Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов осуществления анализа расчетных взаимоотношений между поставщиками и покупателями, методологии и методик анализа расчетных операций организаций промышленности Республики Беларусь и на основе этого разработка предложений по их развитию и совершенствованию в условиях рыночной экономики на примере Открытого акционерного общества «Гомельхимагро». Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решались следующие основные задачи:
определить значение безналичных расчетов и принципы их организации в деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
изучение форм расчетов с поставщиками и их роли в повышении платежеспособности организаций;
изучение и практическое применение основных подходов и методик анализа расчетных отношений;
1.2. Характеристика форм безналичных расчетов
Ускоряя оборачиваемость наиболее ликвидных средств, правильный выбор формы расчетов способен сократить образование неплатежей. Понятно, что в настоящее время выбор рациональной формы расчетов дает лишь толчок к ускорению оборачиваемости. Но проблема номер один - это неплатежи. Поэтому необходимо разобраться, к какому партнеру ужесточить меры для получения платежа, а какому дать предпочтение.
Форма расчетов – это предусмотренные законодательством условия платежей, отличающиеся способом зачисления средств на счет получателя, видами платежных инструкций, порядком документооборота.
Статьей 237 «Банковского кодекса Республики Беларусь» «Формы безналичных расчетов» определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:
Формы безналичных расчетов, таким образом, классифицированы в зависимости от документооборота. При этом в указанной статье отмечено, что в международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив, а также, что форма безналичных расчетов устанавливается законодательством Республики Беларусь или договором.
Согласно Инструкции «О банковском переводе» утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №66 от 29 марта 2001г. [8] более обоснованной и универсальной является классификация, в основу которой положен тип банковской операции (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Классификация форм безналичных расчетов.
Форма расчетов |
Инициатор платежа |
Документооборот |
Кредитовый перевод |
Плательщик, однако, уполномоченный банк имеет право произвести самостоятельно списание денежных средств в свою пользу без поручения клиента, если такая возможность предусмотрена договором между ними (задолженность по лизингу, факторингу и прочим кредитным операциям |
Платежное поручение, платежное требование-поручение, мемориальные ордера банка |
Дебетовый перевод (инкассо) |
Бенефициар (получатель платежа) |
Платежное требование, инкассовое поручение, чеки, инкассо векселей |
Аккредитив |
Плательщик. Но платеж возможен только при условии предоставления бенефициаром определенных условиями аккредитива документов |
Помимо платежного поручения плательщика, предоставление бенефициаром коммерческих и иных документов |
(источник: собственная
разработка на основании
Выбор субъектами хозяйствования формы расчетных отношений является определяющим фактором для предупреждения и устранения проблемы неплатежей. Законодательством Республики Беларусь, предусмотрен широкий ряд способов и условий осуществления расчетных отношений. Организация должна выбрать наиболее оптимальную форму осуществления расчетов, учитывающую интересы обеих сторон сделки, так как каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки как для покупателя, так и для поставщика (приложение 1). Здесь большое значение принимает такое понятия как риск контрагента при осуществлении расчетных операций (рис. 1.1).
Платежное требование – это требование
поставщика к покупателю об уплате ему
определенной суммы денежных средств
и зачисления ее на счет получателя средств.
Данной форме расчета присущи три особенности:
1. Данная форма расчета применяется только
после отгрузки продукции.
2. Требования оплачиваются с предварительным
акцептом. Срок предварительного акцепта
составляет три рабочих дня, не считая
дня поступления требования в банк.
В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика. Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.
При отсутствии на требованиях
надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также
при поступлении требований от предприятий,
не указанных в списке, оплата их производится
с предварительным акцептом. Требования,
подлежащие оплате с предварительным
акцептом, оплачиваются на следующий день
после истечения срока предварительного
акцепта. Плательщик имеет право заявить
обслуживающему его банку отказ от акцепта
требования в течение установленного
срока предварительного акцепта.
Отказ может быть
полным или частичным с указанием соответствующих
мотивов. Плательщик имеет право полностью
отказаться от акцепта требования, а банк
обязан принять отказ в случаях:
· отсутствия договора;
· отсутствия данной формы расчетов в договоре;
· предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
· предъявления требования за ранее оплаченный товар;
· несоответствия наименования товаров,
указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным
накладным или заменяющим их документам.
Банки не рассматривают
споры между получателем и плательщиком
по существу отказов от акцепта.
Данная форма расчета осуществляется
через систему инкассо.
Инкассо – банковская операция, при которой
банк по поручению своего клиента – получателя
средств и на основании составленного
им (получателем) расчетного документа
получает причитающуюся получателю сумму
денежных средств от плательщика и зачисляет
ее в установленном порядке на счет получателя.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:
· наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
· наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
· при отсутствии
товарно-транспортных или
· соответствие
образцов подписей и оттиска
печати на требованиях
· правильность
составления представленных
Требования, не отвечающие
правилам, установленным для
У этой формы безналичного
расчета есть свои преимущества и
недостатки.
Преимущества:
1. Система инкассо обеспечивает четкий
порядок адресации доставки требований
и контроль за расчетами со стороны покупателя
и поставщика.
2. Может осуществляться отгрузка без предварительной
оплаты. Недостатки:
1. Возникновение взаимной дебиторской
и кредиторской задолженности.
Платежное поручение
(в дальнейшем – «поручение») представляет
собой расчетный документ, содержащий
поручение плательщика обслуживающему
банку о перечислении определенной суммы
с его счета на счет получателя. Поручением
могут производиться:
· расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
· расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
· предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
· авансовые платежи (в соответствии
с заключенными договорами). Авансовый
платеж – сумма денежных средств, перечисленная,
выданная в счет условленного платежа
или расходов, по которым отчет будет дан
впоследствии;
· оплата товарных векселей.
Преимущества данной формы расчетов:
1. Универсальность.
2. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
3. Простота оформления и
Недостатки данной формы расчетов:
1. Нет должной гарантии платежа.
2. Возникновение взаимной
Платежное требование-поручение
(в дальнейшем – «требование-поручение»)
– расчетный документ, содержащий требование
получателя средств к плательщику оплатить
на основании направленных ему, минуя
обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных
и других документов, предусмотренных
договором, стоимость поставленного по
договору товара, произвести платежи по
другим операциям.
Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств. Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. В реквизите требования-поручения «Сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счета. Требование-поручение принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка. Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
Преимущества данной формы расчета:
1. Упрощение документооборота и сокращение издержек;
2. Повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика. Недостатки:
1. Нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.
Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.
Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».
При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.
Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован. Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.