья, материалов, полуфабрикатов относят  на себестоимость реализуемой продукции. При значительных остатках незавершенного производства себестоимость реализованной продукции может быть существенно завышена и организация может оказаться убыточной. Кроме того, занижение стоимости незавершенного производства, отражаемого в балансе отдельной статьей, может оказать влияние на величину оборотных активов, принимаемых в расчет при начислении коэффициента текущей платежеспособности — одного из основных официальных показателей структуры баланса организации и ее платежеспособности.

К таким же последствиям приводит занижение в балансе стоимости готовой и отгруженной продукции при их оценке по неполной производственной себестоимости. Вместе с тем занижение стоимости незавершенного производства в активе баланса улучшает показатели оборачиваемости имущества и рентабельности незавершенного производства, оборотных активов и всего имущества организации за счет уменьшения их величины в активе баланса. Уменьшается также налог на имущество.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние  на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др.

 

 

 

1.2 Задачи и принципы учета готовой продукции и ее продажи

Основные задачи учета материально-производственных запасов и готовой продукции, определены пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина  Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н.

В соответствии с этим нормативным  документом задачами учета готовой  продукции являются:

1) Формирование фактической себестоимости  готовой продукции.

Данная задача решается посредством  организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и подробно расшифрованы в Методических указаниях;

2) Правильное и своевременное  документальное оформление операций  и обеспечение достоверных данных  по поступлению и выбытию готовой  продукции.

Эта задача должна решаться при организации  бухгалтерского учета в организации, т.е. учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает прежде всего оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;

3) Контроль за сохранностью готовой  продукции в местах ее хранения  и на всех этапах ее движения.

Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как  правило, соответствующими комиссиями создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов);

4) Контроль за соблюдением  установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;

5) Проведение анализа эффективности  использования запасов готовой  продукции.

Последняя задача сформулирована в  общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений. [6]

Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью готовой продукции являются:

  • наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
  • размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
  • оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой. Данное условие не является обязательным для организаций всех отраслей материального производства, а только для тех, где готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых или метрических единицах (а не штуках или комплектах);
  • сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
  • определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
  • определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения;
  • наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

По трем последним условиям, необходимо издание на год отдельного распорядительного документа (приказа руководителя) с указанием не только должностей, но и персональных данных соответствующих работников. При увольнении или переводе работников в распорядительные документы вносятся изменения. Для сравнения, в учетную политику организации изменения можно внести только со следующего календарного года. Поэтому в учетной политике достаточно указать только перечень должностей и рабочих мест, работа на которых сопряжена с материальной ответственностью.

При организации учета готовой продукции на предприятии  руководствуются следующими основными принципами:

- возможность получения  оперативной   учетной  информации  о  хозяйственной  деятельности предприятия (например, за день);

- учет товаров в соответствии  с разделением материальной  ответственности по каждому   лицу   или   бригаде   согласно   договору    о    материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или  бригадой  (администрация может предъявить претензии к нарушителям учета);

- учет товаров в натурально-стоимостном  выражении;  товары  учитываются  по сортам, количеству, ценам и  стоимости,  материально  ответственное  лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;

- единство оценки товаров при  их оприходовании и списании  в  расход  (так, если товары  были оприходованы по продажным ценам, то  и  списываться  они должны по этим же ценам). [12, 151-152]

 

 

 

 

 

 

1.3 Нормативно-правовое  регулирование учета готовой  продукции и ее продажи

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового  и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов. 
Первый уровень включает законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом РФ. Второй уровень охватывает Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано двадцать четыре Положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. К третьему уровню следует отнести План счетов бухгалтерского учета. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров. Четвертый уровень включает документы по регулированию бухгалтерского учета в конкретных организациях, такие как приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций, договоры о материальной ответственности персонала и др. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации. 

Таблица 1

Система нормативно –  правового регулирования учета  готовой продукции и ее продажи

№ п/п

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера регулирования)

1

2

3

4

I. Законодательный уровень

1.

Гражданский кодекс РФ

от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 8.12

Часть I, II, III, IV; Определяет условия выпуска и продажи готовой, права на результаты интеллектуальной

№ п/п

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера  регулирования)

1

2

3

4

   

2011 г. N 422-ФЗ.)

деятельности, устанавливает  автора и срок действия исключительных прав, порядок распоряжения исключительным правом.

2.

Налоговый кодекс РФ

от 05.08.2000г.  № 117-ФЗ (в ред. от 07.03.2011г.)

Регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Часть вторая гл. 23, статья 255 главы 25 регулирует взаимоотношения предприятия с налоговыми органами: порядок расчетов и уплаты налогов, ставки налогов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

3.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

от 21.11.1996г. №129-Ф3(в ред. от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ )

Данный документ даёт определение понятий бухгалтерского учёта, его объектов и основных задач, устанавливает порядок организации  бухгалтерского учёта на предприятии и ответственное лицо, определяет функции главного бухгалтера в организации. Глава II определяет основные требования к ведению

№ п/п

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера регулирования)

1

2

3

4

     

бухгалтерского учёта, формы первичных документов, а  также обязательные реквизиты. В  главе III прописан состав бухгалтерской  отчётности, адреса и сроки её предоставления.

4.

Положение

по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в Российской Федерации

(утверждено приказом Министерства Финансов России) 

от 29.07.1998 г. №34н,

(в ред. от 24.12.2010

N 186н )

Имущество, обязательства  и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

II. Нормативный уровень

1.

Приказ Министерства Финансов РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

от 06.10.2008

№ 106н  (в ред. от 08.11.2010

N 144н)

Определяет порядок  организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии и предоставления бухгалтерской отчетности, а также  хранения документов.

2.

Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)

от 06.05.1999

№ 33н  (в ред. от 08.11.2010

N 144н)

Устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учёте  информации о расходах коммерческих организаций.

№ п/п

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера  регулирования)

1

2

3

4

3.

Приказ Министерства Финансов РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

от 06.07.1999 №43н  (в ред. от 06.07.1999 №43н)

Устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций, содержании бухгалтерского баланса, содержание отчёта о прибылях и убытках.

4.

Приказ Министерства Финансов РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

от 06.05.1999

№ 32н  (в ред. от 08.11.2010

N 144н )

Устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах коммерческих организаций.

5.

Приказ Министерства Финансов РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" 
(ПБУ 5/01)

от 09.06.01

N 44н  (в ред. от 25.10.2010

N 132н)

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются  в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с  последующим уточнением фактической  себестоимости.

6.

Приказ Министерства Финансов РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»

(ПБУ 6/2001)

от 30.03.01

N 26н  (в ред. от 24.12.2010

N 186н)

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

№ п/п

 

 

 

 

 

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера  регулирования)

1

2

3

4

7.

Приказ Министерства Финансов РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов»

(ПБУ 14/2007)

от 27.12.07

N 153н  (в ред. от 24.12.2010 N 186н)

Нематериальный актив  принимается к бухгалтерскому учету  по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

III. Методический уровень

1.

Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкции по его применению» 

от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010

N 142н)

Устанавливает счета  и субсчета, используемые предприятиями  при отражении активов.

2.

Приказ Министерства Финансов РФ

«Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств»

от 13.07.1995 г. N 49  (в ред.от 8.11.2010 г. 

N 142н)

Определяют порядок  проведения инвентаризации нематериальных активов и конкретизируют документы, которые должны быть проверены.

№ п/п

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера  регулирования)

1

2

3

4

3.

Приказ Министерства Финансов РФ

«О методических рекомендациях  по составлению 

и предоставлению сводной  бухгалтерской отчетности»

от 30.12.1996 г. N 112

(в ред. от 24.12.2010

N 187н)

Стоимостная оценка участия  головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской  отчетности в порядке, установленном  для отражения финансовых вложений (в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации).

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу  и сводному отчету о прибылях и  убытках.

4.

Приказ Министерства Финансов РФ

«Об утверждении методических указаний 
по бухгалтерскому учету основных средств» 
 

от 13.10.03

N 91н 
(в ред.от 27.11.2006

N 156н)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные средства могут  приниматься к бухгалтерскому учету  в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда; поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации; поступления в порядке приватизации государственного и муниципального

№ п/п

Законодательный акт, нормативный документ (наименование, кем, когда принят)

Последняя редакция

Примечание (назначение законодательного акта, нормативного документа; сфера  регулирования)

1

2

3

4

     

имущества организациями  различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и  др.); в других случаях.

IV. Организационный уровень

1.

Рабочие документы организации. К важнейшим из них относятся: Учетная политика, и т.д.

Отражают специфику  деятельности предприятий различных  организационно – правовых форм хозяйствования

Информация о работе Учет готовой продукции на примере ЗАО «Норский керамический завод»