Учет и анализ затрат на производстве продукции (на примере ООО «ОПТИМА»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков состава затрат, подлежащих включению в себестоимость. Изучая методы включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем. Все это позволит наиболее эффективно организовать постановку управленческого учета на предприятии, благодаря чему руководство сможет лучше отслеживать состояние своего бизнеса и принимать более обоснованные управленческие решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Сущность учета затрат на производство, классификация затрат
1.2. Понятие себестоимости, ее виды и принципы ее формировани.
1.3.Принципы калькулирования себестоимости продукции
1.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
ГЛАВА 2. Организация учета затрат в ООО «ОПТИМА»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Организационно-технические принципы бухгалтерского учета
2.3. Основные методические аспекты учетной политики в целях бухгалтерского учета
2.4. Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов
2.5. Схемы формирования себестоимости по центрам затрат
Глава 3. Анализ себестоимости продукции на ООО «ОПТИМА»
3.1. Анализ затрат на 1 руб. выпущенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.2. Анализ себестоимости выпущенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.3Анализ прибыли от реализации произведенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.4Анализ прибыли от выпуска продукции на ООО «ОПТИМА»
3.5Анализ рентабельности продукции на ООО «ОПТИМА»
3.6. Разработка мероприятий по увеличению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью на ООО «ОПТИМА»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения на 7 (семи) листах

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в  долгосрочном периоде и при значительном росте объемов производства и продаж условно-постоянные расходы перестают оставаться стабильными и увеличиваются скачкообразно. Таким образом, подтверждается известный факт, что в долгосрочной перспективе все затраты предприятия становятся переменными.

Метод «Стандарт-кост» заключается в разработке норм стандартов, составлении стандартных калькуляций до начала производства и учете фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Это инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.

Достоинства системы состоят в обеспечении информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию продукции, установлении цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции и составлении отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Особенности системы состоят в следующем:

  • основой выявления отклонений от стандартов служат бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование;
  • отклонения от стандартов отражают не все предприятия;
  • выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений.

Каждая из упомянутых учетно-аналитических систем имеет свои достоинства и недостатки и не может рассматриваться изолированно от сопутствующих обстоятельств (отрасли, размера предприятия, степени автоматизации технологических процессов, колебаний объемов производства и продаж, уровня квалификации кадров, стабильности положения на рынке и конкуренции и др.). Конкретный инструментарий для управления затратами, очевидно, применяется в определенных производственных условиях и аналитических целях. В то же время умение применять адекватные способы и методики менеджмента в меняющихся условиях работы в конечном счете определяет будущее компании. А главным критерием степени их адекватности является, как известно, положение компании на рынке.

Калькуляция затрат - важный инструмент контроля. Основной ее целью является измерение и  учет затрат, сравнение их с определенными  показателями, установленными руководством, анализ поведения затрат и принятие на его основе управленческих решений.

Методы учета  затрат, их распределения выбираются фирмой самостоятельно. Учет затрат является составной частью управленческого  учета фирмы.

В рыночных условиях экономический контроль выступает важным средством организации и регулирования всех видов деятельности по производству продуктов и услуг. Проникая во все сферы правоотношений, он затрагивает интересы миллионов людей, тысяч организаций. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций.

Выбор организацией ООО «ОПТИМА» нормативного метода учета затрат обусловлен наличием необходимой информацией для контроля, комплекса контрольных приемов и процедур, выработки определенной методики проведения контроля. От этого зависит не только сохранность материальных и денежных средств предприятия, но и вся его финансово-хозяйственная деятельность. Нормативный метод учета позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению.

Анализ отклонений позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемные области хозяйственной деятельности, выявить не предусмотренные в процессе разработки бюджетов возможности, а также оценить деятельность каждого центра ответственности организации (подразделения), ответственного за исполнение определенного бюджета и его руководителей.

В связи с тем, что на любой стадии процесса управления неизбежны различные отклонения действительного состояния от требуемого, то для того чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимые значения, необходим контроль, удовлетворяемый нормативным методом учета затрат.

 

ГЛАВА 2. Организация учета затрат в ООО «ОПТИМА»
2.1. Характеристика деятельности предприятия

Основная деятельность предприятия ООО «ОПТИМА» связана добычей горной массы и последующей переработкой ее до товарной продукции, и реализацией.

