Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:51, реферат
Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Бюджетное устройство и бюджетная система ……………………..............6
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах…………………......................................................................6
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства……………………………….8
1.3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах……………………………………………………………………16
2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании ……………26
2.1 Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Великобритании………………………………………..……...26
2.2 Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………………………………34
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………….……….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….……………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..………..50
В связи с единством центрального правительства административная структура становится громоздкой. Это делает администрацию сложным и негибким инструментом, не учитывающим интересы областей и жителей.
На основании выше изложенного можно сделать ряд выводов:
Существует 3 формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.
В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух звеньев– государственный бюджет и местные бюджеты
В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех звеньев – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских
- бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
5. Бюджетная система РФ основана на принципах:
– единства бюджетной системы Российской Федерации;
– разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
– самостоятельности бюджетов;
– равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
– полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
– сбалансированности бюджета;
– результативности и эффективности
использования бюджетных
– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
– прозрачности (открытости);
– достоверности бюджета;
– адресности и целевого характера бюджетных средств;
– подведомственности расходов бюджетов;
– единства кассы.
6. Ни унитарные, ни федеративные
государства не имеют каких-
2 Проблемы реализации
принципов бюджетного
2.1 Сравнительная характеристика
бюджетного устройства
Бюджетная система Российской
Федерации подразделяется на три
уровня. Первый уровень включает федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов; второй уровень -
бюджеты субъектов Федерации
и бюджеты территориальных
Органы местного самоуправления
действуют в соответствии с Конституцией
РФ и федеральным
Бюджет муниципального образования
довольно прочно связан с бюджетом
вышестоящего уровня – бюджетом субъекта
РФ, за исключением одного из видов
местных бюджетов - бюджета закрытого
административно-
Действующим законодательством
регламентированы виды расходов, финансируемых
из бюджета того или иного уровня.
Так, к расходам, финансируемым исключительно
из федерального бюджета, относят: национальная
оборона и обеспечение
Из бюджетов субъектов
РФ финансируются расходы, отнесенные
к ведению властных структур субъектов
РФ, в частности: обеспечение функционирования
органов законодательной и
Все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные.
В соответствии с
Налоговым кодекса Российской Федерации
к федеральным налогам
К региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на имущество организаций и игорный бизнес.
К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Для реализации принципа сбалансированности
бюджета применяется механизм бюджетного
регулирования, составным элементом
которого является система регулирующих
доходов. Регулирующие доходы бюджетов
– федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
Бюджетным законодательством
РФ в числе форм финансовой помощи
из федерального бюджета бюджетам субъектов
РФ предусмотрены: предоставление дотаций
на выравнивание уровня минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов
РФ; предоставление субвенций на финансирование
отдельных целевых расходов; предоставление
бюджетной ссуды на покрытие временных
кассовых разрывов, возникающих при
исполнении бюджета субъекта РФ. Подобная
финансовая помощь предусмотрена и
для последующих уровней
Бюджетный федерализм выбранный
Российской Федерацией, предполагает
обеспечение чёткого
Федеративное устройство получило законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г.
В последствии, детально разработанные и регулирующие почти все стороны межбюджетных отношений Налоговый и Бюджетный кодексы, соответствующие поправки к ним, методики распределения средств Федерального фонда поддержки регионов и других фондов, задействованных в межбюджетных отношениях, закон об общих принципах местного самоуправления, федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и другие нормативно-правовые акты стали реальной базой для построения и развития в России федерализма, сохраняющего рынок.
В настоящее время наблюдаются тенденции усиления централизма в России. Это происходит по следующим причинам причин:
1. Отсутствие в Конституции
четкого и исчерпывающего
2. Отсутствие у многих
регионов необходимых
3. Несовпадение интересов
многих регионов, их неспособность
выработать единую позицию по
распределению полномочий и
4. Необходимость проведения
общенациональных реформ и
Таким образом, в России постепенно
сформировалась своеобразная национальная
модель федерализма. В этой модели уникально
сочетаются принципы кооперации и конкуренции.
С одной стороны, регионы конкурируют
друг с другом за размещение на их территории
наиболее прибыльных предприятий и
получение финансовой помощи из центра.
С другой – важнейшие полномочия
и финансовые ресурсы сосредоточены
в руках федерального центра. Федеральное
правительство обладает широкими полномочиями,
устанавливает единообразное
Великобритания является
унитарным государством с двухуровневой
бюджетной системой. Система финансовых
взаимоотношений между
Структура местных органов
власти различна во всех трех частях Великобритании:
Англии, Уэльсе и Шотландии. В Англии
существует двухступенчатая система
местных органов власти, состоящая
из графств и округов в сельской
местности и городов и округов
в урбанизированных районах. В 1992 году
в Уэльсе и Шотландии была введена
одноступенчатая система
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом.
Система доходов местных бюджетов базируется на четырёх источниках: на налоге на хозяйственную деятельность, муниципальных налогах; правительственных дотациях, на взносах и сборах. Основными источниками финансирования, на которые приходится 75% доходов местных бюджетов, являются налог на хозяйственную деятельность и муниципальный налог.
Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов.
Местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах. Около 1/3 от общего объёма государственных расходов занимают расходы местных бюджетов. Из местных бюджетов финансируются расходы на образование (кроме системы высшего образования), расходы на содержание полиции и судебной власти, транспорта, дорожного хозяйства, на оказание социальной помощи, в том числе на выплаты жилищных пособий на аренду жилья лицам с низким уровнем доходов.
В настоящее время для
контроля со стороны центрального правительства
за расходами местных бюджетов был
введен подушный налог. Правительственными
нормативными актами было установлено
соотношение 1:4 между дополнительными
расходами и поступлениями
Информация о работе Принципы бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах