Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:02, курсовая работа
Исходя из этого, целью курсовой работы является проведение анализа и изучение формирования системы бюджетирования и финансового планирования в коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретической базы бюджетирования и финансового планирования;
- анализ финансового состояния предприятия;
- анализ существующей системы бюджетирования ООО «Дарлинг»
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования и финансового планирования ООО «Дарлинг»
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рассматриваемой темы 5
1.1. Сущность, принципы и цели финансовго планирования 5
1.1.1. Стратегическое планирование 7
1.1.2. Бизнес-планирование 9
1.1.3. Бюджетирование 11
1.2. Роль анализа в процесе бюджетирования 14
1.3. Роль анализа в процессе планирования 20
Глава 2. Анализ системы бюджетирования и финансового планирования на примере ООО"Дарлинг" 30
2.1. Краткая характеристика предприятия 30
2.2. Анализ системы бюджетирования на предприятии 31
2.3. Анализ финансового планирования на предприятии 36
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы бюджетирования и финансового планирования в ООО «Дарлинг» 51
Заключение 62
Список литературы 65
Как видно, структура активов и пассивов за рассматриваемый период практически не изменилась. Наибольшую. Долю занимают оборотные средства – 98-99%, среди которых в свою очередь выделяются запасы. Это связано с отраслевой особенностью рассматриваемой организации, а именно – оптовой торговлей. Структура пассивов появилась за счет появления в 2009 году прибыли. Наибольшую долю среди пассивов занимает в 2008-2010 годах кредиторская задолженность, что является негативным моментов.
Проведем анализ показателей результатов коммерческой деятельности ООО «Дарлинг» за 2008-2009 годы.
Таблица 2.3 - Анализ показателей результатов коммерческой деятельности ООО «Дарлинг»
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Отклонения, ( +;- ) |
Отклонение, % | ||
2009/ 2008 |
2010/ 2009 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | ||||
1.Выручка (нетто) от
продажи товаров, продукции, |
227110 |
230240 |
197883 |
3130 |
-32357 |
101,37 |
85,94 |
2. Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, |
212319 |
208248 |
175950 |
-4071 |
-32298 |
98,08 |
84,50 |
3. Валовая прибыль |
14791 |
21992 |
21933 |
7201 |
-59 |
148,68 |
99,73 |
4. Коммерческие расходы |
13585 |
10476 |
13469 |
-3109 |
2993 |
77,11 |
128,57 |
5. Управленческие расходы |
1791 |
1546 |
998 |
-245 |
-548 |
86,32 |
64,55 |
6. Прибыль(убыток) от продаж |
-585 |
9970 |
7466 |
10555 |
-2504 |
1704,27 |
74,88 |
11. Прибыль до налогообложения |
-847 |
10296 |
7600 |
11143 |
-2696 |
1215,58 |
73,81 |
12. Текущий налог на прибыль |
- |
2471 |
1824 |
2471 |
-647 |
- |
73,81 |
13. Чистая прибыль |
-847 |
7825 |
5776 |
8672 |
-2049 |
923,85 |
73,81 |
Анализ результатов показателей коммерческой деятельности ООО «Дарлинг» приведенный в таблице 2.3, позволяет сделать вывод о том, что в 2010 году произошло снижение прибыли на 85,94% по сравнению с 2009 годом. Снизилась валовая прибыль на 99,73% по сравнению с предыдущим годом. В связи с этим, прибыль до налогообложения и чистая прибыль так же снизились, а это говорит об не эффективной деятельности предприятия в 2010 году по сравнению с предыдущими двумя годами.
Система финансового планирования ООО «Дарлинг» изначально формировалась на основе современных методов управленческого учета. Руководит системой финансового планирования данной организации коммерческий директор. Непосредственными исполнителями являются работники планово-аналитического отдела. В их обязанности входит осуществление текущего и оперативного финансового планирования. Для разработки стратегических финансовых планов привлекаются сторонние организации, занимающиеся непосредственно маркетинговыми исследованиями. На рисунке 2.1. представлена схема финансового планирования применяемая в данной организации.
Сфера деятельности исследуемой организации это приобретение, сбор, переработка, реализация лома черного и цветного металлов и сплавов. Уровень конкуренции на момент создания организации фактически отсутствовал.
В связи с этим был разработан стратегический (перспективный) финансовый план. В его основу лег разработанный бизнес-план рассчитанный на пять лет, который должен был обеспечивать достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Рис.2.1. Схема финансового планирования применяемая ООО «Дарлинг»
Разработанный бизнес-план определил основные направления деятельности на ближайшие 5 лет. Были изучены емкость и перспективы будущего рынка сбыта. Проведена оценка затрат, необходимых реализации проекта по созданию современного предприятия, приносящего прибыль. Определены те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.
Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика направления деятельности, оценка рынка сбыта и уровня конкуренции; ассортиментная политика; стратегия маркетинга; плановый объем реализации; организационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме. Финансовый аспект бизнес-плана представлен в разделе «Финансовый план» и разделе «Стратегия финансирования».
Финансовый план обобщает в стоимостной форме материал предыдущих разделов. Он включает прогноз объема реализации; баланс денежных расходов и поступлений; таблицу доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятия; график достижения безубыточности.
Стратегия финансирования отражает план получения средств для создания или развития предприятия: общий объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал. В таблице 2.4. приведем основные параметры бизнес-плана ООО «Дарлинг». По данным таблицы можно сделать вывод, что в современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем.
Таблица 2.4- Основные показатели перспективного финансового планирования ООО «Дарлинг» на период 2008-2010 гг.
Наименование показателя |
Годы | |||||
2008 |
2009 |
2010 | ||||
План |
факт |
План |
факт |
План |
факт | |
Объем продаж, тыс.руб. |
204581 |
227110 |
215488 |
230240 |
189183 |
197883 |
Себестоимость продукции и товаров, тыс.руб. |
204113 |
212319 |
197715 |
208248 |
153128 |
175950 |
Коммерческие расходы |
11761 |
13585 |
8041 |
10476 |
10563 |
13469 |
Прибыль от основной деятельности |
1141 |
-585 |
7582 |
9970 |
6155 |
7466 |
Рентабельность продаж |
0.55% |
0.25% |
3.52% |
4.45% |
3.25% |
6.03% |
Объем капитальных затрат (инвестиции) |
10000 |
9254 |
- |
- |
- |
- |
Размер оборотного капитала |
26000 |
79084 |
30000 |
45067 |
35000 |
21811 |
Коэффициент оборачиваемости |
7,7 |
3,7 |
7,3 |
5,0 |
7,1 |
8,4 |
Объем долгосрочного кредитования |
10000 |
10000 |
- |
- |
- |
- |
Объем краткосрочного кредитования |
36000 |
90000 |
41000 |
60000 |
47500 |
35000 |
Это может быть прогнозирование
финансового положения
Однако эффективность
перспективного планирования очевидна,
организация придерживается планируемых
показателей рентабельности и объемов
прибыли. Бизнес-план был рассчитан
на достаточно значительный срок, а
условиях постоянно меняющееся конъюнктуры
рынка, особенно если на нем присутствует
высокая конкуренция, данный вид
финансового планирования носит
в большинстве абстрактный
Перейдем к следующему виду финансового планирования, применяемому на ООО «Дарлинг». Текущее финансовое планирование осуществляется непосредственно планово-аналитическим отделом и сводиться к составлению годовых плановых заданий в виде бюджетов.
2.3. Анализ системы бюджетирования на предприятии
На предприятии ООО «Дарлинг» система бюджетирования включает подготовку следующих бюджетов:
- бюджет продаж
- бюджет закупок
- бюджет расчетов с покупателями и поставщиками
- бюджет затрат.
Бюджетирование в ООО «Дарлинг» начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота компании в предстоящем бюджетном периоде.
Бюджет продаж формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и определяет план отгрузки продукции, а также осуществляет расчет поступлений от продажи.
Бюджет продаж в стоимостном
выражении рассчитывается по каждому
контракту путем умножения
Бюджет продаж может составляться
различными способами в зависимости
от специфики хозяйственной
Общий объём продаж компании может быть подсчитан двумя способами:
- по контрактам (заказам)
- по продуктам (услугам)
Так как на предприятии существует большая номенклатура реализуемых товаров, то при построении бюджета продаж применяется группировка.
Бюджетные показатели, полученные
при составлении бюджета
Для формирования бюджета продаж и отчета об его исполнении используются следующие виды аналитики:
На предприятии ООО «Дарлинг» разрабатывается годовой, квартальный и помесячный бюджеты продаж. Годовой бюджет с помесячной разбивкой формирует отдел сбыта во взаимодействии с другими службами.
Проект годового бюджета продаж представляется директору до 1 декабря года, предшествующего бюджетному. Директор рассматривает представленный первый вариант бюджета продаж, уточняет его отдельные позиции и при необходимости направляет на доработку.
До 15 декабря отчетного года отдел сбыта представляет директору уточненный вариант годового бюджета продаж. Его данные передаются другим подразделениям для расчета бюджетов издержек обращения, движения денежных средств, затрат на заработную плату и т.д.
Бюджет продаж разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении в разрезе основной номенклатуры и потребителей.
Данный бюджет отличает большая неопределенность его показателей: объемов продаж продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому на начальной стадии разработки он по сути является прогнозом. Для его обоснования используется несколько методов, а затем на основе качественного анализа формулируется консенсус-прогноз – как наиболее вероятное предположение о будущей динамике объемов продаж и цен.