Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Под организацией расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается хозяйственная деятельность пополнение производственных запасов товароматериальных ценностей работ и услуг, т.е. товародвижения. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации.
По общему определению бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйстве юридического лица, его имуществе источниках формирования этого имущества, возникновение и движение обязательств организации. Множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом (движением) товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка погрузка и разгрузка, доставка. Процесс приобретения товаров материальных ценностей работ и услуг непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности. Все это относится к операциям товародвижения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Документы системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета устанавливают следующую схему бухгалтерских проводок по удержанию с виновных лиц сумм нанесенного материального ущерба в случае допущения недостачи или порчи материалов:

 Дебет счёта  94 « Недостачи и потери от порчи ценностей»

 Кредит счёта 10 «Материалы»- на сумму недостачи или иного ущерба, причиненного организации неправомерными действиями работника;

 Дебет счёта  73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»

 Кредит  счёта  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»- на сумму ущерба, подлежащего взысканию с работника - в размере суммы фактически нанесенного ущерба;

Дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»

   Кредит  счёта  98 «Доходы будущих периодов» - на сумму разницы между рыночной стоимостью утраченного или испорченного имущества и фактическим размером ущерба (эта величина отрицательной быть не может), подлежащую взысканию с работника;

Дебет счёта  50 «Касса»

Кредит счёта  73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям» - на сумму задолженности, погашенную работником, посредством сдачи наличных денег в кассу организации под приходный кассовый ордер.

Данный порядок  также можно рекомендовать в  том случае, когда сумма удержаний  в погашение займа превышает половину начисленных работнику сумм заработной платы. Однако следует иметь в виду, что трудовое законодательство не предусматривает возможности требовать внесения в кассу организации сумм, превышающих установленные размеры, — это может быть сделано только самим работником по собственному желанию;

 Дебет счёта 51 «Расчётные счета»

  Кредит счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям» - на сумму задолженности, погашенную работником посредством зачисления ее на расчетный счет организации в банке (как правило, почтовым переводом).

Этот порядок также  можно рекомендовать, когда ущерб должны возмещать работники структурных подразделений (филиалов или представительств), которые расположены в других населенных пунктах. Суммы в возмещение ущерба, поступившие на расчетный счет от уволенных работников, должны отражаться по дебету счета 76. так как такая задолженность на счете 73 числиться не может;

Дебет счёта  70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

Кредит счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»- на сумму задолженности, удержанную с сумм начисленной оплаты труда работника;

Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредита счёта  73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»- на сумму задолженности (всей или части), во взыскании которой с работника отказано судом.

Эта ситуация может возникнуть тогда, когда решение о взыскании было принято руководителем организации, а впоследствии выяснилось, что при этом он превысил свои полномочия или соответствующие документы были оформлены с нарушениями, что дало работнику основание обратиться в суд, который принял решение в его пользу;

Если применяется  материальная ответственность в размерах, превышающих фактический размер ущерба, одновременно с проводками, отражающими погашение задолженности, оформляется про водка по списанию части сумм доходов будущих периодов в состав прочих доходов организации:

Дебет счёта 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»

Разумеется, если работник увольняется до момента полного  погашения задолженности по суммам нанесенного материального ущерба, на него оформляется исполнительная надпись, а сумма задолженности переводится на счет 76«Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»:

 Дебет счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»

 Кредит  счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»

При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба.

 

3.7 Синтетический учет расчётов с поставщиками и подрядчиками

           Поступление товарно-материальных ценностей и тары на предприятии отражается по дебету активного счета 10 «Материалы» 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3 "Тара под товаром и порожняя" соответственно. Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства".

Товары можно учитывать  по покупным или продажным ценам. При ведении учета по продажным  ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается на счете 42 "Торговая наценка". Следует отметить, что учет в оптовой торговле ведется по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 "Издержки обращения", а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.

Для учета товаров, принятых на хранение (если, например, возникли вопросы, связанные с оплатой  товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение.

Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями  от организации-комиссионеров в  соответствии с заключенными договорами, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию".

Доставка неоплаченных товарно-материальных ценностей от поставщика на  склад покупателя отражается в учете на основании ,счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:

Дебет счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;

Дебет счёта 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;

Кредит счёта 60 "Расчёты с поставщиками и  подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.

Следует отметить, что, когда  в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах и т.д.) не выделена сумма  НДС отдельной строкой или  не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. При этом стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 10 «Материалы», 41 "Товары" с последующим списанием в производство. Кроме того, не принимаются в расчет у покупателей суммы НДС по товарам, приобретенным у организаций розничной торговли.

Когда товароматериальные ценности закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. Таким образом, при данных операциях предприятие обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет, что делает такие операции невыгодными.

Что касается закупки  товароматериальных ценностей у  населения, то она производится с  оформлением акта закупки (см. выше), утвержденного руководителем предприятия, в котором в обязательном порядке  указываются паспортные данные физического лица-продавца.

Такие операции могут  быть проведены через подотчетных  лиц, что отражается проводкой:

Дебет счёта 10 «материалы», 41 "Товары"

Кредит счёта 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

При закупке товароматериальных ценностей у физических лиц, не являющихся предпринимателями без образования юридического лица, не следует забывать об обложении подоходным налогом причитающихся продавцам выплат свыше тысячекратного установленного законом минимума месячной оплаты труда, которые производятся согласно Инструкции ГНС РФ от 29.06.95 № 35 с изменениями и дополнениями. При этом удержания осуществляют организации, производящие выплаты. В случае неоднократных расчетов с физическим лицом в течение года налог начисляется нарастающим итогом с зачетом ранее удержанной суммы. О выплатах, произведенных физическим лицам, и удержанных суммах подоходного налога предприятия обязаны подавать сведения в налоговые органы месту своего нахождения. При этом налогом не облагаются доходы физических лиц от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, полученной от разведения диких животных или птиц, а также выращенной в хозяйстве продукции растениеводства и цветоводства в натуральном или переработанном виде (данные льготы предоставляются на основании соответствующей справки, выдаваемой органами местного самоуправления, садового, садово-огородного товарищества)» а также от реализации ивовой коры, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, лекарственных растений.

Возвращаясь к закупкам у юридических лиц, следует отметить, что впоследствии, после того как  товароматериальные ценности будут 

оплачены поставщику, покупатель засчитывает НДС при  расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товароматериальным ценностям:

Дебет счёта 68 "Расчеты с бюджетом"

Кредит счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям".

При этом засчитывается НДС по поступившим товароматериальным ценностям, суммы налога по оплаченным, но неоприходованным ценностям не уменьшают причитающихся в бюджет сумм платежей. Кроме того, стоимость оплаченных товароматериальным ценностям, не прибывших на конец месяца на склад, отражается по дебету счета 10 «Материалы», 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца данные суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60.

Следует отметить, что  поступление товаров и тары также  в бухгалтерском учете можно  отражать через счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", при  этом отклонение учетной стоимости  от фактической фиксируется по счету 16 "Отклонение в стоимости материалов".

В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" относится покупная стоимость товароматериальных ценностей, по которым на предприятие поступили документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.

В кредит счета 15 в корреспонденции  со счетом 10 «Материалы», 41 товары, относится  стоимость фактически поступивших  на предприятие и оприходованных товароматериальных ценностей. Сумма  разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных Ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16.

Накопленные на счете 16 разницы  списываются в дебет счетов учета  издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений).

Погашение задолженности  перед поставщиком за полученные товары в зависимости от формы  оплаты оформляется следующими записями:

Дебет счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму оплаченной задолженности поставщикам

Кредит счёта 51 "Расчетные счета" - на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Кредит счёта 52 "Валютные счета"-на сумму, оплаченную с валютного счета;

Кредит счёта 50 "Касса" - на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными в пределах трех миллионов рублей по состоянию на 1998 год);

Кредит счёта 55 "Специальные счета в банках", субсчет "Аккредитивы" - на сумму, оплаченную с аккредитива;

Кредит счёта 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками", субсчет "Векселя выданные" - на сумму, оплаченную векселем;

Кредит счёта 90 "Краткосрочные кредиты банков" - на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита;

Кредит счёта 92 "Долгосрочные кредиты банков" - на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.

Если товары оплачиваются до их получения торговым предприятием, то вместо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется счет 61 "Расчеты по авансам выданным":

Дебет счёта 60 субсчёт "Авансы выданные"

Кредит счёта 51 "Расчетные счета" - на сумму предварительных расчетов с расчетного счета;

Кредит счёта 52 "Валютные счета" – на сумму предварительных расчетов с валютного счета;

Кредит счёта 50 "Касса" - на сумму предварительных расчетов из кассы предприятия.

Оприходование товароматериальных ценностей оформляется следующими проводками:

Дебет счёта 10 «Материалы»-на стоимость оприходованных материалов;

Дебет счёта 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;

Дебет счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, относящуюся к полученным  товароматериальным  ценностям;

Кредит счёта 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" - на стоимость товароматериальных ценностей с НДС, указанную в счете-фактуре.

Зачет предоплаты отражается записью:

Дебет счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кредит счёта 60 субсчёт "Авансы выданные".

После этого возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:

Дебет счёта 68 "Расчеты с бюджетом"

Кредит счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям".

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)