Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:59, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Проблема рационального использования материалов выходит на первый план. Одной из главных задач организации становится уменьшение потерь материалов в производстве, замена материалов более дешевыми и экономичными без потери качества продукции. Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передаётся на вновь созданный продукт.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы бухгалтерского учёта материалов………...….….4
1.1. Понятие и нормативное регулирование материалов………...……4
1.2. Документальное оформление операций с материалами………….6
1.3. Порядок синтетического и аналитического учёта материалов…...9
1.4. Оценка материальных запасов………………..…………………...15
1.5. Учёт неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути……………………………...………...………………………….19
1.6. Аналитический учёт материалов на складах и в бухгалтерии…..21
1.7. Инвентаризация материалов………………………………………22
2. Практика ведения бухгалтерского учёта материалов …………………..27
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников……………………………………….45
В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).[13]
Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:
-при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
-при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
-в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
-в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.[13]
Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов, по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации, первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно. [13]
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.
При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности отдельных видов материалов. В частности, тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.
Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны лап, им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
Независимо от причин возникновения все недостачи материалов по их фактической себестоимости списывают с кредита счета Материалов в дебет счета Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и потерь от порчи ценностей.
Недостачи
материальных ценностей в пределах
норм естественной убыли, утвержденных
в установленном
Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
(субсчет
«Расчеты по возмещению
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В соответствии с действующим Кодексом законов о труде Российской Федерации стоимость недостающих, похищенных или испорченных ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики. Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, отражается по кредиту счета Доходов будущих периодов оформляется бухгалтерской записью
Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет "Расчеты, по возмещению материального ущерба");
Счет 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей").
По мере погашения задолженности, учтенной на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», соответствующая сумма разницы списывается со счета 98 «Доходы» будущих периодов в кредит счета 99 «Прибыли и убытки.
Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовый результат.
Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуют по дебету счета 10 «Материалы» по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет 99 «Прибыли и убытки») с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Пример 1.
ООО «Колосок» на условиях стопроцентной предоплаты приобрело130 т щебня по цене 1 180 руб./т (в том числе НДС 18 %) на общую сумму 153 400 руб. (в том числе НДС 18%). Цена договора включает расходы на доставку щебня автомобильным транспортом до покупателя. В момент приемки была выявлена недостача в размере 6 т.
Поставщик признал претензию и вернул денежные средства в сумме выявленной недостачи.
Учетной политикой ООО «Колосок» использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» не предусмотрено.
Норма естественной убыли щебня при перевозке автомобильным транспортом навалом составляет 1,3% массы перевозимого груза. При этом указанная норма естественной убыли является предельной, независимо от расстояния перевозки, и применяется только в случае фактической недостачи груза.
Таким образом, размер естественной убыли по норме равен 1,69 т (130 т х 1,3%), соответственно, недостача сверх нормы – 4,31 т (6 - 1,69).
Стоимость недостачи в пределах норм убыли равна 1 690 руб. ((1 180 - 180) руб./т х 1,69 т).
Стоимость сверхнормативных потерь определяется исходя из их фактической себестоимости, включая НДС, – 5 086 руб. (1 180 руб./т х 4,31 т).
Отразим решение задачи в таблице 7.
Таблица 7
Журнал регистраций хозяйственных операций.
№ п/п |
Содержание хозяйственных операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1 |
Перечислена предоплата поставщику |
60-2 |
51 |
153400 |
2 |
Отражена недостача щебня в пределах нормы естественной убыли |
94 |
60-1 |
1690 |
3 |
Отражена недостача щебня сверх нормы естественной убыли |
76-2 |
60-1 |
5086 |
4 |
Оприходовано принятое от поставщика количество щебня |
10 |
60-1 |
124000 (1180-180)/(130-6) |
5 |
Учтен НДС |
19 |
60-1 |
22624(180*(130-4,31)) |
6 |
НДС предъявлен к вычету |
68 |
19 |
22624 |
7 |
Списана недостача в пределах норм естественной убыли |
10 |
94 |
1690 |
8 |
Произведен зачет предоплаты |
60-1 |
60-2 |
153400 |
9 |
Поступили денежные средства от поставщика |
51 |
76-2 |
5086 |
Пример 2.
Организация получила материалы в счёт вклада в уставный капитал организации . Вклад оценен в 15000рублей. За доставку материалов принят к оплате и оплачен счёт транспортной организации на сумму 3500. В течение месяца все материалы израсходованы на общепроизводственные нужды. Отразим решение задачи в таблице 8.
Таблица 8
Журнал
регистраций хозяйственных
№ п/п |
Содержание хозяйственных |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1 |
Объявлен уставный капитал организации, зафиксированный в договоре об учреждении |
75-1 |
80 |
15000 |
2 |
Приняты к учёту материалы, поступившие в счёт вклада в УК организации |
10-1 |
75-1 |
15000 |
3 |
Отражена стоимость услуг |
10-2 |
60 |
3500 |
4 |
Оплачены услуги транспортной организации по доставке материалов в организацию |
60 |
51 |
3500 |
5 |
Списаны материалы, израсходованные на нужды производства |
25 |
10-1 |
15000 |
6 |
Списаны ТЗР приходящиеся на списанные материалы |
25 |
10-2 |
3500 |
Пример 3.
На склад ОАО «Кукушка» оприходованы материалы на сумму 150000 рублей. Акцептован счёт-фактура поставщика на 155000 рублей, в т.ч. НДС 18 %. За консультационные услуги принят к оплате и оплачен счёт –фактура сторонней организации 7200, в т.ч. НДС 18 %.
За услуги
посредника принят к оплате
и оплачен счёт на сумму
1300 рублей. В течение месяца на
производство продукции были
отпущены материалы по
Отразим решение задачи в таблице 9, с применением 10,15,16 счетов.
Таблица 9
Журнал
регистраций хозяйственных
№ п/п |
Содержание хозяйственных |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1 |
Оприходованы на склад материалы
по учётной стоимости |
10 |
15 |
150000 |
2 |
Принят к оплате с-ф поставщика транспортной организации за материалы по покупной стоимости и за их доставку |
15 |
60 |
131355,93 |
3 |
Отражён входящий НДС |
19 |
60 |
23644,07 |
4 |
Принят к оплате с-ф сторонней организации |
15 |
76 |
6101,7 |
5 |
Отражён НДС по с-ф |
19 |
76 |
1098,3 |
6 |
Принят к оплате счёт сторонней организации |
15 |
76 |
1300 |
7 |
Уплачен счёт сторонней организации |
76 |
51 |
1300 |
8 |
По окончании месяца сторнировано отклонение фактической стоимости от учётной |
16 |
15 |
11242,37 |
9 |
Отпущены материалы в |
20 |
10 |
50000 |
10 |
Списаны отклонения приходящиеся на отпущенные материалы |
20 |
16 |
3747,46 |
Информация о работе Учёт материалов на предприятии ОАО "Апатитыэнерго"