Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………
1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...…………………………………..
1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...
Глава 3. Направления совершенствования бюджетной
политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..
3.1. Пути совершенствования бюджетной политики
Российской Федерации……………………………...…………………………..
3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………

Вложенные файлы: 1 файл

БС готово.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

       Содержание 

Введение…………………………………………..…………………………...….

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………

1.1. Роль государства в формировании бюджета……………………………….

1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в

Российской Федерации……………………...…………………………………..

1.3. Бюджетная политика зарубежных стран…………………………………..

Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской

Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..……….

2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..………...

2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан………………………...

Глава 3. Направления совершенствования бюджетной

политики Российской Федерации и Республики Дагестан…...…………..

3.1. Пути совершенствования бюджетной политики

Российской Федерации……………………………...…………………………..

3.2. Направления бюджетной политики Республики Дагестан………………

Заключение…………………………………………………………………...…

Литература…………………………………………………………………...…. 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

      Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

      Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

      Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

      Региональная бюджетная политика – это  программная денежная основа общей стратегии развития субъекта РФ и всех его частных стратегий, концепций и программ  развития. Каждая частная стратегия, и ее проект должны иметь финансовое обеспечение. Финансовая политика на федеральном уровне определяет финансовую политику на региональном уровне в силу их взаимной зависимости. С другой стороны, федеральная и региональная финансовые политики определяют возможность юридических лиц и населения активно принимать участие в инвестиционном процессе, определяют реальные и потенциальные возможности сохранения стоимости сбережений граждан и их трансформации в инвестиции.

      Цель  данной курсовой работы состоит в  рассмотрении теоретических особенностей формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений региональной бюджетной политики на перспективу, на примере Республики Дагестан.

      В работе поставлены и решены следующие  задачи:

-    рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;

- провести анализ формирования государственного и регионального бюджетов на примере Республики Дагестан;

- определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации и региональной бюджетной политики на перспективу.

      Для написания курсовой работы использовалась специальная литература, периодические издания, методические рекомендации.

      Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 

       ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетной политики Российской Федерации 

    1. Роль государства в формировании бюджета

       Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и  использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенных  для удовлетворения общегосударственных  потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

       Государственный бюджетявляясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

       1. Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

       2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения [12].

       Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства  выступает в виде системы состоящей  из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

       Для свода статистических показателей  бюджетной системы и их анализа  используется консолидированный бюджет РФкоторый включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

       Правовую  основу функционирования бюджетной  системы составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные  законы о федеральном бюджете  на соответствующий год, законы субъектов  федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти.

       Главная роль в регулировании бюджетных  процессов в государстве принадлежит  Бюджетному Кодексу РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

       Бюджеты любого уровня системы власти представляет собой главные финансовые планы  государства, субъектов федерации и муниципальных образований на текущий год. Все эти планы имеют силу закона. Составляются они в форме баланса расходов и доходов.

       Согласно  Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов – это часть национального  дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней. Они могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие [1].

       Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, часть неналоговых доходов, безвозмездные перечисления.

       Регулирующие доходы бюджетов – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

       В доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В них также направляются доходы субъектов федерации, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования мероприятий общегосударственной значимости.

       К налоговым поступлениям федерального правительства относятся федеральные налоги и сборы, государственные сборы и пошлины, таможенные сборы и пошлины [1].

       Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

       •            доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

       •          части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

       •            прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;

       •            доходов от внешнеэкономической деятельности;

       •            доходов от реализации государственных запасов и резервов.

       Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

       К налоговым доходам бюджетов субъектов федерации относятся:

       -         собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта федерации и местными бюджетами – законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”;

       -         отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

       Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

       •          части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ. остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов федерации;

       •            доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

       •            доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов федерации в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами и законами субъектов РФ.

       Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов [1].

       К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

       -         собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

       -         отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

       -         государственная пошлина

       Неналоговые доходы местных органов власти формируются за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

       Расходы бюджетов разных уровней.

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики