Учёт материально-производственных запасов на Заволжском хлебокомбинате (филиал ОАО «Ульяновскхлебпром»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является определение путей совершенствования бухгалтерского управленческого учета материально-производственных запасов организации.
В задачи исследования входит:
1. Изучение законодательно-нормативной базы, методической, учебной и специальной литературой по проблеме анализа, учета и оценки материально-производственных запасов.
2. Исследование основных показателей деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Kopia_kursovaya.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших материалов учитываются на Заволжском хлебокомбинате в следующем порядке:

 – cумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и испорченных материалов на договорную цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие и испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

 – недостачи и порча  материалов сверх норм естественной  убыли учитываются по фактической себестоимости.

 Фактическая себестоимость  недостач и порчи сверх норм  естественной убыли учитывается  по дебету счета учета расчетов  по претензиям и списывается  с кредита счета расчетов. При  оприходовании поступивших от  поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем,  соответственно уменьшается стоимость  материалов, транспортно-заготовительных  расходов и налог на добавленную  стоимость, включенные в фактическую  себестоимость недостачи и порчи.

 Аналогично учитываются  претензии к поставщикам на  суммы излишней оплаты, произведенные  в связи с несоответствием  цен, указанных в расчетных  документах, к ценам, предусмотренным  в договоре, арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах  поставщика, и по другим подобным причинам.

 Если к моменту обнаружения  недостачи, порчи, завышения цен,  других ошибок в расчетных  документах поставщика, расчеты  не были произведены, то оплата  производится за вычетом стоимости  недостающих и испорченных по  вине поставщика материалов, других  завышений сумм расчетного документа,  о чем покупатель письменно  сообщает поставщику. В этом случае  не оплаченные суммы на счете  учета расчетов по претензиям не отражаются.

 В случае поставки  продукции, не соответствующей  по своим качественным характеристикам  стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы  приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.

Выбытие материалов

При продаже организацией материалов физическим и юридическим  лицам, цена продажи определяется по соглашению сторон. Исчисление и уплата налогов к цене продаваемых материалов осуществляется организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Списание материалов в производство

Заволжский хлебокомбинат  при отпуске производственных запасов  в производство оценку производит по средней себестоимости.

При списании материалов по средней себестоимости, последняя  определяется по каждой группе запасов  как частное от деления общей  себестоимости группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим  запасам в этом месяце.

На начало месяца в организации  остаток муки на складе составил 2000 кг, средняя себестоимость составляет 16 рублей за 1кг. В течение месяца поступила мука:

02.02.12 г. - 1500 кг по цене 18 рублей за 1кг;

15.02.12 г. - 2800 кг по цене 15 рубля за 1кг;

27.02.12 г. -  2000 кг по цене 16 рублей за 1кг.

В течение месяца израсходовано 7000 кг краски белой.

Средняя себестоимость муки составит:

(2000*16 + 1500*18 + 2800*15 + 2000*16) / (2000 + 1500 + 2800 + 2000) = (32000 + 27000 + 42000 + 32000) / 8300 = 133000/ 8300 = 16,02 рублей за 1кг.

Стоимость списанной муки составляет: 7000 * 16,02 = 112168,67 рублей.

Остаток  муки  на  складе  на  конец  месяца:  (2000 + 1500 + 2800 + 2000) – 7000 = 1300 кг.

Стоимость остатка муки на конец месяца: 1300*16,02 = 20826 рублей.

Отражение материалов в бухгалтерской отчетности

 В бухгалтерской отчетности  производственные запасы, в том  числе и материалы, отражаются по их видам по отдельным статьям в соответствии с классификацией, а также исходя из способа использования в производстве продукции, работ, услуг и иной деятельности организации. В основе данных об их стоимости лежат данные бухгалтерского учета, уменьшенные на суммы созданного на конец года резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

 В соответствии с  планом счетов на Заволжском хлебокомбинате создаются резервы под снижение стоимости запасов на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Данный счет предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. ценностей от рыночной стоимости. Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п.

Образование резервов и их аналитический учет на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому виду запасов, под которые создается резерв.

 Материалы, отпущенные  другим организациям по договору  займа в натуральной форме,  выбывают из хозяйственного оборота  Заволжского хлебокомбината по номенклатуре и фактической себестоимости, сложившейся по соответствующим аналитическим позициям счета 10. В учете такие операции выбытия материалов отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет «Предоставленные займы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование учёта материально-производственных запасов

 

Основными нормативными документами, определяющими порядок учета  материально-производственных запасов и затрат на производство готовой продукции промышленных предприятий, служат:

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России 09.06.2001 № 44н (ред. от 25.10. 2010));

- «Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ», утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.12.2010);

Эти нормативные документы  определяют принципы ведения синтетического, аналитического и оперативного учета  материально-производственных запасов и оценки запасов, которые должны быть закреплены в учетной политике предприятия.

Оперативный и аналитический  бухгалтерский учет на предприятии  до конца 2012 года велись по фактической себестоимости материально-производственных. Так как себестоимость запасов рассчитывалась в конце месяца, в течение месяца движение фиксировалось только в количественном выражении. В конце месяца рассчитывалась себестоимость всех материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. После этого для формирования проводок в суммовом выражении все документы, отражающие движение за учетный период, еще раз перепроводились. При большом объеме движения товарно-материально ценностей за месяц на Заволжском хлебокомбинате процедура расчета фактической себестоимости и перепроведения первичных документов длилась от 4 до 8 часов. В случае, если после закрытия месяца необходимо было внести изменения хотя бы в один из проведенных документов (удалить ошибочно введенный или внести дополнительный документ) всю длительную процедуру приходилось повторять. Кроме того, отсутствие учетных цен затрудняло оперативный контроль за себестоимостью в цехах, так как всю отчетность по себестоимости в суммовом выражении можно было получить только после закрытия месяца.

Анализ проводок по учету  материалов показывает, что внедрение  учетных цен несколько усложняет  процедуру оприходования материалов. Теперь вместо одной необходимо делать сразу три проводки, при этом важно  не ошибиться в выборе номенклатурной единицы с нужной ценой для  каждого материала. Но это полностью  оправдано, поскольку наличие учетной  цены позволяет делать все проводки по списанию материалов оперативно и  только один раз, сразу в количественном и суммовом выражении. Это избавляет  от необходимости перепроводить  все документы по списанию и перемещению  материалов после расчета средней  себестоимости. Кроме того, наличие  учетных цен позволяет просто и оперативно контролировать цены в  соответствии с условиями договора. Необходимость делать расчет и списание отклонений не представляет существенной сложности, поскольку выполняется  в синтетическом учете и проводится одним документом.

Для совершенствования учета  материально-производственных запасов  предлагается следующий регистр-расчет стоимости списанных сырья и материалов.

Таблица 5 - Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов

Вид материала

Ед. изм.

Остаток на нач. периода

Поступило в отч. периоде

Списано в отч. периоде

Остаток на кон. периода

ЖМЗ

Отклон.

Мука

Кг

445

214

301

358

266

+92

Сахар

Кг

157

254

198

213

151

+62

Масло

Кг

96

16

9

103

54

+49

Добавочные материалы

Кг

44

259

261

42

44

-2

Всего

х

745

743

769

716

515

+201


        

Кроме основной цели - упростить  и ускорить учет, достигаются и  другие важные результаты. Результаты регистра позволят отслеживать расхождения  фактического запаса материалов от его  желательного максимального размера, оперативно контролировать возможность  пополнения поставок сырья и материалов в производство.

Большое значение имеет инвентаризация. От правильности инвентаризации и оценки материально-производственных запасов  напрямую зависят основные финансовые показатели деятельности организации  и, прежде всего, чистая прибыль. При  помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота  и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Определяющее значение приобретают  качественные показатели, например, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этого можно  достигнуть заменой дорогостоящих  материалов более дешевыми без снижения качества продукции, сокращением отходов  производства. Основным направлением повышения эффективности использования  производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит  также от полноты сбора и использования  отходов и обоснованной их оценки.

Существенное значение для  сохранности товарно-материальных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений  с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской  учет.

Существенно улучшить учет товарно-материальных запасов можно, совершенствуя применяемые документы  и учетные регистры, то есть более  широко используя накопительные  документы, предварительную выписку  документов по движению материалов и  оперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета  в качестве расходного документа по отпущенным материалам (бездокументальной системы оформления расхода материалов) и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях перехода к рыночной экономике радикально меняются роль и задачи бухгалтерской службы организаций. Бухгалтер из регистратора событий  превращается в бухгалтера-аналитика, бухгалтера-мыслителя. Активное участие  бухгалтера в процессе обоснования  и выбора управленческих решений  переводит его из разряда просто служащих в состав управленческого  персонала, финансового менеджмента, основной смысл деятельности которого - не просто фиксация сложившегося результата работы, а его оценка и осмысление, что становится базой диагностики  и прогноза, т.е. сопоставления возможных  вариантов и условий развития, подготовки мер по сокращению и упрочнению финансового благополучия организации  на перспективу. При таком подходе  к работе бухгалтера значительно  возрастает его роль в организации  анализа хозяйственной деятельности. Органическая связь бухгалтерского учета и финансового менеджмента  определяется тем, что деловая бухгалтерская  информация должна быть адекватна направлениям деятельности и целям предпринимательства.

В современных условиях продолжается работа по реформированию бухгалтерского учета. Однако реформирование бухгалтерского учета на протяжении ряда лет сталкивается с трудностями при проведении и применении на практике вводимых новых правил.

Проведенный анализ теоретических  разработок и практики деятельности предприятий в данном направлении  показал, что, несмотря на довольно большое  внимание, уделяемое вопросам построения бухгалтерского учета обязательств в целом, сущность механизма учетно-аналитического обеспечения бухгалтерского учета  в трудах ученых экономистов комплексно не исследованы, поэтому тема исследования на сегодняшний день является актуальной.

Информация о работе Учёт материально-производственных запасов на Заволжском хлебокомбинате (филиал ОАО «Ульяновскхлебпром»)