Для усиления позиций  предприятия основной акцент делается не только на замену физически изношенного  оборудования, но и на совершенствование технологий как добычи сырья, так и его переработки. Модернизация горного оборудования и погрузочного оборудования в карьерах на вскрышных работах и на добыче горной массы позволило перейти в 2002 году на новую технологию бурения скважин малого диаметра, провести оптимизацию проведения взрывных работ, осуществить погрузку горной массы с забоев погрузочными машинами фронтального действия. Это дало возможность увеличить производительность карьеров, существенно уменьшить выход отсевов, снизить трудозатраты. Комплексное использование минерально-сырьевой базы уже сейчас привело не только к расширению ассортимента предлагаемой и востребованной продукции, но и улучшению экологической остановки за счет существенного уменьшения площадей, занимаемых отсевами мелких фракций. Осознавая неблагоприятное воздействие производственной деятельности на окружающую среду, предприятие нацелено на создание новых совершенных технологий производства.

Организационная структура  предприятия представлена в Приложении 1.

В таблице 2.1 представлена динамика выпуска продукции ООО «ОПТИМА» с 2006 по 2010 год.

Таблица 2.1

 Динамика выпуска  продукции.

Наименование

2006

 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2010 в % к 2004 г.

Щебень, т.м3

1962,3

2196,4

2230

2265

2443,4

124,5


 

Видно, что объемы выпуска  продукции растут, что составляет 124,5% к 2006году. Таким образом, объем выпущенной продукции должен увеличиться на 22,78% по отношению к объему 2010 года, а по отношению к 2006 году - на 52,88%.

Таблица 2.2.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

предприятия в 2009-2010 гг.:

Показатели  деятельности предприятия

Ед.изм.

2009 год

2010 год

2010

в %

к 2009

       

I кв.

II

 кв.

III кв.

IV кв.

год

 

1

Выпуск щебня

т.м3

2265

568

606

656

612

2443

107,9           

2

Товарная продукция

т.руб.

214201

53574

57044

85992

75704

276314

129

3

Отгрузка щебня

т.м3

2252,7

579,4

601,1

640,5

602,9

2423,9

107,6

4

Средняя цена щебня

руб.

88,2

86,71

99,3

114,44

120,13

106,09

120,28

5

Выручка от реализации

т.руб.

246548

54938

63945

90796

87220

296899

120,4

6

С/сть единицы  реализованной продукции

руб.

88,09

87,24

97,3

93,22

115,19

94,89

107,7

7

Прибыль от продаж

т.руб.

8880

1924

3584

5053

8244

18805

211,77

8

Численность

чел.

1203

1183

1191

1198

1180

1188

98,75


Данные таблицы 2.2 показывают, что в 2010 году отгружено потребителям всего нерудных строительных материалов – 2570,7 т.м3, в т.ч. щебня - 2423,9 т.м3, что на 7,6 % больше, чем в 2009 году. Выручка от реализации стала больше на 20,4% по сравнению с прошлым годом. Увеличилась цена щебня на 20,28%. Прибыль от продаж возросла на 111,77%.

2.2. Организационно-технические  принципы бухгалтерского учета

 

         Бухгалтерская служба (приложение 2) учреждена как структурное подразделение Общества, возглавляемое главным бухгалтером (п. 2 ст.6 Закона о бухгалтерском учете и п.7 Положения  по ведению бухгалтерского учета).

Разработанная в Обществе организационная структура  бухгалтерской службы, состоящая из нескольких функциональных групп, утверждается согласно приложению к Приказу об учетной политике организации (п.3 ст.6 Закона о бухгалтерском учете и п.8 Положения по ведению бухгалтерского учета).

В Обществе разработаны  и утверждены  документы, регулирующие  работу бухгалтерской  службы (п.3 ст.6 Закона о бухгалтерском учете  и п.8 Положения по ведению бухгалтерского учета):

  1. Положение о бухгалтерской службе.
  2. Должностные инструкции учетных работников.

Бухгалтерский учет ведется  компьютерным способом с применением  программы «1С: Предприятие 8.2».

Информация, содержащаяся в принятых к бухгалтерскому учету  первичных документах накапливается и систематизируется  по журнально-ордерной форме счетоводства с учетом рекомендаций, изложенных в письме Минфина России № 59 от 24.07.1992г. «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» и методических рекомендациях  по ведению учета с использованием вычислительной техники.

При приеме денежных средств  за товары, работы и услуги от населения  и предпринимателей без образования  юридического лица организация применяет  контрольно- кассовые машины.

2.3. Основные методические аспекты учетной политики в целях бухгалтерского учета

 

Согласно  ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» каждый год утверждается учетная политика организации для целей бухгалтерского учета. Учетная политика предприятия на 2010 год утверждается генеральным директором от 29.12.2009г.

Рассмотрим способы  бухгалтерского учета, применяемые  на исследуемом предприятии согласно Положению об учетной политике на 2010 год (см. таблицу 2.3.).

Таблица 2.3.

Способы бухгалтерского учета, применяемые в ООО «ОПТИМА»»

 

Способ

Используемый вариант

Установление  стоимостной границы между основными  средствами и средствами труда в  обороте

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте:

а) предметы со сроком полезного  использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера  установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования.

Вариант оценки запасов и расчета фактической  себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов

по средней себестоимости, путем определения фактической  себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка) при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска. Средняя цена определяется по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов.

Порядок начисления амортизации  по основным средствам

Начисление амортизации  объектов основных средств производится линейным способом по нормам. По объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства амортизация не начисляется.

Объекты основных средств, стоимостью не более 20000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты на производство по мере отпуска их в производство и эксплуатацию.

Порядок начисления амортизации по нематериальным активам

Начисление амортизации  по нематериальным активам осуществляется линейным способом. Для начисления амортизации, срок полезного использования  нематериального актива определяется исходя из:

-  срока действия  патента, свидетельства и др. ограничений  сроков использования объектов  интеллектуальной собственности  согласно законодательству Российской  Федерации;

- ожидаемого срока  использования этого объекта,  в течение которого организация может получить экономические выгоды.

При невозможности определения  срока полезного использования  объекта годовая норма определяется в расчете на 20 лет его эксплуатации.

По нематериальным активам, полученным по договору дарения, безвозмездно в процессе приватизации, приобретенных с использованием бюджетных ассигнований и т.д., амортизация не начисляется.

Погашение стоимости  нематериальных активов отражается в учете с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» 

Порядок учета  и финансирования ремонта основных производственных фондов

Затраты на проведение ремонта  производственных основных средств осуществляются по фактическим затратам и списываются на себестоимость текущего отчетного периода.

Оценка незавершенного производства

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости.

Объем работ, выполненный  соисполнителями, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по моменту предъявления актов выполненных работ.

Способ распределения косвенных расходов

Общехозяйственные расходы  списываются непосредственно на счет 90 «Продажи», субсчет «Управленческие расходы» и распределяются по видам деятельности пропорционально выручке от реализации.

Оценка готовой  продукции

Готовая продукция учитывается на балансе по прямым затратам на счете 43 и списывается в Д 90 счета в момент отгрузки. Учет выпуска готовой продукции организуется без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»


 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что через механизм учетной политики решается часть вопросов, которые на западных предприятиях входят в систему управленческого учета.

2.4. Этапы  учета затрат на производство  и система калькуляционных счетов

 

Прежде всего, рассмотрим синтетические счета, которые предназначены для учета произведенных организацией расходов, подлежащих включению в состав текущих издержек производства или обращения. Это счета третьего раздела Плана счетов, именуемого «Затраты на производство»:

  • 20 «Основное производство»
  • 21 «Полуфабрикаты собственного производства»
  • 23 «Вспомогательное производство»
  • 26 «Общехозяйственные расходы»
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
  • 97 «Расходы будущих периодов»

и счета четвертого раздела  Плана счетов:

  • 44 «Расходы на продажу».

На организацию учета затрат, на выбор счетов для их учета влияет содержание предпринимательской деятельности организации, ее технологические аспекты и организационная структура. При рассмотрении этапов учета производственных затрат будем предполагать использование всех основных калькуляционных счетов. Классификация этапов условная, - как мы убедимся во второй части данной главы, в реальной практике все значительно сложнее, но приведенная модель отражает её существенные аспекты.

Этап 1. Собственно учет затрат на производство

На данном этапе осуществляется первичная регистрация издержек, связанных с осуществлением процесса производства и реализации. При этом должны соблюдаться требования полноты включения расходов (наличия первичного документа и своевременной регистрации факта хозяйственной деятельности), правильности и обоснованности отражения расходов на затратных счетах.

Расходы в момент их возникновения  на основании первичных документов подлежат отражению по дебету калькуляционных  счетов 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счетов:

01 «ОС стоимостью до 20000»

02 «Амортизация ОС»

05 «Амортизация НМА»

10 «Материалы»

10.11 «ТЗР»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

68 «Налоги и сборы»

Информация о работе Учет и анализ затрат на производстве продукции (на примере ООО «ОПТИМА»)