Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Для определения ее уровня объем денежных средств сопоставляется с размером текущих обязательств предприятия. Абсолютно платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам.

Содержание

Введение 3
1. Учет денежных средств 4
2. Учет кассовых операций и денежных документов 6
3. Учет операций на расчетном счете и прочих счетах в банке 14
4. Раскрытие информации о движении денежных средств в бухгалтерской отчетности 30
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43
Приложение 6 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая учет денежных средств.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

     Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы  чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

     Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

     Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые  кредитными организациями.

     Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским  кодексом Российской Федерации, а также  может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

     Наиболее  распространенной формой безналичных  расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

     Платежными  поручениями могут производиться:

     а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

     б) перечисления денежных средств в  бюджеты всех уровней;

     в) перечисления денежных средств в  целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов  по ним;

     г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

     д) перечисления денежных средств в  других целях, предусмотренных законодательством  или договором.

     Также, платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

     Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика.

     При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

     При платежах за товары и оказанные услуги также используется расчетный чек. Расчетный чек – это составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет.

     Обычно  расчеты с использованием чеков  производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи  товаров, в котором отражается, что  расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.

     Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк (п. 9.1 Положения ЦБР от 3 октября 2002 № 2-П «О безналичных расчетах»).

     Платежное требование содержит все необходимые  реквизиты, позволяющие определить какой товар отгружен, какова его  сортность, цена, время отгрузки и  т.д. Поставщик не сам направляет эти документы покупателю, а поручает своему банку взыскать платеж. Составленные документы поставщик передает в свой банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкассо. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя пересылать их в банк, обслуживающий покупателя, взыскать с него там средства и перечислить на расчетный счет поставщика. После проверки на инкассо документов, они направляются в банк, обслуживающий покупателя. Поступающие деньги, банк поставщика зачисляет на счет последнего. Банк, обслуживающий покупателя, получив присланные банком поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, который ознакомившись с документами, дает согласие на платеж или отказывается от акцепта. Покупатель акцептует счет только в случае, если поставщик выполняет все условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и т.д.  Если поставщик нарушает хотя бы одно условие, то покупатель не дает согласие на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации. Акцепт счета – это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение договора поставщиками.

     Получив согласие на оплату банк оплачивает документы  и перечисляет средства  в банк, где ведется расчетный счет поставщика. Если расчетные документы должны оплачиваться с расчетного счета покупателя, а денег не оказалось, и если предприятие не имеет право на кредит, то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотека № 2). Об этом сообщается поставщику, и за день просрочки платежа с покупателя взыскивается пеня в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.

     Расчеты платежными требованиями могут применяться, если они предусмотрены в договорах между поставщиками, покупателями и их банками за отгруженные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками.

     В течение срока ожидания акцепта  документы находятся в картотеке  №1. При отсутствии средств у плательщиков акцептованные платежные документы помещаются в картотеку №2 и их оплата производится по мере поступления средств в установленной очереди.

     Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению от плательщика платежа.  Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений.

     Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • для взыскания по исполнительным листам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

     Предприятие периодически (ежедневно или в  другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных  им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

     Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания – по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

     Выписка банка заменяет собой регистр  аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все  приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

     На  полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются  коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

     Полученная  из банка выписка проверяется  и обрабатывается: подбираются все  оправдательные документы, проставляются  корреспондирующие счета (коды), а  по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

     Синтетический учет операций по расчетному счету  бухгалтерия предприятия ведет  на счете 51 «Расчетный счет».

     На  основании выписок, поступивших  за месяц, а также приложенных  к ним расчетно-денежных документов,  однородные операции группируются в  «Журнале-ордере № 2», который ведется по Кредиту счета 51 «Расчетные счета» и в «Ведомости № 2», которая ведется по Дебету  счета 51 «Расчетные счета». Они ведутся линейно-позиционным способом, выделяя для каждой выписки банка отдельную строку. В конце месяца итоги «Журнала-ордера № 2» и «Ведомости № 2»  заносятся в «Главную книгу».

     Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

     Обязательное  условие для заполнения регистров  использование одной строки для  каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк «Журнала-ордера №2» и «Ведомости №2» за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в «Журнале-ордере №2», так и в «Ведомости №2» суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

     Пример:

     Согласно  объявления на взнос наличными из Приложения 4 и выписки банка за 05.01.2009г. в бухгалтерском учете производится следующая проводка:

     Дебет 51 Кредит 50  14380,00 «Возвращен на расчетный счет из кассы остаток денежных средств».

     Пример:

     На  основании платежного поручения  из Приложения 5 и выписки банка  за 05.01.2009г. в бухгалтерском учете производится следующая проводка:

     Дебет 60 Кредит 51  10680,00 «Оплачена задолженность за декабрь по счету № 720 от 25.12.2008г.».

     Пример:

     На  основании оплаченного платежного требования-поручения из Приложения 6 и выписки банка за 05.01.2009г. в бухгалтерском учете производится следующая проводка:

     Дебет 51 Кредит 62  565000,00 «Получено за реализованную продукцию по счету №1 от 28.01.2009г.».

     В бухгалтерском учете движение денежных средств на счетах учета отражаются по следующей схеме:

    Счет 51
    Дебет Кредит
    1. Сальдо  – остаток денежных средств  на счете на начало периода  
    2. Поступление денежных средств на счет 3. Списание денежных  средств со счета
    4. Сальдо  – остаток денежных средств  на счете на конец периода  (1 + 2 – 3 )  

Информация о работе Учет денежных средств