Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:09, курсовая работа
Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется,
прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования федерального бюджета РФ……5
1.1. Содержание, значение и задачи бюджетного планирования……………..5
1.2. Процесс разработки и утверждения государственного бюджета………10
2. Анализ основных параметров бюджета РФ и направления совершенствования бюджетного процесса………………………………….23
2.1. Анализ прогнозных показателей бюджетных доходов и расходов в 2011-2013 годах………………………………………………………………………..23
2.2. Совершенствование правового механизма составления и рассмотрения проекта федерального бюджета………………………………………………...28
Заключение……………………………………
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП.
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных заимствований.
Таким образом, в связи с исчерпанием Резервного фонда и реализацией взвешенной политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации, прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
В работа было также раскрыто совершенствование правового механизма составления и рассмотрения проекта федерального бюджета. В частности, в 2007 г. были реализованы заметные новации: принят федеральный бюджет на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг. (так называемый трехлетний бюджет), введен институт нефтегазового трансферта, Стабилизационный фонд Российской Федерации преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
В ходе реформы на всех уровнях бюджетной системы были установлены рамки для бюджетного планирования в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированными на повышение качества принимаемых решений в среднесрочной перспективе, и создана основа для дальнейшего улучшения управления общественными финансами. Можно констатировать, что за последние годы существенно изменился бюджетный процесс в целом, были скорректированы взаимоотношения различных бюджетов, иными стали подходы к финансовому планированию.
Так, с 1 января 2009 г. в практику бюджетного планирования введены государственные задания, касающиеся оказания государственных услуг, способствующие увязке объемов и качества оказания государственных услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказанных услуг.
Важную роль стала играть при подготовке проекта федерального бюджета Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 170 и 172 БК РФ составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, определяющем основные направления и ориентиры бюджетной политики. Вместе с тем, по оценке Счетной палаты РФ, при формировании проекта федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. были не только приняты меры, направленные на реализацию задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг., но и не обеспечено в полной мере выполнение отдельных положений Бюджетного послания. Выводы Счетной палаты РФ в этой части весьма показательны.
Сокращено участие в бюджетном процессе и Государственной Думы, которая перераспределяла в 1997-1998 гг. до 25% от общей суммы расходов бюджета, а в последние годы - лишь 0,1%. Преследуется, казалось бы, благая цель - снизить влияние бюджетных лоббистов, устранить популистские подходы. Однако перекос в другую сторону очевиден: бюджет перестает работать в качестве проводника общественных интересов.
Качество подготовки проекта бюджета, обоснованность расчетов, наглядность материалов определяющим образом могут повлиять на успешность рассмотрения и утверждения федерального бюджета палатами Федерального Собрания.
В настоящее время процесс совершенствования правового механизма планирования федерального бюджета продолжается в целях повышения эффективности бюджетного планирования и прогнозирования.
Список использованной литературы
Приложение 1
Нарушения бюджетного законодательства
Приложение 2
Основные характеристики федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год* |
законопроект | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
Доходы, всего |
9275,9 |
7337,8 |
7860,9 |
8844,6 |
9503,5 |
10379,9 |
%% к ВВП |
22,4 |
18,8 |
17,4 |
17,6 |
17 |
16,8 |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
4389,4 |
2984 |
3737,2 |
4090 |
4390 |
4653,2 |
%% к ВВП |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,5 |
Ненефтегазовые доходы |
4886,5 |
4353,8 |
4123,7 |
4754,6 |
5113,5 |
5726,7 |
%% к ВВП |
11,8 |
11,2 |
9,1 |
9,5 |
9,1 |
9,3 |
Расходы, всего |
7570,9 |
9660,1 |
10232,8 |
10658,6 |
11237,9 |
12175,6 |
%% к ВВП |
18,3 |
24,7 |
22,7 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
в том числе условно утверждаемые |
419,3 |
798,4 | ||||
%% к общему объему расходов |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,7 |
6,6 |
Дефицит/профицит |
1705 |
-2322,3 |
-2371,9 |
-1814 |
-1734,4 |
-1795,7 |
%% к ВВП |
4,1 |
-5,9 |
-5,3 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
-2684,4 |
-5306,3 |
-6109,1 |
-5904 |
-6124,5 |
-6448,9 |
%% к ВВП |
-6,5 |
-13,6 |
-13,5 |
-11,7 |
-10,9 |
-10,4 |
*
- здесь и далее: 2010 год – сводная
бюджетная роспись по |
Приложение 3
Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
проект | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Всего источников |
950,1 |
1524,6 |
1726,9 |
1785,7 |
%% к ВВП |
2,1 |
3 |
3,1 |
2,9 |
увеличение |
1653,8 |
2319,8 |
2692,1 |
2774,8 |
уменьшение |
-703,7 |
-795,2 |
-965,2 |
-989,1 |
Источники внутреннего финансирования дефицита |
832,4 |
1478,9 |
1644 |
1702,2 |
увеличение |
1383,3 |
2077,5 |
2449,3 |
2530,7 |
из них: |
||||
государственные ценные бумаги |
1042,8 |
1709,9 |
2023,3 |
2101,9 |
приватизация |
7 |
298 |
276,1 |
309,4 |
бюджетные кредиты (ссуды) |
9,9 |
58,2 |
138,9 |
109 |
уменьшение |
-550,9 |
-598,6 |
-805,3 |
-828,5 |
из них: |
||||
государственные ценные бумаги |
-235,7 |
-369,1 |
-518,9 |
-616,6 |
бюджетные кредиты (ссуды) |
-170,7 |
-114,1 |
-103,2 |
-52 |
компенсация сбережений |
-115 |
-50 |
-50 |
-50 |
Источники внешнего финансирования дефицита |
117,7 |
45,7 |
82,9 |
83,5 |
увеличение |
270,5 |
242,3 |
242,8 |
244,1 |
из них: |
||||
государственные ценные бумаги |
220,9 |
213,5 |
214,9 |
217 |
государственные кредиты |
42,3 |
20,7 |
20,9 |
22 |
уменьшение |
-152,8 |
-196,6 |
-159,9 |
-160,6 |
из них: |
||||
государственные ценные бумаги |
-41,6 |
-76 |
-40,5 |
-40,9 |
государственные кредиты |
-51,3 |
-56,9 |
-70,6 |
-73,5 |