Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью работы является изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установ-ленным Законодательством Российской Федерации, так как ведение бухгалтер-ского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положе¬ния по бухгалтерскому учету), другие носят ре-комендательный харак¬тер (План счетов, методические указания, комментарии). И рассмотреть ведение учета денежных средств на примере производственно-го предприятия ООО «Молоко Зауралья».
Введение 3
1 Учет денежных средств 5
1.1Порядок организации кассы и учета наличного денежного обра-щения 5
1.2 Документальное оформление и учет кассовых операций 8
1.3 Учет кассовых операций в иностранной валюте 12
1.4 Формы безналичных расчетов 13
1.5 Учет операций по расчетному счету 29
1.6 Учет операций по валютному счету 32
1.7 Учет денежных средств на предприятии ООО «Молоко Зауралья» 34
2 Задача 43
2.1 Журнал регистрации хозяйственных операций 43
2.2 Главная книга 48
2.3 Журналы-ордера 48
2.4 Отчет о прибылях и убытках 48
2.5 Бухгалтерский баланс 48
2.6 Анализ баланса 48
Заключение 52
Список использованных источников 55
Инкассовые поручения
Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения, если исполнительные документы предъявлены им по истечении срока, установленного законодательством.
После отгрузки продукции,
поставщик выставляет в свой обслуживающий банк платежное требование
с товаросопроводительными документами
на инкассо (на востребование платежа).
Банк поставщика пересылает их в банк
покупателя для получения акцепта
(согласия на оплату) покупателя и взыскания
платежа. Банк покупателя передает документы
своему клиенту. В случае акцепта банк
покупателя перечисляет деньги. На принятие
решения об акцепте покупателю отводится
не менее 5-ти дней. После перечисления
денег делаются соответствующие выписки.
Для безакцептных платежных требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций.
Примечание. Инкассовые поручения применяются не только в случаях взаимодействия покупателей и поставщиков. В общем случае расчеты проводятся между различными контрагентами, один из которых является плательщиком, а другой - получателем. Банк плательщика при этом носит название банка-эмитента, а банк получателя - банка исполняющего.
Аккредитивная форма расчетов
Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.
Аккредитив открывается только для расчета с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком.
Кроме того, аккредитив может быть покрытым и непокрытым. Покрытый (депонированный) аккредитив - это аккредитив, открытый в банке поставщика (банке-эмитенте) одновременно с депонированием суммы в банке покупателя (банке исполняющем). Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в банке покупателя.
В соответствии с договором
между поставщиком и
Д 55-1 - К 51,
где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-1 "Аккредитивы" счета 55 "Специальные счета в банках".
Открыв аккредитив, банк поставщика отправляет своему клиенту извещение об этом. На основании этого извещения поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя, а расчетные документы предоставляет в свой банк. Проверив соответствие документов аккредитивному заявлению, и определив их идентичность, банк поставщика зачисляет деньги с аккредитива на расчетный счет поставщика. Затем он перечисляет расчетные документы банку покупателя и тот списывает сумму с депозитного счета, делая выписку своему клиенту и, передавая ему с нею товаросопроводительные документы, что оформляется проводкой:
Д 60, 76 - К 55-1,
где: субсчет 55-1 "Аккредитивы" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Банк поставщика тоже делает выписку своему клиенту.
Аккредитивная форма расчетов обеспечивают определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок применительно к этому способу расчетов несколько увеличивает время оборота денежных средств.
Чековая форма расчетов
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы.
Схема расчетов чеками приведена на рисунке 4. Покупатель подает в свой обслуживающий банк платежное поручение о депонировании (резервировании) определенной суммы на депозитном счете (1) и одновременно предоставляет заявление о выдаче ему лимитированной чековой книжки (2). На основании этих документов банк покупателя открывает своему клиенту депозит (3):
Д 55-2 - К 51,
где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-2 "Чековые книжки" счета 55 "Специальные счета в банках". После открытия депозита банк выдает чековую книжку.
Отгрузку продукции или оказания услуги поставщиком покупатель оплачивает их чеком. Поставщик в срок не позднее 10-ти дней с момента получения чека предоставляет его вместе с реестром в свой обслуживающий банк. Эта операция считается предъявлением чека к оплате. Тот, в свою очередь, пересылает чек с реестром в банк покупателя. Банк покупателя перечисляет деньги, что оформляется проводкой:
Д 60, 76 - К 55-2,
где: субсчет 55-2 "Чековые книжки" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
После этого делаются выписки банков своим клиентам.
В соответствии с нормативными актами чекодатель не вправе отозвать выданный чек до истечения срока для его предъявления к оплате.
Чековая форма расчетов, как и аккредитивная, обеспечивает определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок несколько увеличивает время оборота денежных средств.
Вексельная форма расчетов
Вексель - это безусловное денежное обязательство одной стороны перед другой. Законодательством России определены два вида векселей: простой и переводной.
Простой вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение от векселедателя определенной суммы в установленный срок.
Переводной вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение в установленный срок от плательщика (который может не быть векселедателем) определенной денежной суммы. Таким образом, простой вексель предполагает наличие двух субъектов правоотношений: векселедателя и векселедержателя, а переводной - трех: векселедателя, плательщика и векселедержателя. Плательщик принимает на себя обязательства в момент акцепта (письменного согласия на оплату) переводного векселя.
Кроме деления на простые и переводные векселя, в бухгалтерском учете выделяют также товарные и финансовые векселя. Товарные (коммерческие) векселя обычно используются во взаимоотношениях покупателя и поставщика по договорам купли-продажи или заказчика и подрядчика по договорам подряда и оказания услуг. Они выступают в качестве средства оформления кредита, предоставляемого покупателю (заказчику) в виде отсрочки платежа. Финансовые векселя применяются во взаимоотношениях заемщика и заимодавца по договорам займа и кредита.
В пособии для начинающих нет необходимости анализа всех тонкостей расчетов с помощью векселей. Поэтому в качестве примера рассматривается упрощенная схема расчета с использование простого товарного векселя. С точки зрения взаимодействия юридических лиц и участия в этой форме расчетов банков необходимо, чтобы банк покупателя был домицилиатом (т.е. плательщиком), а банк поставщика имел поручение поставщика-векселедержателя для инкассирования (т.е. поручение по получению) платежа по векселю.
В этом частном случае вексельная форма расчетов будет выглядеть следующим образом.
Покупатель заключает со своим банком договор-поручение по домициляции векселей, т.е. по обеспечению платежей по ним. После получения товара покупатель выдает поставщику вексель, в котором указывается срок оплаты товара:
Д 41 - К 60-1 - отражена сумма поступившего от поставщика товара без НДС;
Д 19 - К 60-1 - учтена величина НДС по поступившему товару;
Д 60-1 - К 60-2 - отражен факт выдачи товарного векселя,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", субсчет 60-1 "Денежные обязательства перед поставщиками", субсчет 60-2 "Векселя выданные".
Поставщик передает своему банку данный вексель для инкассирования. Банк поставщика извещает банк покупателя повесткой о наличии у него векселя.
При наличии суммы на расчетном счете покупателя, обслуживающий банк может сразу перечислить деньги на расчетный счет поставщика. После этого банк поставщика извещает своего клиента о зачислении на его счет суммы уплаты по векселю и возвращает последний в банк покупателя. Банк покупателя отправляет своему клиенту вексель с выпиской об окончании операции по векселю, что оформляется проводкой:
Д 60-2 - К 51 - произведена уплата по товарному векселю.
Если денег на расчетном счете покупателя нет, а наступает срок уплаты по векселю, то банк покупателя не несет ответственность за неуплату, если между ним и клиентом нет специального договора о кредите в счет оплаты векселя.
В случае просрочки банк поставщика предъявляет неоплаченный вексель в нотариальную контору для совершения протеста. (Совершение протеста по закону не может быть осуществлено ранее 12-ти часов дня, следующего за днем наступления срока оплаты по векселю). Затем неоплаченный вексель с протестом возвращается поставщику для принятия решения.
Расчеты с использованием банковских карт
В последние годы в
практике безналичных расчетов появилась
новая форма, связанная с применением
расчетно-корпоративных и
Юридические лица с помощью банковских корпоративных карт могут осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Подробности проведения всего спектра хозяйственных действий держателями банковских корпоративных карт изложены в "Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием", утвержденным ЦБ РФ от 09.04.1998 г. N 23-П (в редакции от 29.11.2000г.). Перечень операций, которые могут осуществляться с использованием этих карт, включает:
Все операции, кроме тех, которые относятся к основной деятельности организации, в бухгалтерском учете признаются в качестве расходов подотчетных лиц, которым выдана соответствующая банковская корпоративная карта. Запрещено использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и осуществления платежей социального характера.
Ниже на рисунке 6 представлена упрощенная схема расчетов, связанных с основной деятельностью предприятия, когда покупатель оплачивает в торговой организации товары, используя имеющиеся в ней электронные устройства, включающие импринтер или электронный терминал. Для удобства понимания банк, являющийся эмитентом банковской карты, определен в качестве банка покупателя, а эквайрер (кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг посредством банковских карт) определен в качестве банка поставщика.
Импринтер - это устройство, позволяющее печатать слипы (отчетные бланки) для всех участников расчетов, а электронный терминал - это устройство, формирующее электронные документы для всех участников расчетов и выводящее для них на печать соответствующие квитанции.
Согласно упомянутому выше Положению N 23-П организации, использующие в расчетах банковские карты, обязаны по требованию банков-эмитентов предоставлять им все необходимые первичные документы для осуществления контроля: