Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Основные средства предприятия разнообразны по своему составу и назначению. Для ведения учета необходима классификация основных средств по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени использования, принадлежности.

Содержание

Введение
Теоретическая часть. Учет основных средств
Аналитический учет основных средств
Синтетический учет основных средств
Амортизация основных средств
Практическая часть.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РГР по бух учету.docx

— 121.14 Кб (Скачать файл)

Пример 3.2

По данным аналитического учета, по состоянию на 1 января 2005 г. отдельные объекты основных средств характеризуются следующими показателями.

станок сверлильный  первоначальная стоимость — 75 000руб, сумма амортизационных отчислений — 4500руб.;

станок металлорежущий: первоначальная стоимость — 25000руб., сумма амортизационных отчислений — 8000руб.

По результатам  переоценки на 1 января 2005 г. восстановительная стоимость объектов составила: по станку сверлильному — 18000руб., по станку металлорежущему — 23 200 руб.

Станки переоценивались  по состоянию на 1 января 2004 г.:

станок сверлильный  уценивался' сумма уценки первоначальной стоимости — 1600 руб., сумма уценки амортизационных отчислений — 270 руб.;

станок металлорежущий дооценивался. сумма дооценки первоначальной стоимости — 1000 руб, сумма дооценки амортизационных отчислений — 200 руб

В этом случае результаты переоценки по состоянию на 1 января 2005 г. отражаются следующими записями: Дебет    01 «Основные средства» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

—  1600 руб. — отражена сумма дооценки первоначальной стоимости станка сверлильного в пределах суммы ранее произведенной уценки;

Дебет    01 «Основные средства» Кредит 83 «Добавочный  капитал»

—  1400 руб. (18 000 руб. - 15 000 руб. - 1600 руб.) — отражена сумма дооценки первоначальной стоимости станка сверлильного сверх суммы ранее произведенной  уценки;

Дебет    84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 02 «Амортизация основных средств»

— 270 руб. — отражена сумма  дооценки амортизационных отчислений по станку сверлильному в пределах суммы ранее произведенной уценки;

Дебет    83 «Добавочный капитал»

Кредит 02 «Амортизация основных средств»

— 630 руб. (5400 руб. - 4500 руб. - 270 руб.) — отражена сумма дооценки амортизационных отчислений по станку сверлильному сверх суммы ранее  произведенной уценки;

Дебет    83 «Добавочный капитал» Кредит 01 «Основные  средства»

— 1000 руб. — отражена сумма  уценки первоначальной стоимости станка металлорежущего в пределах суммы  ранее произведенной дооценки;

Дебет    84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 01 «Основные средства»

— 800 руб. (25 000 руб. - 23 200 руб. - 1000 руб.) — отражена сумма уценки первоначальной стоимости станка металлорежущего  сверх суммы ранее произведенной  дооценки;

Дебет    02 «Амортизация основных средств» Кредит 83 «Добавочный  капитал»

— 200 руб. — отражена сумма  уценки амортизационных отчислений по станку металлорежущему в пределах суммы ранее произведенной дооценки;

Дебет    02 «Амортизация основных средств»

Кредит 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»

— 376 руб (8000 руб - 7424 руб. - 200 руб.) — отражена сумма уценки амортизационных  отчислений по станку металлорежущему  сверх суммы ранее произведенной  дооценки.

3.2. Аналитический  учет основных средств и документальное  оформление их движения

Аналитический учет основных средств организуется в бухгалтерии  по классификационным группам в  разрезе инвентарных объектов.

Инвентарным объектом основных средств признается:

•     объект со всеми  приспособлениями и принадлежностями;

•     отдельный  конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

•     обособленный комплекс конструктивно сочлененных  предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для  выполнения определенной работы.

При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Для обеспечения контроля сохранности основных средств каждому  инвентарному объекту присваивается  соответствующий номер.

Инвентарный номер, присвоенный  объекту, проставляется на объекте  и в первичных документах и  сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия  объекта его инвентарный номер  не присваивается вновь поступившим  объектам, как правило, в течение  пяти лет.

Унифицированные формы первичных  учетных документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. № 7 (табл. 3.1).

