Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;

-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;

- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;

- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение..................................................................................................



1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................


Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......


Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................



Заключение ..................................................................................................



Список использованных источников.........................................................
3



5

5

9



12



15

15

18

21

26





31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

     - расходы республиканского бюджета  в общей сумме, по разделам  и подразделам функциональной  бюджетной классификации Республики  Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;

     - перечень республиканских целевых  программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом году;

     - объем ассигнований на государственные  капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;

     - перечень защищенных статей;

     - размер оборотной кассовой наличности  по республиканскому бюджету.

     В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливаются  также размер прироста внутреннего  и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит  участия Национального банка  Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

     Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и решения  местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном  порядке. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

     В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового  года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение  каждого месяца до утверждения соответствующих  бюджетов расходовать средства в  размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового года в пределах поступающих доходов.

     Исполнение  бюджетов. Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и  распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     В течение финансового года в доходную и расходную части бюджета  могут вноситься изменения законом  Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав [17, c.52].

     Министерство  финансов, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:

     - ограничивать и приостанавливать  финансирование расходов за счет  государственных финансовых средств  в случаях несоблюдения их  получателями законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств по их счетам, нецелевого использования указанных средств;

     - давать обязательные для исполнения  банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;

     - взыскивать в бесспорном порядке  бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению, в счет погашения ссуд, полученных из бюджета и государственных внебюджетных фондов, и проценты по ним, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию  кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь.

     Например, согласно Закону республиканский бюджет на 2009 год установлен по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899262425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен в сумме 2800000000 тыс. рублей. В связи с кризисом и сотрудничеством с МВФ дефицит был пересмотрен в сторону уменьшения. В итоге доходы должны быть либо равны расходам либо превышать их.

     Социальная сфера  Беларуси в 2009 году была профинансирована бюджетом в объеме Br42 трлн., что составляет боле 60% расходов консолидированного бюджета страны. Значительная часть этих средств пошла на обеспечение запланированных показателей по росту заработной платы. К концу 2009 года она должна увеличиться до $550 в эквиваленте, к концу 2010 года - до $700.

     Бюджетом 2009 года предусматриваются  повышенные темпы роста расходов по основным социальным статьям (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт и другие). В совокупности расходы по этим направлениям увеличатся более чем на 35% по сравнению с 2008 годом, в то время как все расходы бюджета возрастут на 26%.

     Особенностью проекта  бюджета 2009 года является значительный рост расходов на поддержку регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

     Всего бюджетом 2009 года было профинансирована 61 госпрограмма на сумму Br10,6 трлн.

     В связи с мировым  финансово-экономическим кризисом властям Республики пришлось пересмотреть расходную часть бюджета с целью достижения нулевого дефицита. Данное требование было выдвинуто МВФ, к которому РБ обратилось за помощью в валютном кредитовании с целью преодоления валютного кризиса.

     Таким образом, бюджет Республики Беларусь, как и ранее имеет социальную направленность. В связи с кризисом пришлось пойти на сокращение государственных расходов. Однако данное обстоятельство не отразилось на наиболее значимых статьях расходной части бюджета.  
 

     1.2Цели  и задачи бюджетного  процесса 
 

     Бюджетный процесс включает в себя деятельность, касающуюся разработки, внедрения и оценки плана по предоставлению услуг и основных средств.

     Целью бюджетного процесса является эффективное  распределение бюджетных ресурсов и контроль за «движением» бюджетных  средств от момента их формирования до момента использования.

     Основные  задачи бюджетного процесса:

     - максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

     - определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

     - установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

     - согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

     - сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

     - осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

     - повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

     - усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

     - автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники [16, c.28].

     Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • составление  и утверждение отчета об исполнении бюджета.

     Их  можно представить в следующем виде (рисунок 1):

       

     

       
 

     

       

     

       
 

     Рисунок 1 Этапы бюджетного процесса

     В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно  и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.

     Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
  • реальность планируемых бюджетных доходов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
  • соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);
  • периодичность бюджетов;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики.

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

     Согласно  ст. 78 БК РБ участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Республики Беларусь;
  • Парламент Республики Беларусь;
  • Правительство Республики Беларусь;
  • местные Советы депутатов;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • Национальный банк Республики Беларусь;
  • иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
  • распорядители и получатели бюджетных средств;
  • банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе [1].

      Бюджетные организации в соответствии с  закрепленными за ними функциями  и задачами:

  • разрабатывают план своей деятельности, бюджетную смету, увязанную с этим планом в части бюджетных средств;
  • обеспечивают исполнение бюджета по выделенным бюджетным средствам;
  • составляют и представляют распорядителю бюджетных средств бухгалтерскую отчетность в составе, определенном Министерством финансов, за исключением государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций, которые ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

     Бюджетные организации (за исключением государственных  органов, если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

     По  внебюджетным средствам бюджетные  организации составляют смету доходов и расходов внебюджетных средств, отчетность по формам и в порядке, установленным Министерством финансов.

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь