Учет материальных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации и методики ведения бухгалтерского учета, эффективности использования, обеспечения сохранности и рационального использования материально-производственных запасов, анализ состояния и обеспеченности материально-производственными запасами в ООО «ЛЮКСЭНЕРГО».

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)


     

Методы оценки материалов при списании в производство и ином выбытии

 



 


 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Методы оценки запасов

 

Готовая продукция учитывается  по фактическим затратам, связанным  с ее изготовлением, - по фактической  производственной себестоимости, включающей затраты связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции [6].

В аналитическом бухгалтерском  учете и местах хранения готовой продукции разрешается применять учетные цены, в качестве которых могут быть применены и фактическая производственная себестоимость, и нормативная себестоимость, и договорные цены и другие виды цен   (рисунок 2.3).

     

Учетные цены на готовую продукцию

 
     

   

 

Фактическая производственная себестоимость

Нормативная себестоимость

 

 

 

Применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном  производствах, а также при выпуске  массовой продукции небольшой номенклатуры

Применяется в отраслях с массовым и серийным характером производства и большой номенклатурой готовой продукции

Рассчитать фактическую  себестоимость продукции можно  только по окончании отчетного периода (месяца)

Удобство применения состоит в оперативности учета  движения готовой продукции, стабильности учетных цен и единства оценки при планировании и в аналитическом учете

     

   

Договорные цены

Другие виды цен

     

Применяется преимущественно  при стабильности учетных цен

           

 

Рисунок 2.3 - Учетные цены на готовую продукцию

 

 

 

Независимо от выбранного варианта учетной цены по окончании  месяца нормативная себестоимость  должна быть доведена до фактической  путем расчета сумм и процентов  отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц [7].

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей. Материально-производственные запасы ( далее по тексту - МПЗ), текущая рыночная стоимость которых снизилась, а также морально устаревшие либо полностью или частично терявшие свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей  образуется за счет финансовых результатов организации. Величина резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Для учета снижения стоимости материалов используют счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Информация о величине и движении резервов под снижение стоимости  материальных ценностей подлежит раскрытию  с учетом существенности в бухгалтерской отчетности организации.

2.2 Учет материалов

 

Движение МПЗ в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет  предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.

 

Первичные учетные документы  по движению сырья и материалов принимаются  к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а (таблица 2.2.).

 

Таблица 2.2 – Перечень первичных учетных документов по учету материалов

 

Номер унифицированной  формы

Наименование формы

1

2

М-2

Доверенность

М-2а

Доверенность

М-4

Приходный ордер

М-7

Акт о приемке материалов

М-8

Лимитно-заборная карта

М-11

Требование-накладная

М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

М-17

Карточка учета материалов

М-35

Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений


 

Документы, форма которых не предусмотрена в указанных перечнях, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Материалы могут поступать  в организацию различными способами: от поставщиков; из собственного производства; при внесении в счет вклада в уставный капитал организации; при получении материалов безвозмездно (включая договор дарения).

Материалы могут отпускаться  со склада: на производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку на другие предприятия; для реализации на сторону; для безвозмездной передачи другим предприятиям.

Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.

Полученные со складов  первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых  реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).

В бухгалтерии при  ведении учета вручную применяются  оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета [8].

При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.

При первом варианте в  бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и  денежном выражении (а на складах  и в подразделениях — только количественный учет):

  • в бухгалтерии организации на каждый вид МПЗ (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;
  • в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;
  • на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;
  • движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;
  • сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.

В случае использования  второго варианта в бухгалтерской  службе не ведутся карточки аналитического учета:

  • все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;
  • оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;
  • остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов.

 В бухгалтерской  службе:

  • учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;
  • движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;
  • в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;
  • на первое число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;
  • остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах — для бухгалтерской службы и склада (подразделения) [9].

Применение организацией программ автоматизации учетных  работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:

  • оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
  • ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
    • оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;
  • оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).

Независимо от принятого  метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской  службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.

Ежемесячно данные о  движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, другим местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам.

Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов [10].

Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному:

  • непосредственно на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 и 16) (рисунок 2.4);
  • с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
  • в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

Этот вариант учета  позволяет оценивать материалы  как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.

Во втором случае, на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (на сумму НДС, уплаченного поставщику), а в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организации и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за кредит, предоставленный поставщиками;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов.

Информация о работе Учет материальных запасов