Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:32, дипломная работа
Объем выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации и промышленного предприятия. В результате продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам.
Целью дипломной работы является:
комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
оценка эффективности работы предприятия.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (КРП), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.
Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым стоимостном выражении, для чего используется базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.
Итак, выполнение плана по реализации на Комбинат составляет:
КРП =
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшится на 0,5 % и составить 64 476 тыс. руб. (64 800 х 0,9950).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого вычтем от условной выручки условную сумму затрат:
468 345 – 401 988 = 66 357 тыс. руб.
Нужно также подсчитать, сколько прибыли хлебокомбинат мог бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого вычтем из фактической сумы выручки условную сумму затрат:
459 695 – 401 988 = 57 707 тыс. руб.
По данным табл. 11 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции:
структуры товарной продукции:
средних цен реализации:
себестоимости реализованной продукции:
В итоге суммарное изменение суммы прибыли составило - 3048 тыс. руб. (- 324+1 881 – 8650 + 4045).
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
На хлебокомбинате сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения объемов реализации.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию Комбинат ниже темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции.
Индекс цен на продукцию составляет 0,9815 (459 695/468 345), а на ресурсы – 0,9899 (397 943/401 988). Это способствовало уменьшению прибыли на 4 605 тыс. руб. (-8650+4045).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (РПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки.
Хлебобулочные изделия (в табл. 13 обозначим «А»)
Ппл = РПпл х (Цпл – Спл) = 18125 х (20,69-17,79) = 52 562 тыс. руб.
Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл) = 17697 х (20,69-17,49) = 56 630 тыс. руб.
Пусл2 = РПф х (Цф – Спл) = 17697 х (21,30 – 17,49) = 67 426 тыс. руб.
Пф = РПф х (Цф – Сф) = 17697 х (21,30 – 18,63) = 47 251 тыс. руб.
Кондитерские изделия (в табл. 13 обозначим «Б»):
Ппл = РПпл х (Цпл – Спл) = 1458 х (54,50 - 47,56) = 10 118 тыс. руб.
Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл) = 1439 х (54,50-47,56) = 9 987 тыс. руб.
Пусл2 = РПф х (Цф – Спл) = 1439 х (54,30 –47,56) = 9 699 тыс. руб.
Пф = РПф х (Цф – Сф) = 1439 х (54,30 – 48,18) = 8 807 тыс. руб.
По прочей продукции (в табл. 13 обозначим «В»):
Ппл = РПпл х (Цпл – Спл) = 365 х (11,80-9,30) = 912 тыс. руб.
Пусл1 = РПф х (Цпл – Спл) = 368 х (11,80-9,30) = 920 тыс. руб.
Пусл2 = РПф х (Цф – Спл) = 368 х (12,50 – 9,30) =1177 тыс. руб.
Пф = РПф х (Цф – Сф) = 368 х (12,50 – 9,50) = 1104 тыс. руб.
Полученные результаты сведем в табл. 13
Таблица 13
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Вид продукции |
Количество реализованной продукции, т |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость 1 кг, руб. |
Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб. |
Отклонение от плановой прибыли, тыс. руб. | |||||||||||
общее |
в том числе за счет | |||||||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
объема реализаци |
цены |
себестоимости | ||||||
А |
18125 |
17697 |
20,69 |
21,30 |
17,49 |
18,63 |
52562 |
47251 |
-5311 |
+4068 |
+10796 |
-20175 | ||||
Б |
1458 |
1439 |
54,50 |
54,30 |
47,56 |
48,18 |
10118 |
8807 |
+1311 |
-131 |
-300 |
-892 | ||||
В |
365 |
368 |
11,80 |
12,50 |
9,30 |
9,50 |
912 |
1104 |
+192 |
+8 |
+257 |
-73 | ||||
Итог |
19948 |
19504 |
- |
- |
- |
- |
63592 |
57162 |
-3808 |
+3945 |
+10753 |
-21140 |
Данные, приведенные в табл. 13 показывают, что план по сумме прибыли недовыполнен по хлебобулочным и кондитерским изделиям. К примеру, повышение себестоимости хлебобулочных изделий повлекло за собой снижение прибыли на 20 175 тыс. рублей, прибыль увеличилась за счет увеличения натурального объема продаж, а также за счет повышения средней цены реализации.
Результаты факторного анализа являются информационной базой для разработки товарной политики и писка резервов снижения себестоимости продукции.
На следующем этапе анализа оценивается качество формирования финансовых результатов от сбагривания продукции.
В заключение необходимо оценить качество управления предприятием. Показателем, характеризующее качество управления предприятием (КУ), является соотношение темпов роста прибыли (Тпр) и темп роста выручки от продаж (Тв) [14, с. 419]. Рассчитаем данный показатель, приняв за базисный уровни анализируемых показателей прошлого года.
Тпр =
Тв =
КУ =
Темпы роста прибыли опережают темпы рост выручки на 9,66 %. Это свидетельствует о том, что качество управления предприятием повышается и находится на довольно высоком уровне.
Таким образом, анализ прибыли от продаж предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от продаж, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от продаж.
На прибыль от продаж оказывает влияние изменение следующих факторов:
Прибыль от продаж отражает эффект маркетинговой и производственной деятельности, её отрицательная динамика требует выявления внутренних и внешних причин и устранения негативно влияющих факторов.
Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направленных на успешное выполнение планов, достижения лучших результатов хозяйствования.
Главным источником информации для анализа выступают данные бухгалтерской и статистической отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.
2.4. Основные направления увеличения прибыли от продаж
Основные направления увеличения прибыли определяются на предприятии отдельно по каждому виду производимой продукции. К главным направлениям увеличения суммы прибыли можно отнести: рост выручки от реализации продукции в связи с ростом ее потребления, снижение ее себестоимости, повышение цен на продукцию в связи с повышением качества реализуемой продукции, реализация продукции на новых товарных рынках на более выгодных условиях, увеличение объема реализации более рентабельной продукции в общей структуре продаж и другие источники (рис. 3).
Чтобы определить возможности роста прибыли за счет увеличения количества реализованной продукции (табл. 14), следует выявленный ранее возможный рост количества реализованной продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида [32, с. 251].
Таблица 14
Резервы роста прибыли от продаж за счет увеличения объема реализации продукции
Вид продукции |
Возможности увеличения количества реализованной продукции, т |
Фактическая сумма прибыли за 1 т, руб. |
Возможное увеличение суммы прибыли, тыс. руб. |
Хлебобулочные изделия |
890 |
21300 |
18957 |
Кондитерские изделия |
265 |
54300 |
14390 |
Прочая продукция |
120 |
12500 |
1500 |
Итого: |
- |
- |
34847 |
Производственные мощности Комбинат позволяют производить дополнительный объем продукции. Вся проблема в том, что производственные мощности предприятия используются не в полной мере, из-за чего упущенная выгода Комбинат, соответственно ниже и объемы реализации. Хлеб в нашей стране остается основным продуктом, поэтому дополнительно произведенная продукция не останется не реализованной. Упущенная выгода хлебокомбината составляет 34 847 тыс. руб. в год.
Руководству необходимо обратить внимание на данный факт, и принять меры по более интенсивному использованию своего производственного потенциала.
Для определения возможных размеров увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции (работ и услуг) следует предварительно выявленное возможное снижение себестоимости каждого вида продукции умножить на возможное количество продаж данной продукции с учетом резервов роста (табл. 15).
Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)