Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.
Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:
- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;
-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;
- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.
Введение..................................................................................................
1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................
Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......
Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................
Заключение ..................................................................................................
Список использованных источников.........................................................
3
5
5
9
12
15
15
18
21
26
31
Одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Повышение
эффективности бюджетных
Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления. Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора.
В свою очередь необходимым условием для проведения административной реформы и, следовательно, реформирования бюджетного процесса является завершение разграничения расходных и доходных полномочий, отмена "необеспеченных мандатов".
Мероприятия
по повышению эффективности
В рамках реформы бюджетного сектора предполагается провести системные преобразования, направленные на устранение существующих недостатков. Так, например, одним из недостатков является реализация функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней. В ходе реформы сети бюджетных учреждений предполагается провести инвентаризацию таких распорядителей и прекратить существующую практику путем передачи функций распорядителей бюджетных средств организациям, подведомственным соответствующим главным распорядителям средств республиканского бюджета.
На
следующем этапе
Основным
направлением повышения эффективности
использования бюджетных
В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.
Таким образом, реформа бюджетного процесса, зависящая от темпов и направлений широкого круга структурных реформ, является одной из важнейших предпосылок для повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора.
В 2008-2010 годах в соответствии с общепринятой практикой организации бюджетного процесса основными целями совершенствования бюджетной системы стали:
Совершенствование бюджетного процесса должно быть связано с реформированием всех его ключевых элементов, включая стадию прогнозирования макроэкономических показателей, формирования бюджетов всех уровней, исполнение бюджетов, учета и контроля.
Актуальными и в перспективе остаются задачи сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств, совершенствования казначейской системы, привлечения источников финансирования расходов.
Для
достижения этих целей потребуется
поэтапная реализация целого комплекса
взаимосвязанных мер как в
части совершенствования
Совершенствование законодательной и нормативной базы бюджетного процесса должно быть реализовано с учетом требований Всемирной торговой организации.
Таким
образом, за прошедшие годы достигнуто
значительное продвижение в построении
бюджетной системы, отвечающей современным
рыночным требования. Фактически она прошла
трансформацию от административно-командных
механизмов перераспределения всех общественных
ресурсов до сочетания построения на рыночных
принципах налоговой системы и бюджетных
расходов, обеспечивающих, главным образом,
функционирование государственной системы
социальной защиты, бюджетных организаций
и государственного сектора экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Составление проекта республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена в республиканском бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики для направления на финансирование pacходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.
Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами. Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.
Экономическое значение бюджетного процесса заключается в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы.
В
настоящее время