Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:41, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной обстановке управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей – одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 7
1.1 Сущность и виды затрат на производство 7
1.2 Себестоимость и ее структура 13
1.3 Особенности учета затрат на производство 19
1.4 Методика калькулирования себестоимости продукции 25
ГЛАВА 2. УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРАНИТ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Гранит» 35
2.2 Организация учета затрат по производству продукции на предприятии 41
2.3 Калькулирование себестоимости продукции на предприятии 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРАНИТ» 51
3.1 Пути улучшения организации учета затрат по производству в ООО «Гранит» 51
3.2 Рекомендации по снижению себестоимости продукции 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Другими факторами снижения затрат на производство продукции ООО «Гранит» являются определение и соблюдение оптимальной величины партии закупочных материалов, а так же повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Важным резервом снижения себестоимости в ООО «Гранит» является ускорение оборачиваемости средств, вложенных в запасы, что позволит увеличить долю собственных средств в оплате товаров.
Управление запасами заключается в их нормировании, оперативном учете и контроле над их состоянием.
Чтобы управлять запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих запасов в стоимостном выражении.
В целях оптимизации величины запасов при нормировании в ООО «Гранит» необходимо учитывать следующие моменты:
- не включать в нормирование материальных запасов, находящиеся на складах без движения более года, а также те материальные запасы, которые превышают годовой срок их использования;
- не включать в нормирование материальных запасов излишки неэффективно используемого имущества.
Для оптимизации управления запасами ООО «Гранит» можно рекомендовать принять к сведению следующий комплекс мероприятий по работе с запасами:
- нормирование
запасов по каждому виду
- создание банка данных малоиспользуемых запасов;
- разработать мероприятия по вовлечению в реализацию неиспользуемых запасов предприятия;
- проведение ежеквартальных инвентаризаций запасов со сроком хранения на складе свыше 1 года с целью выявления излишнего сверхнормативного, неэффективно используемого имущества;
- по результатам
инвентаризации и
- периодическое проведение (не реже 1 раза в квартал) анализа оборачиваемости запасов, соблюдения нормативов по запасам;
- определение потребности в финансовых ресурсах на закупки материальных запасов для обеспечения контроля за целевым и рациональным использованием оборотных активов и нормативов складских запасов;
- обеспечение дальнейшего совершенствования планирования товарно-денежных потоков;
- привлечение кредиторов.
Кроме того, проведенный анализ показал, что основную долю затрат на предприятии занимают постоянные затраты. Это значительно увеличивает себестоимость единицы продукции при спаде производства (что сейчас и наблюдается на предприятии). В настоящее нестабильное экономическое положение, когда даже крупные производственные предприятия вынуждены сокращать свое производство из-за неплатежеспособности покупателей и невостребованности своей продукции сокращение постоянных затрат является положительным показателем деятельности предприятия.
Как известно, постоянные затраты являются таковыми только на небольшом промежутке времени. Недаром в практике и бизнес-литературе все чаще используют термин «условно-постоянные расходы», потому что даже их величина изменяется в зависимости от промежутка времени и объемов выпуска. Например, невозможно увеличить крупное производство в два раза при тех же постоянных затратах или сохранить расходы на одном уровне во все сезоны. И для любого бизнеса выгодно, чтобы (при неизменности масштаба) постоянные затраты как минимум не росли, а еще лучше — снижались.
Под условно-постоянными затратами понимаются расходы организации, не зависящие от объема произведенных товаров или количества выполненных услуг. Чаще всего, такими затратами являются:
- постоянная часть денежных выплат персонала (оклады, оплата социальных пакетов и т.д.);
- арендная плата (в случае,
если предприятие снимает
- расходы по административно-
- амортизация (для основных средств, к которым применяется линейная или ускоренная амортизация);
- проценты за пользование кредитными средствами банков, других организаций;
- налоги, носящие постоянный характер;
- оплата услуг, носящая регулярный характер (бухгалтерский аутсорсинг, реклама, какие-либо взносы и пр.).
Оптимизация постоянных затрат решает две основные задачи: увеличивает прибыль предприятия; снижает точку безубыточности.
Очевидно, что снижение постоянных затрат, как и любых других, увеличивает прибыль, что является задачей номер один для любого бизнеса. Снижение точки безубыточности уменьшает риск получить убытки в случае неблагоприятной ситуации на рынке, повышая при этом устойчивость предприятия, его шансы на выживание.
Усилия по оптимизации ООО «Гранит» надо направлять туда, где они дадут ощутимый результат. Для этого необходимо проанализировать структуру постоянных расходов и понять, какие статьи наиболее «тяжелые» (рис. 3.2). Именно эти затраты в первую очередь должны изучаться на предмет оптимизации.
Рисунок 3.2. Краткий алгоритм оптимизации постоянных расходов в
ООО «Гранит»
Рассмотрим пути снижения постоянных затрат ООО «Гранит».
1. Фонд заработной платы в его постоянной части: оклады, фиксированные выплаты. Основной инструмент оптимизации затрат по фонду заработной платы – снижение доли постоянных выплат, за счет перевода их в переменные. Например, разрабатывается система расчета заработной платы, при которой большую долю занимает переменная часть. Это возможно сделать при помощи внедрения системы ключевых показателей результативности (KPI).
Такие показатели можно разработать практически для любой позиции. При правильно построенной системе мотивации сотрудники не будут получать меньше — большая часть вознаграждения будет «заработана» ими, что, конечно, предпочтительнее для собственника.
Руководству ООО «Гранит» необходимо разработать новую схему расчета зарплаты, чтобы принципиально изменить соотношение постоянной части к переменной. При этом постоянную часть необходимо снизить, а переменную, наоборот, увеличить. Внедрив новую систему мотивации, предприятие ООО «Гранит» сможет:
- повысить
личную заинтересованность
- снизить объем постоянных затрат, переведя значительную часть зарплаты в переменную составляющую.
Возможно, при этом руководитель ООО «Гранит» столкнется с сопротивлением персонала, однако это нормально. Руководству предприятия важно донести до сотрудников мысль, что изменение мотивации это не путь к снижению их личного дохода, а совсем наоборот – создание возможностей для его увеличения.
Следовательно, оптимизация в данном случае не должна привести к уменьшению заработной платы сотрудников. Цель состоит в том, чтобы заработок в большей своей части зависел от принесенного сотрудником результата.
2. Лимитирование расходов. Еще одним инструментом уменьшения условно-постоянных затрат является лимитирование расходов. Он прост и эффективен, но им, к сожалению, не так часто пользуются. Его суть заключается в установлении норм расходов по определенным статьям затрат с периодическим пересмотром лимитов. Это могут быть расходы на мобильную связь, автотранспорт.
Правильный выбор того, что стоит лимитировать, диктуется рациональным подходом и размером возможной экономии. Не стоит лимитировать ради экономии небольшой суммы денежных средств.
Также стоит аккуратно подходить к вопросу нормирования расходов с точки зрения правильности их определения. Устанавливая лимит по какой-либо статье расходов, нужно четко понимать, на что именно тратит денежные средства компания, какой результат она «покупает».
3. Аутсорсинг. Следующий инструмент уменьшения постоянных затрат – аутсорсинг. К примеру, предприятие может держать в штате сотрудников (бухгалтеров, аудиторов, программистов, системных администраторов, бизнес-тренеров и др.), платить им зарплату, но при этом не может обеспечить их 100-процентную загрузку. В таких случаях имеет смысл подумать о передаче выполнения отдельных работ на аутсорсинг. При работе с аутсорсингом компания платит только за те работы, выполнение которых необходимо, не оплачивая при этом простой человеческого ресурса.
4. Снижение непроизводительных затрат. В ООО «Гранит», как и на любом предприятии, есть расходы, при совершении которых компания не создает никакой добавленной стоимости — это так называемые непроизводительные затраты. Сюда относятся оплаты непроизводительного времени сотрудников, простои, исправление брака, порча и утрата материальных ценностей, списание материалов и готовой продукции, проценты в уплату просроченных кредитов, а также иные затраты, связанные с неоптимальной организационной структурой, отсутствием дисциплины, правил взаимодействия, описанных и оптимизированных бизнес-процессов.
Данные затраты далеко не всегда «на виду». Но именно непроизводительные затраты можно и нужно снижать в первую очередь. Конечно, проще снизить оклады, чем «скрытые» затраты от неоптимального размещения оборудования в цехах, отсутствия утвержденной политики по контролю качества и ясных должностных инструкций. А ведь если идти по второму пути, можно обнаружить внутренние резервы снижения затрат без необходимости «экономить» на людях и других важных составляющих бизнеса.
Идеология бережливого производства направлена на поиск и устранение потерь на всех этапах создания ценности. Бережливое производство позволяет сокращать длительность производственного цикла, снижать дефекты, запасы и затраты и оптимизировать использование производственных площадей. Даже без внедрения полноценной ЛИН-системы, можно взять на вооружение ряд инструментов (таких как организация рабочего места методом 5S, балансировки производственной линии) и достичь значимых эффектов в устранении непроизводительных потерь.
Кроме того, начиная оптимизационные процессы в ООО «Гранит», важно рассматривать систему работы предприятия в целом, так как оптимизируя одну статью затрат, зачастую порождаются новые. Поэтому, оптимизируя любую статью постоянных затрат, необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против». А еще просчитывать возможные сценарии развития в результате проведенной оптимизации с тем, чтобы, с одной стороны, понимать, какие последствия могут быть, а с другой — быть к этому готовыми (иметь варианты реагирования, осуществлять превентивные меры).
Но не стоит забывать, что нельзя оптимизировать все до бесконечности. Всегда есть некий разумный предел объема постоянных затрат, определяемый спецификой бизнеса. К этой черте можно приближаться, но переход за нее может быть чреват нежелательными последствиями.
Таким образом, основными источниками снижения себестоимости продукции ООО «Гранит» являются увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия; сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака и т.д. Актуальной задачей является снижение трудоемкости выпускаемой продукции, рост производительности труда, сокращение численности административно-обслуживающего персонала. Сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. Другими факторами снижения затрат на производство продукции ООО «Гранит» являются определение и соблюдение оптимальной величины партии закупочных материалов, а так же повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Важным резервом снижения себестоимости в ООО «Гранит» является ускорение оборачиваемости средств, вложенных в запасы, что позволит увеличить долю собственных средств в оплате товаров. Управление запасами заключается в их нормировании, оперативном учете и контроле над их состоянием. Проведенный анализ показал, что основную долю затрат на предприятии занимают постоянные затраты. Оптимизация постоянных затрат решает две основные задачи: увеличивает прибыль предприятия; снижает точку безубыточности. Усилия по оптимизации ООО «Гранит» надо направлять туда, где они дадут ощутимый результат. Для этого необходимо проанализировать структуру постоянных расходов и понять, какие статьи наиболее «тяжелые». Именно эти затраты в первую очередь должны изучаться на предмет оптимизации. Основной инструмент оптимизации затрат по фонду заработной платы – снижение доли постоянных выплат, за счет перевода их в переменные. Руководству ООО «Гранит» необходимо разработать новую схему расчета зарплаты, чтобы принципиально изменить соотношение постоянной части к переменной. Еще одним инструментом уменьшения условно-постоянных затрат является лимитирование расходов. Его суть заключается в установлении норм расходов по определенным статьям затрат с периодическим пересмотром лимитов. Следующий инструмент уменьшения постоянных затрат – аутсорсинг. При работе с аутсорсингом компания платит только за те работы, выполнение которых необходимо, не оплачивая при этом простой человеческого ресурса. Снижение непроизводительных затрат также является инструментом снижения постоянных затрат. Бережливое производство позволяет сокращать длительность производственного цикла, снижать дефекты, запасы и затраты и оптимизировать использование производственных площадей. Кроме того, начиная оптимизационные процессы в ООО «Гранит», важно рассматривать систему работы предприятия в целом, так как оптимизируя одну статью затрат, зачастую порождаются новые. Поэтому, оптимизируя любую статью постоянных затрат, необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против». И не стоит забывать, что нельзя оптимизировать все до бесконечности.
В заключении сделаем следующие выводы.
Затраты представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета: для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности; для принятия управленческих решений; для осуществления процесса контроля и регулирования.
Себестоимость продукции является важным планово-экономическим показателем предприятия, обобщающим его издержки производства и реализации продукции, выполнение работ или услуг. Она представляет собой суммарную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыте товаров природных, производственных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции. Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.
Под организацией учета затрат на производство на предприятии понимается, во-первых система используемых предприятием бухгалтерских счетов, а во-вторых, применяемые на предприятии подходы к группировке затрат. На организацию учета производственных затрат влияет множество факторов, в том числе вид деятельности предприятия, размер предприятия, организационная структура предприятия, правовая форма предприятия и другие факторы. Учет затрат осуществляется на основе первичных документов, оформленных в установленном порядке. Учет затрат должен обеспечивать оперативное, достоверное и полное поступление информации о затратах трудовых, материальных и природных ресурсов для производства и реализации продукции (работ, услуг) по организации в целом и по отдельным подразделениям (бригадам, цехам), а также о количестве произведенной продукции (работ, услуг). Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания организации. По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Все производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) делятся на прямые и косвенные. Можно учитывать выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги): по полной производственной себестоимости; по сокращенной себестоимости. Существуют три способа списания затрат со счета 20 "Основное производство": прямой способ; промежуточный способ; прямая реализация готовой продукции и услуг.
Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции