Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Под организацией расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается хозяйственная деятельность пополнение производственных запасов товароматериальных ценностей работ и услуг, т.е. товародвижения. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации.
По общему определению бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйстве юридического лица, его имуществе источниках формирования этого имущества, возникновение и движение обязательств организации. Множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом (движением) товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка погрузка и разгрузка, доставка. Процесс приобретения товаров материальных ценностей работ и услуг непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности. Все это относится к операциям товародвижения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

В фактическую  себестоимость включаются:

    - стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

    - сумма транспортно- заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость)

- сумма налога на  добавленную стоимость, относящиеся  к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

Таким образом, установлена следующая схема  бухгалтерских записей:

Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит  счёта 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на общую сумму стоимости недостающих материалов или материалов, испорченных в пути;

Дебет счёта 16 «Отклонение в стоимости материалов»

     Кредит счёта  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — на сумму недостачи или порчи в пределах норм естественной убыли;

Дебет счёта  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 

Кредит  счёта 16 «Отклонение в стоимости материалов» — на сумму отклонений в стоимости материалов в части, относящейся к стоимости недостающих или испорченных материалов;

Дебет счёта 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» 

    Кредит счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам» - на сумму НДС по стоимости недостающих или испорченных материалов.

Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

Аналогично  учитываются претензии к поставщикам на суммы: излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышения цен); арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

Если к моменту обнаружения  недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

      При отсутствии оснований для  предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостачи потерь от порчи списываются покупателем на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

Независимо  от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Расхождения между стоимостью акцептованных товаров, продукции, работ или услуг и их фактической стоимостью могут выявляться либо до их оплаты, либо после. Вариант, когда расхождения выявляются до акцепта, в бухгалтерском учете не отражается — просто расчетные документы акцептуются на меньшую сумму, о чем извещается поставщик или подрядчик.

Если расхождения  выявлены до момента оплаты, должны быть уменьшены остатки по счетам учета материально-производственных запасов или производственных затрат и одновременно уменьшена задолженность перед поставщиками и подрядчиками. По мнению автора, наиболее целесообразным является сторнирование соответствующих сумм (но не оформление обратной проводки):

Дебет счёта 10 «Материалы»

Кредит счёта  60 « Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (сторно) - на сумму выявленных расхождений.

Одновременно  должны быть восстановлены суммы НДС, ранее отнесенные на счет 19«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»:

        Дебет счёта  19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит  счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   (сторно).

Если расхождения  выявлены после оплаты, то здесь также возможны три варианта. В первом случае недостача приобретенных материалов или товаров выявляется в момент их фактического поступления. Здесь следует сделать две проводки:

во-первых, привести стоимость приобретенных материалов в соответствие с их фактическим количеством и ценой:

Дебет счёта 10 «Материалы»

Кредит  счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (сторно)

или

Дебет счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счёта  10 «Материалы» — на сумму выявленных расхождений;

во-вторых, закрыть  образовавшееся дебетовое сальдо по счету 60:

Дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Пример. Организацией  ОАО ЭТЗ «Энергомера» оплачены материалы на сумму 60 тыс. руб. (включая НДС). Фактически при приемке получены материалы на сумму 48 тыс. руб. (без учета НДС). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

—    при акцепте расчетных документов поставщика:

Дебет счёта  10 «Материалы»

 Кредит  счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 50 000 руб. - получены

материалы;

Дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»

    Кредита счёта  60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -10 000 руб. – учтена сумма НДС;

—     при оплате материалов:

Дебет счёта 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счёта 51 «Расчетные счета» -60 000 руб. — перечислено поставщику за материалы;

—    при фактическом  поступлении материалов:

Дебет счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счёта  10 Материалы»-2 000 руб.;

Дебет счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 Кредита  счёта  19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»- 1 000 руб.;

 Дебет счёта  76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

 Кредит  счёта  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -3 000 руб.;

Вторая ситуация связана с тем, что расхождения выявляются после оплаты и фактического получения материалов, но до того момента, как стоимость запасов списана на себестоимость продукции (работ, услуг), а последняя — на счет учета продаж. При этом уменьшаются соответственно счета учета запасов или производственных затрат, и увеличивается задолженность по счету учета расчетов по претензиям:

Дебет счёта  76, субсчет «Расчеты по претензиям»

Кредит счёта  10 «Материалы» - на сумму выявленных расхождений;

Дебет счёта  76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - на сумму НДС.

Предполагается, что недостача материально-производственных запасов выявляется в процессе инвентаризации (выборочной и внеочередной), а расхождения в стоимости принятых работ или Услуг - при производстве контрольных обмеров. В первой указаны и счета учета производственных затрат. Это значит, что расхождения стоимости работ или услуг, выявленные после их оплаты и отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг), регулируются тем же порядком, что и расхождения в стоимости материалов. Заметим. что на практике подобная ситуация возникает тогда, когда производственный цикл достаточно длителен, т. е. чаще всего контрольные обмеры проводятся при осуществлении вложений во внеоборотные активы (капитальных вложений) в виде капитального строительства.

Наконец, третья ситуация возникает тогда, когда расхождения выявлены уже после того как суммы стоимости материально-производственных запасов, оплаченных работ или услуг, списаны на себестоимость продукции (работ, услуг) и проведены по счету учета реализации. В этом случае восстановление себестоимости продукции является неправомерным хотя бы потому, что практически невозможно исправить себестоимость той продукции, которая уже реализована и, по существу, данная операция приведет к искажению структуры и размера себестоимости тех объемов продукции (работ, услуг), которые не имеют никакого отношения к расхождениям в стоимости поставок. Следовательно, суммы претензий, предъявленных поставщикам или подрядчикам, могут быть отнесены только на увеличение прочих доходов организации. Разумеется, при этом следует восстановить суммы НДС по стоимости недостающих материалов, работ или услуг (или разницы в цене материально-производственных запасов, поставленных по номенклатуре и в количестве, предусмотренных договором), ранее предъявленных к вычету. Сумма претензии определяется с учетом сумм восстановленного НДС. То есть, в учете должны быть сделаны следующие проводки:

Дебет счёта  76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

  Кредит счёта  91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — на сумму недостачи (или разницы в ценах) поставленных запасов, выполненных работ или оказанных услуг;

Дебет счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»

  Кредит счёта 19  « Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей» (сторно) — на сумму НДС по сумме расхождений, ранее предъявленного к зачету;

Дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит  счёта  19 « Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей»   - на сумму НДС, включенного в претензию.

Пример. При последующей проверке расчетных документов выявлено, что стоимость материалов, использованных в производстве, была завышена на З тыс. руб. Материалы переданы в производство, использованы, а продукция, при изготовлении которой использовались материалы, реализована покупателям. Налог на добавленную стоимость по стоимости использованных материалов, предъявлен к вычету установленным порядком.

В бухгалтерском  учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет счёта  76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счёта  91 «Прочие доходы и расходы» -5 000 руб.;

Дебет счёта 68 «Расчёты по налогом и сборам»

Кредит  счёта 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей»   (сторно) - 1 000 руб.;

Дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

    Кредит счёта  19 «Налог на добавленную стоимость по приобретению ценностей» -1 000 руб.

Таким образом, общая задолженность поставщика составит 6 000 руб. (5 000

+1 000).

В данном случае может возникнуть вопрос: следует ли уточнять расчеты с покупателем, приобретшим продукцию, при изготовлении которой использованы материалы с неправильно установленной ценой? По мнению автора, делать этого не нужно, так как в условиях рыночной экономики цена договора определяется соотношением спроса и предложения. Проще говоря, покупатель, выразивший готовность приобрести продукцию по согласованной цене, не может рассчитывать на то, что впоследствии эта цена будет пересмотрена, исходя из новых обстоятельств, не имеющих отношения к данному договору купли-продажи.

Учет недостач и порчи  материалов при их хранении и использовании:

 В данном случае списание недостач и порчи в пределах норм естественной убыли, а также в тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании отказано судом, будет оформляться по схемам, приведенным ранее. В подавляющем большинстве случаев недостача и порча материалов при их хранении и использовании связаны с неквалифицированным или некачественным выполнением отдельными работниками своих функциональных обязанностей. Это обстоятельство обусловливает возможность и необходимость привлечения таких работников к материальной ответственности в целях возмещения нанесенного ущерба. Следовательно, расхождение в схемах бухгалтерских проводок будет иметь место только в части отнесения сумм недостачи или порчи на счет виновных лиц.

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)