Учет готовой продукции на примере ЗАО «Норский керамический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе изучения и обобщения учебной, научной и специальной литературы -
рассмотреть порядок учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
В процессе работы была раскрыта экономическая сущность учета готовой продукции и ее продажи, представлены основы организации учета готовой продукции, ее оценка и классификация, рассмотрено документальное оформление движения готовой продукции, изучен синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции и ее продажи.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по БФУ 777 (Восстановлен).doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие самостоятельно:

—   определяет учетную политику предприятия;

— избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему  регистров учета, порядка и способа  регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных Законом, и с учетом особенностей своей  деятельности и технологии обработки учетных данных;

— разрабатывает систему и формы  внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных  операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета.

Перечисленные правила оформляются  приказом руководителя предприятия  об организации бухгалтерского учета  и учетной политики предприятия, приложениями к которому могут быть:

— списки лиц, имеющих право подписывать  бухгалтерские документы и предоставлять  разрешение на осуществление хозяйственных  операций, связанных с перечислением (выплатой) денежных средств, расходами  товарно-материальных ценностей и  другого имущества;

— правила документооборота, регламент  и графики прохождения документов;

— приказ об организации обособленных подразделений и утверждении  положений о них;

— утверждение должностных инструкций.

 

Главный бухгалтер предприятия:

— обеспечивает соблюдение на предприятии  установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составления  и подачи в установленные сроки  финансовой отчетности;

— организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

— участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением  потерь от недостачи, кражи и порчу  активов предприятия;

— обеспечивает проверку состояния  бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия.

2.2 Документальное оформление  движения готовой продукции

 

Движение готовой продукции  включает:

  • поступление готовой продукции из производства на склад;
  • отгрузку (отпуск) готовой продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи).

Все операции по движению (поступлению, перемещению, расходованию) запасов  должны оформляться первичными учетными документами.

Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом (п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). При заполнении первичных документов используются унифицированные формы. Если для какой-либо операции унифицированная форма не предусмотрена, то организация может разработать ее самостоятельно. Формы документов, разработанные самостоятельно, утверждаются в учетной политике. Перечень обязательных реквизитов таких форм приведен в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Готовая продукция по мере изготовления принимается техническим контролем и сдается на склад или заказчику.

Для хранения готовой продукции, выпущенной из производства, создаются отдельные склады, кроме крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача которых на склад затруднена по техническим причинам. Они принимаются заказчиком на месте изготовления и отгружаются непосредственно с этих мест.

Прием, хранение, отпуск и учет готовой продукции по каждому складу возлагается на соответствующих должностных лиц (заведующего складом, кладовщика и др.). Эти лица несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность готовой продукции на складе. С указанными должностными лицами заключаются договора о полной материальной ответственности.

Готовая продукция поступает из производства на склад на основании приемосдаточных накладных, актов приемки продукции [приложение 2], спецификаций и других аналогичных документов, которые выписываются в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для сдатчика готовой продукции, другой является сопроводительным документом для хранения на складе.

Отпуск готовой продукции покупателям  оформляется, как правило, накладными по типовой форме № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону», утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 г. № 71а.

Учет готовой продукции на складе осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учету материально-производственных запасов. В организации должна быть разработана номенклатура-ценник, в которой указываются наименования готовой продукции и присвоенные ей номенклатурные номера.

Аналогично учету материалов готовая  продукция на складе учитывается в карточках или в книгах количественно-сортового учета. Карточки складского учета открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) готовой продукции. Записи в карточках производятся по каждому приходному и расходному документу с выведением остатка после каждой записи. [14, 202-204]

Методическими указаниями №119н предусмотрено, что при ведении натурально-стоимостного учета материальных запасов могут применяться два метода: сортовой и партионный.

При сортовом методе учет товарно-материальных ценностей ведется на карточках  сортового учета, в которых отражается наличие и движение ценностей. Сортовой метод учета изложен в пунктах 136 – 140 Методических указаний №119н.

При партионном методе учет ведется  в порядке, предусмотренном для  сортового метода учета, с той  лишь разницей, что учет организуется по каждой партии товарно-материальных ценностей. Под партией следует понимать ценности, поступившие одновременно по одному либо нескольким документам.

Сортовой метод учета.

С точки зрения разделения складского и бухгалтерского учета учет материальных ценностей может вестись:

1)   количественно-суммовым методом.

Этот метод заключается в том, что на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей.

Для учета с применением оборотных  ведомостей Методическими указаниями №119н предусмотрено два варианта.

При первом варианте на складах и в подразделениях организации ведется только количественный учет. Первичные учетные документы по движению материальных ценностей материально-ответственные лица складов и подразделений сдают в бухгалтерскую службу.

В бухгалтерской службе ведется количественно-суммовой учет, что дублирует складской учет. В бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета, открываемые на каждый номенклатурный номер материальных ценностей, и заполняемые на основании первичных документов, сданных складами и подразделениями. В карточках выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего периода, на основании карточек составляются оборотные ведомости по каждому складу и подразделению.

По итогам оборотных ведомостей в бухгалтерии составляется сводная оборотная ведомость в целом по всем складам и подразделениям организации. Данные сводной оборотной ведомости сверяются с данными синтетического учета материальных ценностей. Помимо этого ежемесячно производится сверка данных в карточках, которые ведутся в бухгалтерии, с данными складских карточек.

При втором варианте карточки в бухгалтерии  не ведутся. Приходные и расходные  документы группируются по номенклатурным номерам, производится подсчет итоговых данных за месяц по приходу и расходу, полученные данные записываются в оборотную ведомость. Затем, как и в первом варианте, составляется сводная оборотная ведомость и производится сверка данных оборотной ведомости с данными карточек складского учета.

2) сальдовым методом.

Сальдовый метод основан на том, что на складах организуется только количественный учет по видам ценностей, то есть по номенклатурным номерам. Бухгалтерия ведет только суммовой учет, то есть учет в денежном выражении.

При сальдовом методе учета на складах  и в подразделениях организации материально-ответственные лица на основании первичных учетных документов ведут количественный учет в карточках или в книгах складского учета. По окончании отчетного периода первичные документы по движению материальных ценностей сдаются в бухгалтерию.

В бухгалтерии организации при сальдовом методе количественный и суммовой учет движения материальных ценностей по номенклатурным номерам не ведется, оборотные ведомости по номенклатуре не составляются. Учет материальных ценностей ведется только в денежном выражении в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов учета материальных ценностей. Сотрудник бухгалтерии, ведущий учет по данному складу или подразделению, проверяет первичные документы, принятые от материально-ответственных лиц, проводит сверку первичных документов с записями в складских карточках, проверяет правильность выведенных остатков и подтверждает это своей подписью.

Количественные остатки материальных ценностей на основании карточек или книг складского учета по каждому  номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость или книгу сотрудником бухгалтерии или заведующим складом. На основании итогов сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам учета материальных ценностей, а также по складам и подразделениям в целом. Данные сальдовых ведомостей и сводных сальдовых ведомостей должны ежемесячно сверяться с данными синтетического учета.

Следует обратить внимание, что в  организациях одновременно могут применяться  оба метода, то есть в одних складах  и подразделениях учет может быть организован с применением оборотных ведомостей, а в других – учет сальдовым методом.

Сортовой способ учета на складах  применяется в тех случаях, когда  хранение материальных ценностей организовано по наименованию и сортам без учета  времени поступления и цены их приобретения. При этом материально-ответственные лица на каждую номенклатуру ценностей заводят новую карточку складского учета. Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и другим характеристикам.

Карточки складского учета открываются  на год. Снабженческо-сбытовая служба, открывающая карточку, проставляет  в ней номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, марку, размер, номенклатурный номер, единицу измерения, учетную цену и другие необходимые реквизиты. Следует учесть, что на каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка складского учета. Карточки регистрируются работниками бухгалтерии в специальном реестре, при этом на карточке проставляется ее номер и виза работника бухгалтерии.

Заведующий складом или кладовщик  получает карточки складского учета  под расписку в реестре и заполняет  в них реквизиты, характеризующие  места хранения материальных ценностей.

Когда первый лист карточки заполнен, для дальнейшего отражения движения материальных ценностей открывается второй и последующий листы этой же карточки. Листы нумеруются и скрепляются.

При сортовом способе хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками  материальных ценностей, вместе с тем трудно различить материальные ценности одного сорта, поступившие по разным ценам. При сортовом способе хранения выбор ценностей для реализации осуществляется произвольно. При этом для оценки материальных ценностей возможно использование методов средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок), ЛИФО (по ценам последних закупок).

Записи в карточку складского учета  делаются на основании любого первичного документа (каждого приходного или  расходного ордера) или накопительных ведомостей при большом объеме записей. На складах с небольшим ассортиментом и незначительным количеством операций материально-ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки складского учета и складские книги не ведутся).

Партионный метод учета.

Мы уже отмечали, что учет материальных ценностей при партионном методе учета ведется в таком же порядке, как и при сортовом методе, но отдельно по каждой партии материальных ценностей. Партионный метод учета  изложен в пункте 242 Методических указаний №119н.

Данный метод должен одновременно применяться и на складе, и в  бухгалтерии.

При партионном способе учета каждая партия материальных ценностей на складе хранится отдельно. Партией считается  однородный товар, поступивший по одному транспортному документу. При этом товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и так далее), а также товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству допускается считать одной партией.

Каждую партию регистрируют в журнале  поступающих материальных ценностей. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием ценностей, отпущенных из данной партии.

На каждую партию материально-ответственное  лицо открывает партионную карту в двух экземплярах: один – для склада, другой – для бухгалтерии. Формы партионных карт и порядок занесения в них информации зависят от вида товара.

Информация о работе Учет готовой продукции на примере ЗАО «Норский керамический завод»