Таблица 3 1

Унифицированные формы первичной  учетной документации по учету основных средств

Номер формы

Наименование формы

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта  основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-16

Акт о приеме-передаче групп  объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение  объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных  объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта  основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-46

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета  объекта основных средств

ОС-ба

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-66

Инвентарная книга учета  объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования


Акты о приеме-передаче (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-16) применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

а) включения объектов в  состав основных средств и учета  их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, — в момент приобретения, для объектов, требующих  монтажа, — после приема их из монтажа  и сдачи в эксплуатацию). Указанные  формы применяются во всех случаях  поступления объектов:

•     по договорам  купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе  лизингополучателя) и др.;

•     путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода  в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

б) выбытия из состава  основных средств при передаче (продаже, мене и проч.) другой организации.

Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и  ввод их в действие должны оформляться  в соответствии с действующим  законодательством в особом порядке.

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее  двух экземпляров. К акту прилагается  техническая документация, относящаяся  к данному объекту.

Акт о приеме-передаче содержит следующие данные об объекте основных средств: наименование объекта, инвентарный  номер, первоначальная стоимость, дата ввода в эксплуатацию, дата изготовления и поступления в организацию, срок полезного использования, способ и норма амортизационных отчислений. В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» указывается  содержание драгоценных материалов, а также основные качественные и  количественные показатели объекта, относящиеся  к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности; при этом следует  ограничиваться двумя - тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование сведений в имеющейся в организации технической документации на этот объект. В случае группового учета

основных средств краткая  индивидуальная характеристика дается не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

В акте данные об объекте  основных средств, находящемся в  собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей  собственности. При этом на первой странице в раздел «Справочно» заносятся  сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве  общей собственности), а также  в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), — сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка РФ на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

При принятии к учету производственного  и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования (если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и  поступили в одном календарном  месяце) составляется общий акт по форме № ОС-16.

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий экземпляр передается получателю.

Акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

Акт составляется в одном  экземпляре и подписывается членами  приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт,

реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Для оформления и учета  списания пришедших в негодность основных средств применяются акты о списании:

•     форма №  ОС-4 — при списании отдельного объекта  основных средств;

•     форма №  ОС-4а — при      списании      автотранспортных средств;

•     форма №  ОС-46 — при списании групп объектов основных средств.

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами  комиссии, назначенной руководителем  организации, утверждаются руководителем  или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи  на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом  также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения МВД РФ (Госавтоинспекции).

В акте указываются первоначальная и остаточная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, сведения о содержании драгоценных  металлов, о затратах, связанных  с ликвидацией объектов, и о  поступлении материальных ценностей  от их списания.

Для оформления операций с  оборудованием, требующим монтажа, используются три первичных документа. При поступлении оборудования к  установке на склад приемной комиссией  составляется в двух экземплярах акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14). Передача оборудования монтажным организациям оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15). Если при поступлении оборудования на склад в состав комиссии входил представитель подрядной монтажной организации, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В этом случае представитель монтажной организации расписывается в получении оборудования на ответственное хра-

нение непосредственно в акте о приеме (посуплении) оборудования (форма № ОС-14), и ему передается копия акта.

Если в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования выявлены дефекты, не установленные  при его поступлении на склад, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). В этом случае акт о приеме (поступлении) оборудования (форма №ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Аналитический учет наличия  и движения основных средств внутри организации осуществляется в инвентарных карточках. Бухгалтерия ведет инвентарные карточки в одном экземпляре: на каждый объект — по форме № ОС-6, на группу объектов — по форме № ОС-ба, для объектов основных средств малых предприятий — по форме № ОС-66.

Записи в инвентарные  карточки производятся на основании  актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б), об их перемещении (форма №  ОС-2), документов по дооборудованию, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту (форма  № ОС-3) и списанию (формы №  ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46), а также  на основании технических паспортов  и других документов.

В инвентарных карточках  приводятся основные данные по объекту  на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования) и дату передачи (фактический срок эксплуатации, сумма начисленной  амортизации), а также сведения о  переоценке, внутреннем перемещении.

Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке. Группировка  инвентарных карточек в картотеке  может производиться применительно  к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства  РФ от 01.01.02 г. №1, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным  подразделениям организации). Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, аналитический учет может осуществлять в инвентарной  книге с указанием необходимых  сведений об объектах основных средствах  по их видам и местам нахождения.

Информация о работе Учет основных средств