Учёт и анализ денежных потоков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей ВКР является исследование управления денежными потоками предприятия с использованием анализа денежных потоков, а также выработка путей по оптимизации денежных потоков предприятия и совершенствованию путей по их управлению.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом..docx

— 99.45 Кб (Скачать файл)

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают  в кассовой книге.

Каждое предприятие ведет  только одну кассовую книгу, которая  должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или  мастичной печатью.

Записи в кассовой книге  ведутся в 2-х экземплярах через  копировальную бумагу чернилами  или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и неоговоренные  исправления в кассовой книге  не допускаются. Сделанные исправления  заверяются подписями кассира, а  также главного бухгалтера предприятия  или лица, его заменяющего.

Записи в кассовую книгу  производятся кассиром сразу же после  получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему  его документу. Ежедневно в конце  рабочего дня, кассир подсчитывает итоги  операций за день, выводит остаток  денег в кассе на следующее  число и передает в бухгалтерию  в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в  кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами  под расписку в кассовой книге.

На предприятиях при условии  обеспечения полной сохранности  кассовых документов кассовая книга  может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы  формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные  машинограммы должны составляться к  началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания  с начала года.

В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически  печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а  в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения  машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления  указанных документов, подписать  их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми  документами в бухгалтерию под  расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности  и удобства использования машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" в  течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" брошюруются  в хронологическом порядке. Общее  количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга  опечатывается.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

 

1.3 Учёт операций  по расчётным счетам

 

Предприятие вправе открывать  в любом банке расчетные и  другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Предприятия, имеющие отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения этих подразделений.

Для открытия расчетного счета  организация должна представить  в учреждение банка следующие  документы:

  • заявление на открытие счета установленного образца;
  • нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  • справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
  • копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
  • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.

Если в организации  должности главного бухгалтера нет, на карточке ставится подпись только руководителя организации. В государственных  организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вышестоящие организации.

При временном отсутствии печати у созданной организации  руководитель банка разрешает в  течение срока, необходимого для  изготовления печати, представлять в  банк документы без оттиска печати.

Иностранным юридическим  лицам (нерезидентам) рублевые счета  могут быть открыты только по месту  нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном специальной  инструкцией.

Банк заключает с фирмой договор на обслуживание и присваивает  номер расчетного счета, на котором  сосредоточиваются свободные денежные средства и производятся практически  все платежи.

После открытия расчетного счета для получения постоянного  свидетельства о регистрации  фирма должна внести на расчетный  счет половину уставного капитала и  представить в администрацию  района соответствующую справку  из банка.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы  и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные  нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с  него банк производит на основании  письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос  денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных  требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению  Государственного арбитража, народного  суда, налоговых или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные  в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального  назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачивают счета энерго–  и теплоснабжающих и водопроводно-канализационных  организаций.

При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 8.55):

  • по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о изыскании алиментов;
  • по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета  по требованиям, относящимся к одной  очереди, производится в порядке  календарной очередности поступления  документов.

Прием и выдачу денег, безналичные  перечисления банк производит по документам специальной формы. Основными документами  при наличных расчетах являются:

  • денежный чек, представляемый в банк для снятия с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег;
  • объявление на взнос наличными – представляется банку при взносе на расчетный счет наличных денег.

Безналичные расчеты оформляются, как отмечалось, следующим образом: платежным поручением; платежным  требованием-поручением; расчетным  чеком.

Расчетные документы (платежные  поручения, платежные требования-поручения, расчетные чеки) должны соответствовать  установленным требованиям и  содержать:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа;
  • дату выписки расчетного документа (число и год указываются цифрами, месяц – прописью);
  • реквизиты плательщика – наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
  • реквизиты получателя средств – его наименование, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя;
  • назначение платежа (в чеке не указывается);
  • сумму платежа цифрами и прописью;
  • подписи и оттиск печати на первом экземпляре расчетного документа на первом экземпляре поручения.

Платежные поручения выписывают с использованием технических средств  в один прием под копирку или  путем размножения подлинников  в необходимом количестве экземпляров. Чеки выписываются от руки чернилами  или шариковой ручкой.

Расчетные документы принимаются  банком к исполнению независимо от указанной в них суммы.

Для организации безналичных  расчетов соблюдаются следующие  условия:

  • банк хранит денежные средства предприятия на его счете, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором;
  • средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета;
  • все платежи со счета предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством;
  • формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором;
  • взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;
  • претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустивший нарушения;
  • подача жалобы и предъявление иска не приостанавливают операции по счету;
  • за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся владельцу, предприятия вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 % несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.

В установленные банком сроки (чаще всего, ежедневно) предприятие  получает от банка выписку из расчетного счета, представляющую собой перечень всех произведенных за отчетный период операций по расчетному счету предприятия. Банк передает предприятию первичные  документы, в соответствии с которыми зачислены или списаны средства. Выписка банка заменяет собой  регистр аналитического учета и  служит основанием для бухгалтерских  записей.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетном счете, учитывают  на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». В дебет этого  счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, в кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для  записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Помимо счетов 50 и 51 новым  Планом счетов предусмотрено использование  счета 55 «Специальные счета в банках». На нем учитывают наличие и  движение денежных средств в отечественной  и зарубежной валютах, находящихся  в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме  векселей) на текущих, особых и специальных  счетах, а также движение средств  целевого финансирования в той части, которая подлежит обособленному  хранению.

К счету 55 могут быть открыты  субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки» и др.

Порядок расчетов при аккредитивной  форме расчетов регулируется Центральным  банком РФ. Зачисление денежных средств  в аккредитивы отражается по дебету субсчета 55-1 и кредиту счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 90 «Краткосрочные кредиты банков» и др. По мере использования аккредитивов их списывают  с кредита субсчета 55-1 в дебет  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» или других подобных счетов. Неиспользованные средства в  аккредитивах возвращают в организацию  на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и  списывают с кредита счета 55 в  дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому выставленному  аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок ведения расчетов чеками регулируется банком, выданные чековые  книжки отражают по дебету субсчета 55-2 и кредиту счетов 51, 52, 90 и других подобных счетов. При использовании  чековых книжек соответствующие  суммы списывают со счета 55 в дебет  счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы  по выданным чекам, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на субсчете 55-2. Суммы по оставшимся неиспользованным чекам и возвращенным в банк списывают с кредита субсчета 55-2 в дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

Информация о работе Учёт и анализ денежных потоков