Шпаргалка по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:04, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность аудита; основные цели и задачи.
2. Место аудита в системе контроля
3. Взаимоотношения аудитора и клиента
4. Регулирование аудиторской деятельности
...
30. Характеристика системы формирования финансовых показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

- предварительный обзор бухгалтерской  отчетности;

- характеристика имущества предприятия:  внеоборотных и оборотных активов;

- оценка финансовой устойчивости;

- характеристика источников средств  — собственных и заемных;

- анализ прибыли и рентабельности;

- изучение показателей оборачиваемости  активов и собственного капитала;

- разработка мероприятий по  улучшению финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Эти задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его проведения. Ключевыми факторами  в конечном счете являются объем  и качество аналитической информации.

Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, дирекции предприятия необходима систематическая деловая информация по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходных показателей.

На практике целесообразно правильно читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели анализа и управления. Основной принцип изучения аналитических показателей — дедуктивный метод, т. е. переход от общего к частному, но его следует использовать многократно. В ходе подобного анализа воспроизводят историческую и логическую последовательность экономических событий и факторов, направленность и силу их воздействия на результаты хозяйственной деятельности предприятий.

 

28. Характеристика методов финансового  анализа

 

Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

 

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых  можно выделить следующие:

чтение бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

сравнительный (пространственный) анализ;

факторный анализ;

метод финансовых коэффициентов.

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и  убытках.

Чтение отчетности — необходимый  этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

Горизонтальный (временной) анализ состоит  в сравнении показателей бухгалтерской  отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;

анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют  случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного  веса отдельных статей баланса в  общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и  при составлении аналитических  таблиц могут применяться одновременно.

Трендовый анализ основан на расчете  относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

Факторный анализ — это процесс  изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или  доли единицы); ЧП — чистая прибыль  за расчетный период; СК — собственный  капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А  — активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа бухгалтерской  отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный  капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что  приводит к снижению выручки от реализации;

изменения структуры авансированного  капитала (финансового левериджа).

Анализ показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста внешних источников финансирования (кредитов и займов), т. е.:

при выборе рациональной структуры  капитала;

при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

Метод финансовых коэффициентов —  расчет отношений данных бухгалтерской  отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической  работы следует учитывать следующие  факторы:

эффективность применяемых методов планирования;

достоверность бухгалтерской отчетности;

использование различных методов  учета (учетной политики);

уровень диверсификации деятельности других предприятий;

статичность применяемых коэффициентов.

 

29. Этапы проведения финансового анализа

 

Финансовый анализ предприятия  – это комплекс мероприятий, направленных на изучение основных показателей, характеризующих  общее финансово-экономическое состояние  предприятия.

Проведение финансового анализа  предприятия – это очень важный элемент разработки стратегии развития компании.

Финансовый анализ включает в себя следующие этапы:

анализ общего финансового состояния  предприятия и разработка мероприятий  по улучшению финансовых результатов  его деятельности,

оценка бизнеса и инвестиционного потенциала предприятия,

финансовое моделирование и  планирование деятельности предприятия,

разработка комплексной финансовой стратегии.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия – это, пожалуй, главный этап в проведении финансового анализа предприятия. Данный этап включает в себя полную оценку показателей финансовой и экономической деятельности предприятия,  анализ финансовых коэффициентов и составление прогнозных показателей на перспективу.

Инвестиционная оценка бизнеса  направлена на определение стоимости предприятия. Как правило, она проводится, когда необходимо привлечь инвестиции или получить крупный кредит в банке для развития бизнеса. Менеджмент компании тоже заинтересован в проведении данного анализа, особенно при реализации стратегии управления предприятием на основе стоимости. В таком случае динамика изменения стоимости предприятия, поможет скорректировать финансовую стратегию.

Финансовое моделирование и  планирование является не менее важным этапом финансового анализа. На данном этапе собственники компании, на основе построенных финансовых моделей могут выбрать наиболее оптимальные и рациональные развития предприятия, а также принять наиболее рациональные управленческих решения. При их разработке финансовых планов и моделей отдельно учитываются разнообразные показатели рынка, методы конкурентной борьбы присущие каждой отдельной отрасли, а также показатели финансового, технологического и кадрового потенциала предприятия.

Разработка комплексной финансовой стратегии – это завершающий  этап проведения полного финансового анализа предприятия. На основании результатов полученных в процессе финансового моделирования и планирования, руководство предприятия может выбрать самое оптимальное направление развития своего бизнеса в долгосрочной перспективе, виды его финансирования, внедрение новых технологий и разработка новых видов продукции.

В целом все эти мероприятия  направлены на получение объективных  данных о текущей деятельности предприятия, которые помогу разработать стратегию  будущего развития бизнеса на основе количественных показателей.

 

30. Характеристика системы формирования  финансовых показателей.

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере деятельности. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Информация о формировании конечного  финансового результата деятельности предприятия обобщается на счете 99 «Прибыли и убытки». На счете 99 в  течение отчетного года отражаются:

    • прибыль или убыток от обычных видов деятельности — в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
    • сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В соответствии с планом счетов построение аналитического учета по счету 99 должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчете о финансовых результатах. Бухгалтерская прибыль предприятия определяется путем сопоставления доходов и расходов, признанных таковыми в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Информационная структура счета 99 «Прибыли и убытки» для накопления итогов формирования финансового результата должна обеспечить получение:

    • достоверной информации о бухгалтерской прибыли, как о показателе, необходимом для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, путем соответствующей корректировки бухгалтерской прибыли;
    • информацию о формировании итогового показателя чистой прибыли, поступающей в распоряжение учредителей (участников) для распределения по итогам завершения года.

Формирование финансового результата от продажи продукции (товаров, работ и услуг) осуществляется на счете 90 «Продажи».

В соответствии с Планом счетов учет на счете 90 организуется по субсчетам, записи по которым согласно Плану  счетов производятся накопительно в  течение отчетного года. Финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц определяется сопоставлением (без записей по счетам учета) совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90/1 «Выручка». Полученный финансовый результат относится на счет 99 проводкой:

Д 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»

К 99/1 «Прибыль (убыток) до налогообложения» - на сумму прибыли от продаж;

Д 99/1 «Прибыль (убыток) до налогообложения»

К 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» - на сумму  убытка от продаж.

Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.

Финансовый результат от прочих операций, не связанных с продажами, формируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Этот счет предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.

Функции счета 91 «Прочие доходы и  расходы» аналогичны функциям счета 90 «Продажи». Он служит исключительно  для выявления величины финансового результата от прочих операций.

Синтетический счет 91, как и счет 90, сальдо на отчетную дату не имеет.




Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"