Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:29, курсовая работа
Краткое описание
Основой эффективной деятельности любого субъекта хозяйствования, независимо от формы собственности, выступает четко налаженная система учета и контроля, поскольку анализ данных, полученных в результате всестороннего учета деятельности предприятия, позволяет изыскивать резервы дальнейшего роста и стабильного функционирования в современных условиях. В связи с этим контроль необходим как основа, подтверждающая юридическую и финансовую обоснованность действий предприятия, его взаимодействия с органами государственного управления и соблюдения установленных норм и правил.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. Теоретические аспекты расчетов с фондом социальной защиты населения... Государственное социальное страхование в Республике Беларусь и его роль в социальной защищенности граждан…………………………………… Задачи учета и нормативно-правовое обеспечение расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Республике Беларусь…………. Учет расчетов с органами государственного социального страхования…… Особенности учета расчетов с Фондом социальной защиты населения............................................................................................................. Синтетический и аналитический учет расчетов с фондом социального страхования…………………………………………………………………….. Расчетная часть………………………………………………………………… Заключение…………………………………………………………………………. Список использованных источников…………
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 25 января 1999
г. № 115 Об утверждении перечня выплат,
на которые не начисляются взносы по государственному
социальному страхованию, в том числе
по профессиональному пенсионному страхованию,
в фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты и по обязательному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
в белорусское республиканское унитарное
страховое предприятие «Белгосстрах».
Постановление правления Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 20 марта 2002 г. № 1/5 Об утверждении инструкции о
порядке зачисления средств Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь на счета их учета и использования
(в ред. постановлений Фонда соцзащиты
от 30.03.2009 № 5).
Инструкция определяет порядок
зачисления на счета, учета и использования
средств Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь (Фонд).
Постановление правления Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 30.03.2001 № 1/2 Инструкция
о порядке постановки на учет и снятия
с учета плательщиков обязательных страховых
взносов и иных платежей в органах Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь (в ред. постановления Фонда от07.02.2008№
3).
Постановление Совета министров
Республики Беларусь от 23 мая 2002 г. № 660 Об утверждении Положения
о выплате пособия (материальной помощи)
на погребение и возмещении расходов по
погребению специализированной организации
за счет средств государственного социального
страхования (в ред. постановлений Совмина
от 31.03.2009 N 397).
Постановление Совета министров
Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. №
490 Об утверждении Положения
о порядке назначения и выплаты государственных
пособий семьям, воспитывающим детей,
о внесении изменений и дополнений в постановление
Совета министров Республики Беларусь
от 30 сентября 1997 г. № 1290 и признании утратившими
силу некоторых постановлений Совета
министров Республики Беларусь (в ред.
постановления Совмина от 23.12.2008 № 2010).
Постановление Совета министров
Республики Беларусь от 30 сентября
1997 г. № 1290 Об утверждении Положения
о порядке обеспечения пособиями по временной
нетрудоспособности и по беременности
и родам (в ред. постановлений Совмина
от 25.06.2010 № 970).
Постановление Министерства
здравоохранения Республики Беларусь
и Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 9 июля 2002 г.
№ 52/97 Об утверждении Инструкции о
порядке выдачи листков нетрудоспособности
и справок о временной нетрудоспособности
и Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности
и справок о временной нетрудоспособности
(в ред. постановлений Минздрава, Минтруда
и соцзащиты от 22.12.2008 № 230/201).
Постановление правления Фонда
от 29 июня 2009 г. № 10 Об утверждении форм документов
и Инструкции по формату документов персонифицированного
учета.
Постановление правления Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 7 апреля 2010 г. № 7 Об утверждении Инструкции о
начислении суммы пенсионных сбережений
дохода от размещения средств профессионального
пенсионного страхования.
Постановление правления Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 7 апреля 2010 г. № 6 Об утверждении Инструкции о
порядке назначения и выплаты дополнительной
профессиональной пенсии.
Постановление правления Фонда
от 29 июня 2009 г. № 10 Об утверждении форм документов
и Инструкции по формату документов
персонифицированного учета.
Инструкция определяет порядок
постановки на учет и снятия с учета плательщиков
обязательных страховых взносов и иных
платежей в органах Фонда социальной
защиты населения Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь.
В данном пункте приведена далеко
не вся нормативная база, регулирующая
деятельность Фонда социальной защиты
населения (ФСЗН), его учет и отчисления
на предприятии. Такой обширный перечень
документов подтверждает особую важность
данных расчетов
В целях более точного и достоверного
учета, нормативные правовые акты, регулирующие
учет расчетов с ФСЗН, постоянно изменяются
и дополняются Министерством финансов,
Министерством по налогам и сборам Республики
Беларусь, Министерством труда и др., что
необходимо учитывать при расчетах отчислений
в ФСЗН и начислении пособий.
В органах Фонда работает 1 946
чел., из них 1528 чел. – на должностях государственных
служащих. Удельный вес государственных
служащих с высшим образованием, работающих
в органах Фонда, составляет 94,2 % (в
2006 году – 82,1 %). В высших учебных заведениях
учится 27 человек.
Около 73 % от общего числа государственных
служащих, работающих в системе Фонда,
составляют работники, находящиеся в наиболее
активном трудоспособном возрасте (до
50 лет), из них доля молодежи до 30 лет –
15,4 %. Средний возраст руководителей и
специалистов органов Фонда – 42 года.
Работа с резервом кадров является
одним из приоритетных направлений кадровой
политики. В резерве руководящих кадров
органов Фонда в 2010 году состояло 595 человек.
Большинство лиц, состоящих в резерве,
– руководители и специалисты Фонда (92,1
%), остальные являются работниками других
органов государственного управления.
За 2010 год 39 работников Фонда, состоящих
в резерве руководящих кадров, были назначены
на вышестоящие должности.
Бюджет Фонда за 2010 год исполнен
с профицитом, удельный вес доходов бюджета
Фонда в ВВП составил 12 %, а расходов –
11,2 %.
Поступления в бюджет Фонда
за 2010 год составили 19582,9 млрд. руб. (102,9
% плана) из которых страховые взносы
предприятий – 18941,0 млрд. руб. (96,7 % общих
поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей
– 69,4 млрд. руб. (0,36 % общих поступлений).
Остатки средств на конец 2010
года составили 6960,0 млрд. руб.(4,3 % ВВП) или
470,2 % месячной потребности на финансирование
выплат пенсий января 2011 года (остатки
на начало 2010 года – 5678,0 млрд. руб.).
В результате размещения временно
свободных финансовых средств в депозиты
банков получено доходов в сумме 293,8 млрд.
руб. (в 2009 г. – 336,6 млрд. руб.). Уменьшение
суммы дохода связано со снижением среднегодовой
ставки рефинансирования до 11,8 % вместо
13,9 %. По состоянию на 01.01.2011 в депозитах
банков находилось 2405,0 млрд. руб.
Расходы бюджета Фонда составили
18300,9 млрд. руб., из которых на финансирование
выплат пенсий направлено 14873,8 млрд. руб.
(81,3 %), на выплату пособий – 3060,3 млрд. руб.
(16,8 %). На финансирование мероприятий по
обеспечению занятости населения направлено
112,0 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное
лечение и оздоровление населения профинансированы
в сумме 134,8 млрд. руб., что на 9,0 % больше
чем в 2009 году.
В 2010, как и в предыдущие годы,
Фонд работал в режиме строжайшей экономии
средств на содержание органов Фонда.
Смета расходов за год исполнена в сумме
72,7 млрд. руб. или 81,8 % к плану. Удельный
вес этих расходов составил 0,39 % от
общих расходов бюджета (в 2009 году – 0,47
%).
На реализацию Государственной
инвестиционной программы в 2010 году направлено
2,04 млрд. рублей. Строительство здания
для Слонимского районного отдела Гродненского
областного управления завершено и в срок
введено в эксплуатацию. Реконструкция
здания для размещения Заводского районного
отдела Минского городского управления
будет продолжена в 2011 году.
За отчетный период количество
плательщиков страховых взносов увеличилось
на 6841 и составило 470820, в т.ч. 270918 индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих страховые
взносы за себя.
В целях обеспечения своевременного
поступления текущих платежей и снижения
просроченной задолженности была проведена
работа по:
реструктуризации 806 плательщикам
задолженности по платежам в Фонд на сумму
274,9 млрд. руб., в т. ч. по страховым взносам
– 104,8 млрд. руб. В 2010 году право на господдержку
утратили 16 организаций на сумму 6,5 млрд.
руб., в т.ч. по обязательным платежам –
2,3 млрд. руб. (из них 11 субъектов хозяйствования
Витебской области (5,5 млрд. руб.), 3 – Гродненской
области (0,5 млрд. руб.), 2 – Минской области
(0,5 млрд. руб.);
предъявлению к счетам плательщиков-должников
и их дебиторов, в порядке бесспорного
взыскания, требований на сумму 612,8 млрд.
руб., поступило – 453,9 млрд. руб., что составляет
74,1 % от предъявленной суммы (в 2009 году
– 70,1 %). Наиболее активно этот фискальный
инструмент использовался Гомельским,
Могилевским областными и Минским городским
управлениями – 81,4 %, 80,9 % и 89,4 %, соответственно,
в то время как в Витебской области – 46,4
%;
взысканию с субъектов предпринимательства
задолженности в судебном порядке. Лучший
показатель здесь у Гомельского, Минского
областных и Минского городского управлений;
разъяснению актов законодательства
о порядке внесения платежей на государственное
социальное страхование. Всего опубликовано
376 материалов в печати, проведено 1059 обучающих
семинаров с представителями плательщиков,
организовано 183 выступления по радио
и телевидению.
За счет средств государственного
социального страхования назначено
9,5 млн. пособий (в 2009 году – 9,6 млн.). Расходы
на их выплату составили 3060,3 млрд. руб.
(на 21,6 % больше, чем в 2009 году).
Преобладало количество пособий
по временной нетрудоспособности (3,9 млн.
пособий). Расходы на их выплату
составили 1209,4 млрд. руб. (39,5 % от общей
суммы расходов на выплату пособий), что
на 4,3 процентных пункта меньше, чем в 2009
году.
Выплата пособий работающим
гражданам, в основном, обеспечивалась
плательщиками в счет начисленных страховых
взносов. Вместе с тем, с заявками о финансировании
пособий в случае превышения сумм начисленных
пособий над суммами начисленных страховых
взносов и в связи с несвоевременной выплатой
заработной платы в органы Фонда обратилось
4383 плательщика. По сравнению с 2009 годом
их количество увеличилось на 2,2 %. Больше
всего таких обращений поступило в Брестское
областное управление Фонда (от 864 плательщиков),
меньше всего – в Минское областное
управление Фонда (от 508 плательщиков).
Подавляющее число обратившихся за финансированием
плательщиков – индивидуальные предприниматели
и коммерческие организации со средней
численностью работников за календарный
год не более 15 человек. Передача с 2011 года
органам по труду, занятости и социальной
защите функций по выплате семейных пособий
лицам, занятым у таких работодателей,
позволит в значительной мере решить имеющиеся
проблемы выплаты пособий.
По республике на 1,6 % снижен
показатель временной нетрудоспособности
на 100 работающих (в 2009 году отмечался его
рост на 11,7 %). Самый высокий уровень заболеваемости
с временной нетрудоспособностью в Витебской
области (821,5 дня), самый низкий – в Минской
области (692,9 дня). В Могилевской и Витебской
областях он увеличился.
По вопросам назначения
и выплаты пособий органами
Фонда было проведено 1309 семинаров
с работниками рай(гор)отделов и
с бухгалтерскими работниками плательщиков.
В средствах массовой информации размещено
539 публикаций, проведено 113 выступлений
по радио и телевидению.
Органами Фонда принимались
все возможные меры по недопущению необоснованного
расходования средств государственного
социального страхования в случаях завышения
плательщиками размера пособия по беременности
и родам (проверки, в том числе с привлечением
соответствующих компетентных органов,
отстаивание интересов Фонда в судах и
другие). Для правового урегулирования
данной проблемы Фондом подготовлен
проект постановления Совета Министров
Республики Беларусь «О внесении дополнений
и изменений в постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 30 сентября 1997
г. № 1290». В нем предлагается увеличить
продолжительность периода, за который
определяется среднедневной заработок
для исчисления пособия, и установить
зависимость размера пособия работающим
женщинам от продолжительности уплаты
за них обязательных страховых взносов
на социальное страхование.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Особенности учета
расчетов с Фондом социальной защиты населения
Социальное страхование в Республике
Беларусь является государственным и
поэтому обязательным для всех субъектов
хозяйствования. Органом государственного
руководства средствами социального страхования
является Фонд социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты
(Фонд).
Отношения по уплате обязательных
страховых взносов и иных платежей (страховые
взносы) в Фонд регулируются Положением
об уплате обязательных страховых взносов
и иных платежей в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты, утвержденным Указом Президента
РБ от 05.06.2000 № 318 «О Фонде социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты» (Положение).
Плательщики, предоставляющие
работу по трудовым договорам, уплачивают
обязательные страховые взносы не реже
двух раз в месяц - в дни выплаты заработной
платы за первую и вторую половины месяца.
Окончательный расчет по уплате этих взносов
производится плательщиками не позднее
установленного дня выплаты заработной
платы за истекший месяц.