Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Поэтому задачами данной курсовой работы являются:
- ознакомление с разработкой главного бюджета;
- ознакомление со статическими и гибкими бюджетами;
- рассмотрение деятельности и экономического состояния фирмы ООО «Стана»;
- обобщение выводов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….5
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО " Стана" …………………………………………………………………14
3.ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ…20
1.Разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов………20
2.Бюджет денежных средств…………………………………………...27
3.Статичные и гибкие бюджеты……………………………………….30
4.Контроль за исполнением бюджетов………………………………..31
5.Автоматизация бюджетирования……………………………………35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40
При
подготовке сметы (бюджета) денежных средств
необходимо концентрироваться на времени
фактических поступлений или
платежей средств, а не на времени
исполнения хозяйственных операций.
В каждой организации на основании
прошлого опыта и суждения руководства
о текущей ситуации определяют ожидаемый
порядок (в процентном отношении) поступления
денежных средств от продажи в кредит,
предусматривается и возможное не поступление
денег либо создание резерва по сомнительным
долгам. Кроме того, необходимо учитывать
политику платежей и выплат самой организации
по приобретению материальных ценностей,
оплаты затрат труда и других расходов.
Некоторые затраты, например многие виды
коммерческих расходов, могут быть сделаны
в кредит с оплатой через 30 дней и более,
а в большинстве случаев затраты на оплату
труда по очевидным причинам не могут
быть отложены на длительное время. Следует
учитывать также, что некоторые статьи
затрат, например амортизация, не требуют
расхода денежных средств. [3]
Существует два вида бюджетов — статические и гибкие.
Статический бюджет — это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок.
Статический
бюджет отражает факт полученного результата.
Статические бюджеты
Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов.
Гибкий
бюджет хорош тем, что позволяет
более адекватно оценить
Сравнивая
статический и гибкий бюджеты, можно
сказать, что последний предоставляет
более объективные данные для анализа
выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет
можно использовать как для планирования,
так и для анализа и оценки различных хозяйственных
ситуаций в условиях возможных непредвиденных
обстоятельств. [6]
3.4. Контроль за исполнением бюджетов
Контроль за исполнением бюджетов осуществляется в виде предварительного, текущего и последовательного видов контроля.
Предварительный контроль, является самым важным видом контроля. Основная цель предварительного контроля — показать эффективность использования ресурсов предприятия при выборе того или иного варианта производства и реализации продукции. Данный вид контроля осуществляется на стадии планирования при анализе представленных альтернативных вариантов. В результате проведенной оценки принимается и утверждается вариант бюджета, наиболее соответствующий установленным критериям. Предварительный контроль должен осуществляться на каждой стадии составления главного бюджета. Каждая смета в отдельности должна пройти предварительный контроль.
Например, предварительный контроль подготовленного бюджета продаж должен быть проведен по программе, которая содержит следующие вопросы:
• Какова вероятность того, что наша продукция будет иметь спрос на момент реализации?
• Насколько реальны представленные в бюджете объемы реализации с точки зрения:
- предполагаемого спроса;
- производственных мощностей?
• Какова реальность представленных в бюджете цен реализации продукции?
• Какова оптимальность структуры реализации? Предварительный контроль сметы по труду производственных рабочих должен подтвердить:
•
установленные нормы
• правильность проведенных расчетов по производству годовых объемов продукции (обеспечивая увязку показателей объемов производства с производственной программой);
•
оптимальность установленных
В целом на стадии предварительного контроля каждая смета подвергается пересчету и всестороннему анализу. Тщательно проведенный предварительный контроль обеспечивает устранение всякого рода ошибок, в том числе умышленных. С его помощью достигается включение всех видов затрат в расчет себестоимости планируемой к производству продукции, максимально исключается возможность появления неучтенных затрат непосредственно на стадии производства и реализации. [8]
Профессионально составленный и сбалансированный по всем показателям бюджет предприятия обеспечивает своевременное бесперебойное снабжение производства сырьем и материалами; исключает затраты на хранение излишков сырья и готовой продукции на складах; обеспечивает рациональное размещение работников по рабочим местам, проведение эффективной политики по своевременному привлечению финансовых средств, эффективное размещение свободных денежных средств.
Особенно важен предварительный контроль планируемых инвестиций, поскольку они связаны с отвлечением либо привлечением значительных финансовых средств. Инвестиции, как правило, весьма существенно влияют на финансовые показатели предприятия. Поэтому процесс отбора инвестиционных проектов для реализации связан с оценкой предполагаемых проектов на основе многообразной комплексной информации. К оценке инвестиционных проектов привлекаются квалифицированные специалисты. Производятся расчеты эффективности реализации альтернативных проектов, экологические оценки, рассматривается социальное влияние проектов и т.д.
Инвестиционный проект, отобранный после проведения предварительного контроля, включается в бюджет капитальных вложений, который в свою очередь включается в финансовый бюджет предприятия.
Текущий контроль бюджета осуществляется в ходе его исполнения путем сопоставления плановых показателей с фактическими учетными данными, в процессе которого выявляют отклонения. Выявленные отклонения подвергаются анализу, выясняются причины, их вызывающие. Затем либо выявленные причины устраняются, либо производится корректировка бюджета.
Текущий контроль может осуществляться двумя путями:
1) в режиме «on-lain»— при наличии интегрированной компьютерной информационной системы по управленческому учету;
2)
с помощью управленческой
В режиме «on-lain» текущий контроль обеспечивается в соответствии с заданной программой. Все производимые расходы при вводе информации соответствующим образом кодируются и в автоматическом режиме фиксируются в графах «фактические расходы» определенных бюджетов. Кроме того, каждая запись сопровождается расчетом экономии или перерасхода на заданный период. Менеджер, контролирующий исполнение того или иного бюджета, принимающий решение по расходам или доходам, в любой момент может видеть реальную картину по всем позициям, необходимым ему для полноценного управления.
Значительно сложнее процедура текущего контроля на предприятиях, в которых нет компьютерной системы по управленческому учету. В этом случае необходимо разработать «внутрифирменную» отчетность и установить сроки ее представления. Как правило, эти сроки отчетности не должны превышать одного месяца. В основном отчетность формируется за рабочую неделю, 10 дней, 20 дней и месяц. При разработке форм отчетности очень важно, чтобы они четко соответствовали плановым формам, а фактические показатели расходов и доходов были сопоставимы с плановыми заданиями. Иначе говоря, нельзя формировать отчетные данные о выполнении планового задания в количественном выражении, если они запланированы в стоимостном выражении, и наоборот; не допускается отчетная информация в валюте, отличной от зафиксированной в смете. Не допускается представление отчетных данных, которые нуждаются в доработке для обеспечения сопоставимости с плановыми показателями. Нет необходимости в излишней детализации информации.
Кроме того, отчетность должна содержать графы, содержащие информацию по отклонениям: экономии и перерасходу (сопоставление фактических показателей с плановыми в абсолютных и относительных показателях).
В случае возникновения серьезных проблем по исполнению плановых показателей готовятся специальные аналитические записки, в которых подробно разбираются возникшие отклонения фактических данных от бюджетных показателей, выявляются и объясняются причины отклонений, даются рекомендации по устранению выявленных причин либо по корректировке бюджетных показателей. Корректировки, вносимые в какую-либо смету, как правило, затрагивают взаимосвязанные сметы и в целом весь бюджет предприятия.
В компьютеризированной системе управленческого учета внесение каждой корректирующей записи меняет все бюджетные показатели в автоматическом режиме. Очевидно, что внесение корректировок в таком случае должно осуществляться только уполномоченными лицами с фиксированием фамилии лица, внесшего изменение. Лица, не имеющие права вносить изменения в бюджетные показатели, не должны иметь допуска и пароля.
В случае если на предприятии управленческий учет не компьютеризирован, корректировочные записи производятся с учетом взаимосвязи всех показателей, при этом пересчитываются все сметы.
Последующий контроль бюджета осуществляется по завершении бюджетного периода, он носит «исторический» характер. В отличие от текущего контроля, который иначе называют оперативным, последующий контроль бывает более точным и взвешенным, а значит, более глубоким и объективным.
Последующий контроль также осуществляется с помощью форм управленческой отчетности. Они содержат данные по плановым и фактическим показателям, а также данные по отклонениям факта от плана. Кроме того, как правило, формы отчетности предусматривают сопоставимость названных показателей за отчетный и предшествующий периоды.
Последующий контроль является заключительным этапом бюджетного процесса. Он дает целостную информацию о завершении бюджета, предполагает возможность анализа эффективности использования денежных и материальных средств, оптимальности структуры производимой продукции и позволяет (с учетом полученной информации) более точно рассчитывать последующие бюджеты.
Осуществление
всех трех форм контроля на предприятии
обеспечивает целесообразное использование
ресурсов и способствует значительному
повышению финансовых результатов.
3.5 Автоматизация бюджетирования
Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета компании, структура бюджетов и другие важные методологические области. Далее наступает черед автоматизации, который заключается в выборе и внедрении программного решения, которое станет надежным инструментом поддержки построенной системы управления финансами компании. Фирмой "Инталев" разработаны программное решение Инталев: Бюджетное управление для 1С: Предприятия. Основная задача автоматизации - освободить время менеджеров от рутинных операций, предоставляя отчетную информацию в удобной для принятия решения форме.
Компания
"1С" проделала огромную работу
и разработала комплексную
Специалистами были выделены следующие важные задачи при постановке бюджетирования, которые не имели адекватной программной поддержки:
Информация о работе Процедуры формирования бюджета организации