Шпоргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:22, шпаргалка

Краткое описание

краткие шпоргалки по бухгалтерскому учету

Вложенные файлы: 1 файл

бух. учет.docx

— 114.08 Кб (Скачать файл)

При ручном способе записи должны быть аккуратными, без помарок, с  четко написанным текстом и цифрами, без приписок в пробелах между строк. В конце месяца в учетных регистрах подсчитывают итоги: по вертикали (по графам), по горизонтали (по строке).

Общая сумма итоговой строки и итоговой графы контролируется «на уголок».

Записи в  учетные регистры осуществляются двумя  способами: линейным и шахматным.

Сущность  линейного способа заключается  в том, что суммы по дебету и  по кредиту одного и того же счета, записываются на одной строке, но в  разных графах.

Сущность шахматной записи заключается  в том, что сумма хозяйственной  операции записывается только один раз  на пересечении строки и графы  и представляет собой дебет одного и кредит другого счета.

 

  1. Способы выявления и исправления ошибок в учетных записях.

При подсчете итогов и сверке записей  в учетных регистрах обнаруживаются ошибки. При этом нужно отыскать тот регистр, в котором была допущена ошибка. Для отыскания ошибки применяется  способ пунктировки, при котором  все записи в учетном регистре повторно сверяются с первичными документами. Для исправления ошибок используются три способа:

  1. Корректурный.
  2. Дополнительная запись.
  3. Отрицательная запись (сторно).

Корректурный  способ состоит в том, что неправильно записанное число зачеркивается одной тонкой линией, а сверху над ним записывается правильное число. Нельзя вычеркивать одну цифру из числа, ноль в середине или в конце числа. Исправление ошибки корректурным способом может производиться в том случае, если ошибка обнаружена до подсчета итогов. Исправление ошибки оговаривается «исправлено» и удостоверяется подписью лица, исправившего ошибку, с указанием даты.

Дополнительная запись применяется в том случае, если ошибка допущена в корреспонденции счетов и записана сумма меньшая, чем нужно или когда операция вообще не была отражена. В этом случае, ранее сделанная запись остается без изменения, а на недостающую сумму делается обычная дополнительная запись в той же корреспонденции счетов.

Отрицательная запись (сторнировочная) применяется в том случае, когда в указанной корреспонденции счетов нужно уменьшить сумму, либо исправить корреспонденцию счетов. Разница между правильной и неправильной суммой записывается красным цветом. В бухгалтерском учете сумма записанная красным цветом является отрицательным числом и должна вычитаться.

В денежных, банковских документах никаких  способов исправления ошибок нет. Такой документ должен быть составлен заново.

После подсчета итогов в  регистре, но до внесения их в Главную  книгу, исправление производится в предусмотренных для этого, после итогов, свободных строках или графах на основании специально составленной справки.

После перенесения  итогов в Главную книгу никакие  исправления в учетных регистрах  не допускаются. Необходимое исправление  оформляется специально составленной бухгалтерской справкой. Эта справка записывается прямо в Главную книгу.

 

  1. Понятие форм бухгалтерского учета и их разновидности. Характеристика журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета понимаются порядок (комплекс) сочетания различных видов взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, а также последовательность и способы учетных записей в них.

Признаками, отличающими одну форму  бухгалтерского учета от другой, являются: количество принимаемых регистров, их назначение, содержание и внешний  вид; сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета; последовательность и способы записей в них; степень использования средств вычислительной техники; связь учетных записей с отчетностью.

В настоящее время применяются  следующие формы бухгалтерского учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная и автоматизированная.

В основу журнально-ордерной формы учета положен принцип  накапливания данных первичных учетных  документов. Поэтому в синтетические  счета записывается не каждый отдельный документ, а итоги однородных операций с одинаковой корреспонденцией счетов. Аналитический учет, как правило, совмещается с синтетическим в одном учетном регистре.

Основным  регистром журнально-ордерной формы  учета является журнал-ордер. В нем учет ведется по кредитовому признаку. Одновременно ведутся ведомости к журналам-ордерам по дебетовому признаку (ж/о № 1, 2). Записи и в журналы-ордера и в ведомости ведутся в хронологическом порядке. Многие журналы-ордера предназначены для ведения учета только по одному счету, а по некоторым счетам – один журнал-ордер предназначен для нескольких счетов. Журналы-ордера являются регистрами синтетического учета, а некоторые из них предназначены для ведения синтетического и аналитического учета, т. е. являются комбинированными регистрами.

Журналы-ордера имеют линейную или  шахматную форму графления таблиц. Они бывают безтекстовые, не имеющие пояснительного текста, а лишь содержащие типовую корреспонденцию счетов и текстовые, в которые записи производятся подробно в специально отведенных таблицах и разделах.

Кроме журналов-ордеров  используются ведомости, разработочные  таблицы, Главная книга.

Ведомость предназначена для отражения  оборотов по дебету различных счетов в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

Разработочные таблицы предназначены  для группировки оборотов по кредиту  различных счетов с целью подготовки записей в журналы ордера.

Главная книга является регистром  синтетического учета, в которой  для каждого счета отводится  отдельная страница, а по каждому  счету записывается сальдо на начало и на конец месяца, обороты по дебету и по кредиту.

Существует два варианта журнально-ордерной формы учета:

1. Полная, состоящая из 16 журналов-ордеров. Она используется на крупных предприятиях.

2. Сокращенная, включает 8 журналов-ордеров, которая используется на средних и малых предприятиях.

 

  1. Сущность отчетности, ее виды, значение и использование. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.

Отчетность  является заключительным элементом  метода бухгалтерского учета. Отчетность представляет собой систему обобщенных показателей учета, которая характеризует деятельность организации за определенный промежуток времени.

Отчетность  отражает имущественное и финансовое положение организации и результаты ее деятельности.

Сущность  отчетности состоит в том, что  ее показатели являются основой оценки деятельности организаций и анализа ее развития для составления бизнес-планов на предстоящий период.

В зависимости от содержания отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета и подтверждается первичными учетными документами и инвентаризацией имущества и обязательств.

Статистическая  отчетность составляется по данным оперативного, бухгалтерского и статистического учета. Она характеризует показатели экономического и социального развития общества.

Оперативная отчетность составляется в момент совершения операций или сразу после их завершения, для оперативного принятия управленческих решений.

По срокам составления бухгалтерская  отчетность делится на внутригодовую (промежуточную) и годовую.

Внутригодовой является месячная и квартальная отчетность.

Годовая отчетность характеризует деятельность организации за истекший год.

В зависимости от категорий пользователей  отчетность делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя отчетность представляется учредителям, собственникам организации. Ее использует администрация организаций для принятия необходимых управленческих решений.

Внешняя отчетность представляется вышестоящим органам управления, банкам, организациям, заинтересованным в информации о деятельности организации.

По объему информации отчетность бывает единичная, сводная и консолидированная.

Единичная составляется по результатам деятельности одной организации.

Сводная отчетность составляется по головной организации, объединяющей юридически самостоятельные организации или по подведомственным организациям.

Консолидированная отчетность объединяет отчетность двух или более организаций, экономически взаимосвязанных между собой. Консолидированную отчетность составляют те организации, которые имеют дочерние организации.

В состав бухгалтерской  отчетности входят типовые ее формы  – общие для применения во всех организациях:

  • баланс (ф-1);
  • отчет о прибылях и убытках (ф-2);
  • отчет о движении источников собственных средств (ф-3);
  • отчет о движении денежных средств (ф-4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф-5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (ф-6);
  • пояснительная записка (произвольной формы).

Годовая отчетность предприятий должна подтверждаться аудиторским заключением, которое  прилагается к годовому отчету.

Формы отчетности ежегодно разрабатываются  и утверждаются государственными органами и заполняются всеми предприятиями  по строго определенным правилам.

Баланс  предприятия (ф-1) содержит обобщенные данные об остатках средств и источников на начало и конец года.

Отчет о прибылях и убытках (ф-2) отражает финансовые результаты работы предприятия (использование прибыли по части платежей в бюджет, внебюджетные фонды и на другие цели).

Отчет о движении источников собственных средств (ф-3) отражает состояние фондов предприятия  за счет источников собственных средств, целевого финансирования и поступления из бюджета.

Отчет о движении денежных средств (ф-4) отражает остаток, поступление, направление денежных средств предприятием в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Приложение  к бухгалтерскому балансу (ф-5) состоит  из пяти разделов и отражает состояние и движение активов и пассивов предприятия в течение отчетного периода.

Пояснительная записка к годовому отчету характеризует  деятельность предприятия в отчетном году, объясняет основные факторы, которые  повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы. В ней приводится принятая учетная политика на следующий год, если в нее вносятся изменения.

 

  1. Состав, порядок составления и предоставления бух-ой отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций – с даты их государственной регистрации по 31 января включительно.

Формы бухгалтерской отчетности, разъяснения о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются ежегодно Министерством финансов.

В состав годовой  бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (Ф-1);    - отчет о прибылях и убытках (Ф-2);
  • отчет о движении источников собственных средств (Ф-3);
  • отчет о движении денежных средств (Ф-4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (Ф-5);
  • аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительная записка.

Составление форм отчетности требует большой  подготовительной работы:

  • проведение инвентаризации имущества и обязательств;
  • переоценки основных средств и отражение ее результатов в учете;
  • проверка и взаимоувязка данных синтетических и аналитических счетов;
  • уточнение расчетов по налогам за отчетный год и сверка расчетов с бюджетом;
  • реформация баланса – закрытие некоторых синтетических счетов с тем, чтобы на 1 января они имели нулевое сальдо;
  • подготовка пояснительной записки.

Бухгалтерский баланс содержит показатели актива т пассива на начало и на конец отчетного периода в разрезе статей. Статьи в балансе объединены в 5 разделов:

I. Внеоборотные активы.  II. Оборотные активы.

III. Источники собственных средств. IV. Доходы и расходы. V. Расчеты.

Отчет о прибылях и убытках содержит показатели финансовых результатов по видам деятельности организаций, операционных и внереализационных доходов и расходов, данные по налогам и сборам из прибыли, информацию о нераспределенной прибыли.

Информация о работе Шпоргалка по "Бухгалтерскому учету"